Развивайся качественно
как человек и профессионал

Во что играть с ребенком 4, 5, 6 лет

В процессе взросления у детей меняется отношение к игрушкам и развлечениям, которые были интересны раньше. Теперь у взрослых появляется новая задача – найти детские игры для малышей от 4 до 7 лет, которые принесут им удовольствие. Опытные родители считают, что подобрать актуальное занятие для современного дошкольника непросто. Сейчас дети проводят намного больше времени в интернете, поэтому завоевать их интерес можно лишь в случае, если найти действительно интересное занятие.

В статье мы расскажем, какие занятия и игры интересуют дошкольников в возрасте от 4 до 6 лет, как играть с 4–5-летними малышами дома, чем увлечь детей, если они не хотят играть в игрушки.

Какие игры понравятся детям от 4 до 6 лет

При выборе игр для малышей в возрасте от 4 до 6 лет следует отталкиваться от темперамента ребенка. Не все дети предпочитают проводить время в активном формате или, наоборот, часами разгадывая головоломки и загадки. Самый оптимальный вариант – иметь в запасе несколько творческих, ролевых, познавательных и занятий со словами (для улучшения качества речи).

Чтобы привлечь внимание малыша, нужно придумывать новые занятия или изменять правила старых игр. В большинстве случаев дети быстро переключаются и приветствуют новые увлечения. Также родители должны позаботиться о возможности проведения развлекательных мероприятий как дома, так и на улице. Дошкольникам следует гулять на улице каждый день, при этом прогулка должна быть интересной. Чтобы не ломать голову над поиском игр, рекомендуется ознакомиться с тематическими занятиями, которые понравятся любому ребенку.

Творческие

Творческие занятия помогут малышу развивать скрытые таланты и полностью захватить внимание. Если игра заинтересует ребенка, он может в дальнейшем улучшать свои навыки, тем самым придумав себе хобби. Конечно, полет фантазии не должен ограничиваться карандашами и листком бумаги. Существует ряд увлечений, которые должны понравиться каждому дошкольнику.

Во что играть с ребенком в 4–6 лет – творческие занятия:

  1. Воплотить в реальность собственную планету (город, улицу) на холсте. Если дома осталась большая картонная коробка (от холодильника, пылесоса, микроволновой печи и т. д.), ее можно использовать в качестве большого холста. Вместе с ребенком взрослый может окунуться в мир фантазий и придумать идеальную планету с человечками или изобразить город мечты. Такое занятие может отвлечь малыша от скуки на целый день, при этом родитель будет взаимодействовать с ребенком, узнавая его любимых персонажей и героев мультфильмов.
  2. Создать уютный домик для ребенка. Чтобы зря не покупать домик для детей в магазине, можно соорудить его самостоятельно. Это занятие будет не только развивающим, но и полезным, так как малышу придется придумать и обставить интерьер самостоятельно. В качестве строительного материала можно использовать картон, части которого соединяются с помощью скотча и клейкой ленты. Такой домик ребенок может в любой момент сложить и убрать, чтобы он не занимал много места. Помогать в обустройстве жилища должны родители, так как выполнить всю работу самостоятельно малыш не сможет. В домике можно сделать окошко, разукрасить крышу, посадить искусственные цветы и застелить мягким пледом пространство внутри.
  3. Приготовить сладкое угощение к столу. Деки дошкольного возраста очень любят помогать мамам на кухне. Чтобы готовка была веселой и продуктивной, можно сделать вкусный десерт для всей семьи. Регулярные занятия на кухне помогут малышу быть более аккуратным, приучить его к самостоятельности. Например, чтобы приготовить десерт, нужно взять несколько воздушных шариков ярких цветов и надуть их до небольшого размера (около 10 см в длину). Далее следует тщательно вымыть предметы с мылом и опустить в растопленный шоколад (окунать шар нужно не полностью, а буквально на 2–3 см). После этого масса должна застыть, а затем нужно лопнуть воздушные предметы. Теперь у малыша будут съедобные формочки из шоколада, в которые можно поместить любимую начинку: клубнику, мороженое, йогурт, творожок и т. д.
  4. Слепить снеговика в летнее время года. Если ребенок любит зимние развлечения, ему наверняка понравится играть со снегом летом. Создать зимнюю сказку можно из кукурузного крахмала и пены для бритья. Для ярких впечатлений можно добавить в полученную смесь краситель. С помощью искусственного снега можно легко слепить любого персонажа, при этом материал безопасен для игр с детьми.
  5. Приготовить домашнее мороженое. Если ребенок захотел сладкого, самое время предложить ему игру по созданию десерта. Чтобы продукт был натуральным, рекомендуется использовать кефир (пол-литра), фрукты (200 г клубники, дыни, арбуза и т. д.), орехи и мед. Когда все ингредиенты будут на столе, нужно взбить фрукты вместе с медом в блендере. К получившейся однородной массе добавить кефир и взбить продукты еще раз. После этого разлить смесь по формочкам, посыпать сверху орехами, кокосовой стружкой или шоколадом. Через 2 часа (после морозилки) угощение будет готово, а юные кулинары довольны.

Ролевые

Психологи утверждают, что сюжетно-ролевые игры необходимы каждому ребенку без исключения. С помощью таких занятий дети могут поставить себя на место героя в различных ситуациях. Конечно, нужно стараться делать упор на моментах из реальной жизни, чтобы в дальнейшем малыш был к ним готов. Подобные игры могут быть не только увлекательными, но и полезными (самые лучшие сюжетные активности представлены в списке).

Ролевые игры для дошкольников – топ-5 лучших занятий с ребенком:

  1. «Доктор и пациент». Если малыш боится посещать кабинеты врачей, следует предложить ему безобидную игру. Сначала роль доктора предлагают ребенку, чтобы он поставил себя на место реального человека. Если занятие будет проходить весело и легко, можно предложить чаду поменяться местами или провести осмотр любимой игрушки. Вскоре малыш поймет, что не стоит бояться врачей, и будет спокойно относиться к походам в больницу.
  2. «Война двух королевств». Взрослый может предложить ребенку с друзьями сыграть в ролевую игру, где будет один победитель. Для этого нужно установить две крепости из подушек и подготовить боеприпасы – гранаты из бумаги. Победит то королевство, на территории которого окажется меньше вражеских предметов.
  3. «Магазин». Классическая игра, от которой получают удовольствие дети дошкольного возраста. Малышу дается время на подготовку (собрать необходимый товар, придумать цены и подготовиться к продаже), а родителям – возможность купить искусственные купюры. Когда продавец будет готов, можно смело отправляться за покупками своих же ключей от дома, драгоценностей и т. д.
  4. Массажные процедуры. Если родители устали, а ребенок еще полон энергии, самое время предложить ему новую игру. Все, что требуется от взрослого, – лежать на кровати или на полу, когда малыш будет делать массаж. При этом ребенок должен придумать собственное заклинание и действия по изгнанию усталости и болей в теле. Когда чадо справится с заданием, можно наградить его сладостями или десертом.
  5. Прятки. Еще один способ развлечения – поиграть в кошки-мышки. Логично, что искать укромное место будет ребенок, а задача взрослого – найти его. Как только пропавший малыш будет найден, нужно передать ему эстафету и как можно быстрее спрятаться от него.

Со словами

Игры для малышей 4–6 лет не обходятся без эмоций, которые следует правильно выражать. Чтобы ребенок владел навыком, следует предложить ему занятия, где будет задействована речь. Эти упражнения особенно эффективны для стеснительных ребят, которые не могут полностью раскрыться. В ходе игры зажатость снимается, и ребенок спокойно взаимодействует с окружающими. Идеальный вариант – если принимать участие будут несколько сверстников (друзей) малыша.

Детские игры со словами для малышей 4–6 лет:

  1. «Угадай персонажа». В ходе игры взрослый должен изобразить или дать характеристику персонажа (предмета), который угадывается остальными участниками. По правилам занятие напоминает ассоциации, когда первый угадавший ребенок получает право представить своего героя.
  2. «Угадай эмоцию». Простая игра, для которой понадобится от двух игроков. Сначала ведущий (взрослый) произносит любую фразу или предложение (например: «Какая сегодня погода!»). Задача детей – отгадать, с какой интонацией родитель произнес слова: грустно, радостно, вопросительно, раздраженно или с досадой.
  3. «Назови предметы». Игра заключается в том, чтобы назвать большее количество предметов в комнате/квартире на определенную тематику. Например, это могут быть только зеленые, красные или белые вещи. Другой вариант – придумать тему (мебель, кухонные принадлежности, цвета и др.). Победителем окажется тот, кто назовет большее количество предметов.
  4. «Кто лучше слышит». Занятие можно проводить как с одним, так и с несколькими детьми сразу. Ведущий завязывает малышам глаза, а после начинает издавать различные звуки (шуршать пакетом, открывать дверь, стучать пальцами по столу). После этого повязка с глаз снимается, и все участники по очереди рассказывают, какие звуки они услышали и на что они были похожи.
  5. «Профессии». Развивающая игра со словами, участие могут принимать несколько человек. Ведущий бросает мяч в руки любого ребенка и задает вопросы: кто водит автобус, кто ездит на тракторе и т. д. Задача игрока – угадать, о ком идет речь в разговоре, и как можно быстрее назвать профессию.

Познавательные

Познавательные игры помогут малышам приобрести новые навыки. Это могут быть взрослые занятия в шуточном формате, вроде домашней рыбалки. Развлечения такого формата не оставят детей равнодушными. Родителям вместе со своим ребенком можно выбрать одну из веселых игр, предложенных в списке.

Во что играют дети в 4, 5, 6 лет – развлечения в познавательном формате:

  1. Веселый аквагрим. Для игры понадобятся детские краски, которые легко смываются и отстирываются. Теперь можно приступать к занятию: в качестве модели может выступать любимая игрушка или лицо взрослого. Используя краски, ребенок создаст уникальный грим или разрисует себя самостоятельно.
  2. Рисунок ладошками. Дети очень любят пачкать руки, поэтому следует предложить им игру с красками. Понадобятся большой холст и пальчики малыша, которыми он будет создавать шедевр. Чтобы не запачкать предметы в доме или одежду, можно проделать работу вместе с ребенком. В итоге должна получиться интересная картина в память о детстве.
  3. Творчество с пластилином. Чтобы не испортить предметы в квартире, рекомендуется тщательно выбирать материал или сделать его в домашних условиях. Вместе с малышом родители могут придумать необычные композиции, украсив ими комнату.
  4. Открытки для друзей, бабушек и дедушек. С помощью небольшого письма и красивой бумаги малыш может передать эмоции, что он скучает или поздравляет родных с каким-либо праздником. Открытку можно украсить с помощью рисунка, наклеек и блесток.
  5. Любимые персонажи на пальцах. Развитию моторики способствуют занятия по разработке конечностей, которые можно перевести в веселую игру. Понадобятся фломастеры и краски, чтобы нарисовать на каждом пальчике мордочку животного или лицо персонажа. Теперь можно смело устраивать соревнование: какой из героев быстрее доберется до финишной линии.

Подвижные игры для малышей 4, 5, 6 лет

Ещё по теме:
Как влияют компьютерные игры на ребенка
Влияние компьютерных игр на детскую психику и здоровье
С каждым поколением дети всё чаще отдают предпочтение виртуальной жизни, а не реальным играм и…
Подвижные игры для детей на улице
Интересные и подвижные игры для детей на улице
Еще 20 лет назад дети с удовольствием проводили время на улице: гуляли, играли в различные…
В ассортименте развлечений у детей дошкольного возраста должны присутствовать активные игры. Если ребята собираются играть компанией, рекомендуется брать с собой сопровождающего. Активные занятия для малышей разделяют на две категории: развлечения для дома и улицы. В первом случае родители должны подобрать такие игры, после которых квартира останется целой и невредимой. Во втором – безопасные занятия, во время которых дети не будут получать ушибы. Для каждой категории были подобраны лучшие игры, которые должны понравиться дошкольникам.

Дома

Домашние игры полезны тем, что ребенок в процессе выполнения задания находится в комфортной обстановке. Некоторые родители считают, что проводить увеселительные мероприятия нужно только на улице, что является ошибкой. Дошкольник должен понимать, что имеет право играть в удобной для него среде, так как на улице есть риск получить травму.

Игры для малышей 4–6 лет в домашних условиях:

  1. «Найди цвет». Если поблизости живут сверстники ребенка, можно позвать их на игру, ведь так будет веселее. Ведущий (родитель) раздает каждому малышу флажок (бумажку) определенного цвета, а после предлагает разойтись по разным углам комнаты. Когда начинается музыка, дети должны оставить предмет со своим цветом и ходить по помещению в хаотичном порядке. Когда прозвучит сигнал «Найди свой цвет», ребенок должен как можно быстрее вернуться и найти свой флажок.
  2. «Вышло солнышко, и пошел дождь». Игра отличается от предыдущей тем, что никаких предметов искать не нужно. Посередине комнаты устанавливается несколько стульев (на один меньше, чем количество участников), включается ритмичная музыка и ведущий объявляет: «Вышло солнышко». Дети встают со стульев и начинают ходить по кругу, вслушиваясь в звуки. Как только музыка прекращается, ведущий выкрикивает фразу «Пошел дождь», и малыши должны как можно быстрее занять свободное место. Игра продолжается до тех пор, пока не будет выявлен один победитель.
  3. «Цветные сигналы». Для проведения занятия понадобятся 3 круга разных цветов (зеленый, желтый и красный). Реквизиты для игры можно сделать из картона или просто вырезать цветную бумагу. Сначала родитель объясняет ребенку правила. Например: когда появляется зеленый – идти, когда желтый – стоять, когда красный – бежать. Как только малыш начнет ориентироваться и выполнять действия правильно, можно усложнить задание (добавить дополнительные шаги).
  4. «Горячо и холодно». Одна из самых популярных детских игр, которая отлично подходит для дошкольников. Сначала взрослый описывает предмет так, чтобы сразу не было понятно, о чем идет речь. Далее ребенок начинает бродить по квартире, а родитель в это время подсказывает ему с помощью двух слов: «холодно» или «горячо». Для азарта можно выполнять задание на время, чтобы малыш старался как можно быстрее найти пропавшую вещь.
  5. «Разные шаги». Игра, с помощью которой у ребенка включаются фантазия и математические способности. Взрослый находится в одной части комнаты, а малыш – в другой. Теперь можно выдавать задания, в ходе которых он будет передвигаться по помещению. Например: сделай 3 шага как лилипут или пройди 2 шага как великан. Придумывать можно разных героев, особенно если участие принимают несколько дошкольников.

На улице

Как уже было сказано, задача родителя – подобрать безопасные для малыша игры. Помимо активностей с мячом, можно предложить ребенку занятия по теннису или бадминтону. Если не хочется искать инвентарь для игр, можно выбрать одно из развлечений на улице в списке ниже.

Во что играть с дошкольником на улице – варианты игр на свежем воздухе:

  1. Прятки. Универсальная игра, которая подходит в любых условиях. Правила всем знакомы: ведущий считает до определенного момента, а игрок ищет укромное место. Побеждает тот, кто быстрее доберется до места финиша.
  2. Твистер. Необязательно покупать игру, ведь ее можно легко нарисовать мелом на асфальте. Задача игрока состоит в том, чтобы продержаться как можно дольше на своей позиции и не упасть. Ведущий крутит руль со стрелкой или называет положения в хаотичном порядке. Занятие для развития гибкости и слуховых способностей подходит как для семьи, так и для круга друзей.
  3. Игры с кубиками. Для проведения мероприятия понадобятся два кубика: один – игральный, а второй – самодельный. На втором предмете нужно написать действия, которые будет выполнять игрок. Теперь взрослый подбрасывает оба кубика вверх, а ребенок читает задание. Количество точек на первом предмете указывает, сколько раз нужно выполнить действие. Слово на втором предмете – какое действие будет выполняться. В итоге получаются разные комбинации: присядь 5 раз, попрыгай на одной ноге 6 раз и т. д.

Ребенок не играет в игрушки в 5, 6 лет: как заинтересовать

Причин, по которым ребенок в 5–6 лет не играет в игрушки, может быть много. Некоторые родители начинают даже подкладывать в руки малышу предметы, что является ошибкой. Если уж так случилось, что дитя отказывается от игрушек, в первую очередь нужно найти источник проблемы.

Психологи считают, что главную ошибку в такой ситуации совершают родители. Например, это может быть избыточное количество новых игрушек, когда малыш теряет концентрацию из-за десятка ненужных предметов. К другим источникам проблем относят отсутствие компании для игры или неверную организацию пространства для развлечений. Каждая ошибка должна быть обдумана (поступает ли родитель правильно), иначе найти корень проблемы будет сложно.

Пусть малыш сам выберет игрушки

Как уже было сказано, самая популярная ошибка – наличие огромного количества лишних предметов. Родители на подсознательном уровне стараются создать идеальный вариант детской комнаты: стеллажи с игрушками, яркие карандаши и фломастеры. Нужно понимать, что не каждому ребенку необходимо такое количество предметов в комнате. Достаточно иметь 2–3 любимых персонажа. Тем более что взрослые не всегда позволяют своему чаду выбирать игрушки самостоятельно. Сами того не осознавая, в детском магазине они останавливаются на тех вариантах, которые сами хотели бы получить в детстве.

Последствия от избыточного количества предметов:

  • внимание малыша постоянно переключается с предмета на предмет;
  • лишние игрушки приводят к полному отсутствию интереса ко всем новым и старым предметам;
  • малыш становится капризным и требовательным (игрушки приходится менять каждый день, они надоедают, портятся и ломаются).
Более взрослым ребятам (дошкольникам) нужно переходить на более взрослые игрушки. Сюда можно отнести детские энциклопедии, простые книжки, конструкторы лего, раскраски.

Придумывайте игры вместе

Психологи отмечают, что далеко не все родители играют с детьми столько, сколько им нужно. Обычно ситуация складывается так: мама оставляет чадо наедине с предметами в комнате, а сама уходит по делам, думая, что воображение ребенка сделает свое дело.

Оставлять дошкольника в одиночестве с игрушками крайне не рекомендуется, ведь ему быстро наскучат тишина и отсутствие живой реакции. Чтобы такого не произошло, нужно выделять время на совместный досуг. Причем нужно активно участвовать в играх, если малышу необходимо участие взрослого. Таким образом родитель и ребенок смогут не только провести время весело, но и выстроить доверительные отношения, узнать друг друга лучше.

Соберите компанию

Если ребенок проводит много времени в одиночестве, такое положение может негативно сказаться на его состоянии и навыках в общении. Чтобы решить эту проблему, взрослому необходимо в первую очередь избавиться от лишних предметов для игр и постараться направить малыша на общение. Чаще всего дети дошкольного возраста посещают детский сад, где можно поиграть со сверстниками в любимые игрушки.

Дети дошкольного возраста имеют свои особенности, на которые нужно обратить внимание при выборе игр. Теперь на смену упражнениям по моторике приходят более сложные задания. Например, ребята в 4–6 лет предпочитают сюжетно-ролевые игры, соревнования между сверстниками и логические задания. Появляется усидчивость и внимание фокусируется на игре, особенно если она интересная.

У некоторых детей в дошкольном возрасте появляется необычная черта – они отказываются взаимодействовать с игрушками. Теперь любимая кукла или машинка не вызывают положительных эмоций, что можно сказать и о других персонажах. В таком случае родители должны выявить причину, из-за которой появилась нелюбовь к некоторым предметам. Самые распространенные ошибки: лишние предметы в комнате, отсутствие компании и одиночество наедине с игрушками.