Развивайся качественно
как человек и профессионал

Влияние компьютерных игр на детскую психику и здоровье

С каждым поколением дети всё чаще отдают предпочтение виртуальной жизни, а не реальным играм и общению с друзьями. Одни родители считают, что это естественное явление и препятствовать ему бессмысленно. Другие же стараются ограничить доступ ребенка к компьютеру и прочим игровым гаджетам.

В статье разберемся, какое влияние компьютерные игры оказывают на психическое и физическое здоровье малышей и подростков, в чем вред видеоигр для детей и есть ли польза, как усилить положительное влияние компьютерных игр на ребенка и сократить вредное воздействие.

Польза и вред компьютерных игр для развития ребенка

Компьютерные технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они не только стали частью многих рабочих процессов, но и являются источником повседневного досуга. И если еще 20 лет назад компьютер считался для многих роскошью, сегодня он есть почти в каждом доме.

Современные технологии настолько адаптированы под пользователей, что оказываются по зубам даже детям, которые едва научились ходить. Это касается в основном так называемых карманных компьютеров – смартфонов и планшетов. Как мы восхищаемся при виде 3-годовалого малыша, который ловко орудует пальчиком по экрану, свободно ориентируется в игре и знает куда нажимать, чтобы найти нужное ему приложение. Мы считаем это проявлением смышлености и смекалки, и продолжаем поощрять подобные увлечения. Так, незаметно для себя, родители сами подталкивают своего ребенка к виртуальной реальности, из которой выбраться порой не так уж и просто.

Увлечение компьютерными играми очень часто влечет за собой негативные последствия и влияет как на физическое, так и психическое здоровье еще неокрепшего организма. Однако следует принять во внимание и то, что для некоторых детей игры имеют огромное значение, а их влияние может быть не только негативным, но и положительным. Поэтому прежде, чем обозначить четкую позицию по отношению к виртуальной жизни своего ребенка, необходимо познакомиться как с темными, так и со светлыми сторонами вопроса.

В дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка. В это время происходит активное формирование речи, мышления, развиваются все когнитивные функции мозга, отвечающие за восприятие мира и взаимодействие с ним. Считается, что до 5–6 лет ребенок способен впитывать всю поступающую извне информацию как губка. Иными словами, это время закладки основной базы, от которой зависит дальнейшая успеваемость и развитие ребенка.

В дошкольном возрасте основной формой познавательной деятельности является игра. С ее помощью малыши не только проводят свой досуг, но и учатся быть «взрослыми», общаться с окружающими людьми, лучше понимать мир вокруг. В реальных играх всю информацию ребенок пропускает через себя, полноценно отыгрывая роль. Если это игра в дочки-матери, то здесь ребенок сам решает, когда кормить пупса, когда укладывать спать, как именно оборудовать для него спальню и т. д.

В виртуальных играх всё несколько иначе. Здесь компьютер предлагает свои варианты действий, а ребенку нужно лишь выбрать один из них. С одной стороны, дети учатся играть по правилам, с другой – лишаются права выбора, тем самым ограничивая себя в действиях.

Конечно, есть немало игр, способствующих развитию логики и внимания. Но, как правило, такой жанр нравится дошкольникам меньше всего. Дети до 6 лет воспринимают компьютерную игру как череду ярких картинок. Малыши едва ли способны вдаваться в сюжет, а тем более усидеть за занятием, которое требует внимания и умственного напряжения.

Еще один недостаток виртуальных игр – отсутствие двигательной активности. Во время игр на компьютере или в телефоне дети находятся в статическом положении, задействуя лишь несколько пальцев. В результате – нарушение осанки, развитие сколиоза и другие виды деформации позвоночника. Опорно-двигательный аппарат детей дошкольного возраста находится в процессе развития и достаточно пластичен, поэтому любые неадекватные нагрузки или отсутствие физических нагрузок как таковых всегда влекут за собой негативные последствия.

В школьном возрасте

Для школьников степень влияния компьютерных игр определяется не столько визуальной привлекательностью, сколько отношением к виртуальной реальности как таковой. Если в более раннем возрасте дети воспринимают компьютерные игры как череду ярких образов и картинок, то школьники подходят к видеоиграм уже более осознанно. Фактически в подобного рода развлечениях они видят возможность реализовать себя, способ уйти от реальности, а также источник ярких эмоций и новых впечатлений.

Важно понимать, что опасность представляют не сами игры, а степень увлечения ими. Если ребенку нравится играть в стрелялки или танчики, но при этом он поддерживает общение с друзьями, адекватно реагирует на критику, у него в порядке успеваемость в школе, то беспокоиться не о чем. В данном случае виртуальная жизнь – лишь приятное разнообразие досуга. Другое дело, когда подросток замкнут, тяжело идет на контакт, раздражителен, а тем более агрессивен. В подобном случае не стоит позволять ему замыкаться в виртуальной реальности. Возможно, ребенка что-то серьезно беспокоит, поэтому желательно обратиться к психологу за консультацией.

В чем может заключаться вред от компьютерных игр для школьников:

  1. Портится зрение. Очень часто у детей появляется синдром сухого глаза, развивается близорукость.
  2. Снижается мышечный тонус, портится осанка. В процессе игры за компьютером или в телефоне ребенок практически не двигается. В таком положении спина быстро устает, поэтому ребенок всё больше наклоняется вперед, опирается свободной рукой о поверхность, пытаясь снять часть нагрузки с позвоночника. Такое положение быстро входит в привычку и приводит к искривлению позвоночника.
  3. Появляются расстройства, связанные с функциональностью нервной системы. Наиболее распространенный синдром – головные боли, мигрени. За ними следуют тошнота, подергивание конечностей, судороги. В конечном счете у ребенка, серьезно увлекающегося компьютерными играми, могут возникать различные невротические и психосоматические расстройства.
  4. Страдает психика. Под влиянием виртуальных игр дети нередко становятся раздражительными, агрессивными по отношению к родным и окружающим. Неудачи в игре они воспринимают довольно болезненно и могут всерьез выходить из себя даже из-за пустяка. У ребенка может постепенно формироваться искаженное представление о реальном мире, ему уже сложно понять, где явь, а где вымысел. У таких детей, как правило, притупляется инстинкт самосохранения, а решение конфликтных ситуаций они видят лишь в одном – в применении физической силы.
Наряду с многочисленными минусами компьютерные игры имеют и некоторые достоинства. Они учат концентрировать внимание, мыслить логически и анализировать ситуацию. При умеренной частоте игры помогают снять напряжение, отвлечься от навязчивых мыслей и забыть о невзгодах. Виртуальная реальность дает возможность стать тем, кем хочешь, переноситься сквозь миры и время без риска для жизни, причем с полной уверенностью, что у тебя всё рано или поздно получится.

Опасность видеоигр для психики детей: чем они вредны

Ещё по теме:
Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста
Развивающие игры для детей от 3 до 7 лет своими руками
Развивающие игры для малышей можно найти на полках любого детского магазина. Ассортимент таких изделий разнообразен…
Игры для малышей 4, 5, 6 лет
Во что играть с ребенком 4, 5, 6 лет
В процессе взросления у детей меняется отношение к игрушкам и развлечениям, которые были интересны раньше.…
Большинство родителей юных геймеров предпочли бы, чтобы их ребенок увлекался «фермой», чем какой-нибудь стрелялкой с лужами крови и убийствами. На самом деле влияние многих видеоигр не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Во многих случаях решающую роль играет характер ребенка, особенности его психики и многие другие внутренние факторы, которые и определяют отношение к той или иной игре.

Чтобы понять, какие видеоигры следует считать наиболее опасными для своего ребенка, необходимо разобраться в принципах игровых механик и различиях между разными видами игр.

Компьютерные игры подразделяются на несколько основных жанров:

  1. Шутеры, или стрелялки. Это, как правило, довольно яркие, насыщенные спецэффектами игры. Здесь предполагается выполнение определенной миссии, в ходе которой персонаж передвигается по локациям и может стрелять по всему, что движется. Как ни удивителен этот факт, но для психически здорового, уравновешенного подростка такие игры принесут не больше вреда, чем «ферма» или симулятор жизни, особенно если он проводит умеренное количество времени за игрой, не замещая ею общение с друзьями и другие здоровые увлечения. Другое дело, если ребенок замкнут или склонен к вспышкам агрессии. Как правило, такие дети тяжело переключаются с игры на реальную жизнь и проявляют сильное раздражение, когда им приходится это сделать.
  2. РПГ. Это виртуальный мир, в котором можно стать кем угодно. Здесь можно перевоплотиться в мага, эльфа и прочих интересных персонажей, изучать неизведанные миры, выполнять задания, совершенствуя свои силы и умения от уровня к уровню. Такие игры дают возможность ребенку раскрыть творческий потенциал, стать тем, кем невозможно быть в реальной жизни. Вместе с тем подобный жанр способен очень сильно затягивать, вызывая зависимость. Если ребенок недоволен своей жизнью или переживает не лучшие времена (травля в школе, развод родителей и т. д.), то игра постепенно начнет заменять ему реальную жизнь, от которой он будет стремиться уйти любым способом.
  3. Стратегии. Один из наиболее простых и понятных для нас примеров стратегических игр – шахматы и шашки. Только в современных компьютерных стратегиях можно управлять не просто «фишками», а целыми городами, народами и даже мирами. В целом такой жанр принесет больше пользы, чем вреда, поскольку здесь от игрока требуется проявить смекалку, логику, пространственное мышление. Такие игры помогают развить навыки стратегии и планирования, а многие из них включают также познавательную функцию, рассказывая о течении тех или иных исторических событий, раскрывая принципы управления и командования.
  4. Симуляторы. Это разновидность игр, которая открывает перед игроком новые горизонты. С ее помощью можно попробовать себя в роли бесстрашного пилота, автогонщика или примерить на себя какую-либо социальную роль. Суть симуляторов заключается в управлении каким-либо объектом или процессом. Это может быть самолет, автомобиль, конкретный персонаж или даже целая армия. Главный принцип таких игр – добиться максимальной реалистичности действий и условий. Симуляторы дают представление о вещах, которые в реальной жизни могут быть просто недоступны. Они крайне увлекательны и способны надолго затягивать в виртуальный мир, однако отрицательного влияния на психику, как правило, не оказывают.
  5. Квесты и логические игры. Здесь перед игроками всегда ставится конкретная задача: найти что-то, добраться куда-то или выполнить другую важную миссию. Но для этого приходится пройти разного рода задания и головоломки, в которых необходимо максимально задействовать внимание и логическое мышление. Такие игры – то что нужно, чтобы как следует поупражнять мозг. Они едва ли способны вызвать зависимость у ребенка, скорее наоборот, весьма полезны в дозированном количестве.
  6. Азартные игры. Исход в таких играх часто зависит не от навыков игрока, а от случая (или, проще говоря, везения). Цель – выигрыш в виде денег или материальных ценностей. Подобный жанр едва ли научит чему-нибудь ребенка, а вот негативные последствия от такой игры не застят себя долго ждать.
Какими бы виртуальными играми не увлекался ребенок, главное – постоянно держать руку на пульсе и контролировать процесс. Если увлечение занимает всё или большую часть свободного времени, а порой и вовсе мешает учебе и нормальной жизнедеятельности, такие игры автоматически становятся опасными, какими бы безобидными они ни казались.

Положительное влияние компьютерных игр на детей

Несмотря на то, что ВОЗ в этом году планирует включить зависимость от видеоигр в список заболеваний, нельзя отрицать их положительное влияние на когнитивные функции мозга. Многочисленными исследованиями, проведенными за последнее десятилетие, было неоднократно доказано, что при умелом использовании компьютерных игр можно не только избежать зависимости, но и приобрести полезные навыки.

Какую пользу можно ожидать от компьютерных игр:

  1. Развивают внимание. В результате эксперимента, проведенного китайскими нейрофизиологами в 2020 году, было выяснено, на что способен мозг заядлого игромана. В опыте участвовали две группы игроков – профессионалы (специализирующиеся на стратегиях и экшене) и рядовые игроки. В течение 2-х часов они сидели перед компьютерами, выполняя задание на внимание и быстроту реакции. Задача заключалась в том, чтобы найти среди быстро всплывающих символов какой-то конкретный, и быстро нажать на кнопку. По итогам эксперимента профессиональные игроки дали правильный ответ в 98% случаев, а простые игроки – приблизительно в 86%.
  2. Повышают социальную активность. В 2010 году американские социологи провели опрос среди школьников на предмет их игровой и социальной деятельности. Оказалось, что лишь 24% детей предпочитают играть в одиночку, а остальные играют в компьютерные игры с друзьями или знакомыми. Помимо этого, было отмечено, что в процессе виртуальных игр дети так или иначе приобретают гражданский опыт, т. е. сталкиваются с агрессией, расистскими, гендерными нападками. Но при этом 85% опрошенных отметили, что нередко сталкиваются с доброжелательным отношением и проявлениями альтруизма со стороны других, порой даже незнакомых игроков.
  3. Влияют на скорость реакции и мышления. Когнитивный исследователь Дафна Бавельер из Женевского университета провела ряд исследований с участием любителей шутеров (стрелялок). В ходе эксперимента было выяснено, что профессиональные игроки способны быстрее и лучше переключаться между различными типами задач в отличие от менее опытных игроков.
  4. Развивают пространственное мышление. Например, такие головоломки, как тетрис способствуют лучшему восприятию двухмерных фигур и их пространственному распределению.
Конечно, разные виды игр оказывают неодинаковое влияние. Например, такие жанры, как шутер, стратегия, способствуют развитию внимания и скорости реакции, но практически не задействуют пространственное мышление. Квесты, головоломки отлично тренируют память и логическое мышление, симуляторы и РПГ способствуют более гибкому мышлению, целеустремленности и даже помогают расширить кругозор. Положительный эффект от компьютерных игр возможен, но при условии, если виртуальная жизнь не станет для ребенка чем-то большим, чем просто игра.

Как убрать вредное влияние видеоигр на ребенка

Вероятность того, что ребенок начнет увлекаться виртуальными играми, более высока в тех семьях, где отдых и развлечения априори связаны с компьютером или другими гаджетами. Но если взрослые способны в той или иной мере контролировать свое время пребывания в виртуальной среде, то дети очень быстро на нее подсаживаются. Тем не менее нужно (и это вполне возможно) снизить негативное влияние игр на ребенка или вовсе их исключить.

Контролировать, сколько времени играет

Лучше не оставлять надолго ребенка наедине с телевизором, компьютером и прочими гаджетами, а начинать контролировать подобный досуг с самых пеленок. Для видеоигр лучше всего отводить вторую половину дня, когда ребенок выполнил все важные дела: сделал уроки, помог по дому и т. д. Согласно требованиям санитарных правил, время непрерывного использования компьютера для ребенка дошкольного возраста не должно превышать 15 минут, для школьников – 15–30 минут в зависимости от возраста. Непосредственно перед сном лучше не играть, иначе ребенок может перевозбудиться и не уснуть.

Понятно, что ребенок, увлеченный мультфильмами или игрой в телефоне удобен: он спокойно сидит, не мешается под ногами и не пристает ежеминутно к маме, требуя внимания. Тем не менее, отдавая ребенка во власть виртуальной жизни, мы забываем о том, что в первую очередь ему нужно внимание со стороны родителей и полноценное общение с ним.

Подобрать полезные игры

Увлечение компьютерными играми можно направить в выгодное русло и использовать для обучения и развития ребенка. Для малышей существует немало развивающих игр, направленных на развитие внимания, запоминания, обучающих чтению, иностранным языкам и многим другим полезным навыкам.

Для школьников, увлекающихся играми посерьёзнее, также можно подобрать много интересного и полезного. Например, для любителей РПГ студия Ubisoft разработала серию игр Assassin’s Creed, в которых присутствуют не только элементы фантастики, но и раскрываются некоторые исторические события – Третий крестовый поход, Великая французская революция и т. д.

Играть вместе с ребенком

Лучший способ понять своего ребенка – попытаться стать на его место. Если ваш ребенок всерьез увлекся видеоиграми, разделите с ним его интересы. Старайтесь делать это ненавязчиво, искренне проявляя интерес к его деятельности. Если дочка часами просиживает за игрой в модельера или визажиста, возможно, у нее действительно талант, и вам следует обратить на это внимание. А если сын увлекается играми со стрельбой, возможно, ему просто необходима разрядка, и лучшим способом для этого может стать спорт или боевые искусства.

Заинтересовать другими увлечениями

Если просто запрещать ребенку играть в компьютерные игры, нужного эффекта вы вряд ли добьетесь. Как известно, запретный плод сладок, и ребенок при каждом удобном случае, даже путем истерик и скандалов, будет вновь и вновь возвращаться к любимому занятию.

Чтобы исправить ситуацию, необходимо расширить круг интересов своего ребенка. В идеале – заменить пагубное увлечение более полезным. Это может быть спорт, танцы, пение, рисование. Водите ребенка на кружки и дополнительные секции, чтобы у него просто не оставалось времени на компьютерные игры. В конце концов, возможно, ваш ребенок увлечен компьютером как таковым. В таком случае очень кстати будут различные курсы и школы компьютерного программирования, моделирования и создания 3D-графики.

В целом компьютерные игры способствуют развитию когнитивных функций – внимания, логического и пространственного мышления, скорости восприятия информации и т. д. Однако увлекшийся ими ребенок теряет несравненно больше, чем они могут дать. У него ухудшается зрение, страдает осанка, общее здоровье. Очень сильно воздействие компьютерных игр на психику детей, которая затем сложно поддается коррекции. Чтобы избежать негативного влияния игр на ребенка, необходимо контролировать время, которое он проводит за ними, как можно больше общаться и по возможности чаще проводить совместный досуг.