Один из видов развивающих занятий с детьми – пальчиковые игры. Они положительно влияют на умственную и мышечную деятельность ребенка, а в сочетании с интересным стихотворением или считалочкой превращаются в увлекательную забаву, от которой дети приходят в восторг.
В статье мы приведем разные варианты пальчиковых игр для малышей по таким темам, как осень, деревья, фрукты, овощи, головные уборы, одежда, а также вы найдете стихи для пальчиковой гимнастики и описание действий для детей.
Детские пальчиковые игры про фрукты и растения
Многие пальчиковые игры служат не только для разминки рук и развития речи, но и помогают ребенку лучше понять окружающий мир и роль человека в нем. Малыши учатся воспринимать речь и одновременно выполнять определенные упражнения, согласовывая их между собой. Это отлично тренирует координацию, воображение и пространственное мышление.
Апельсин
Эта пальчиковая игра сопровождается всем известной народной считалочкой. С ее помощью малыши учатся счету, развивают внимание и воображение.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька – для ежа,
Эта долька – для стрижа,
Эта долька – для утят,
Эта долька – для котят,
Эта долька – для бобра,
А для волка – кожура.
Он сердит на нас – беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
|
(обе руки обращены ладонями вверх, держат воображаемый апельсин)
(показывают сперва десять пальцев, а затем один)
(загибается большой пальчик)
(загибается указательный палец)
(загибается средний палец)
(загибается безымянный палец)
(загибается мизинец)
(второй рукой бросают воображаемую кожуру)
(руки подносят к лицу в притворном испуге)
(энергично машут руками и топают на месте, имитируя бег)
|
Это достаточно ритмичная считалочка, которая легко запоминается малышами. Ее можно обыгрывать как угодно: делать ее более или менее активной в зависимости от возраста детей и возможностей игрового пространства.
Овощи
Существует немало считалочек на тему овощей. Они понятны и интересны малышам, ведь к моменту изучения пальчиковых игр дети уже имеют представление о некоторых овощах. К тому же с их помощью малыш не только тренирует моторику пальцев, но и развивает речь.
«Капуста»
Мы капусту рубим,
Мы морковку трем,
Мы капусту солим,
Мы капусту жмем.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили,
И набили плотно в кадку
Все теперь у нас в порядке.
|
(ритмично отстукивают по поверхности ребрами ладоней – то одной, то другой)
(трут ладони друг о дружку)
(складывают вместе три пальца, имитируя посыпание солью)
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
(постукивают ребрами ладоней по столу)
(трут ладонью о ладонь)
(складываем вместе три пальца, имитируя посыпание солью)
(ритмично стучат по столу ладошками)
(интенсивно встряхивают кисти рук)
|
Движения лучше проработать с малышами заранее, чтобы они разобрались, как складывать пальчики и ладошки. Первый раз медленно проговаривайте стишок, наглядно показывая, что за чем идет.
«Считаем урожай»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем овощи считать.
Раз – капуста,
Два – лучок,
Три – румяный кабачок.
Четыре – свекла, репа – пять.
Все успели посчитать!
|
(Сначала играем левой ручкой. Ребенок держит ладонь перед собой, сжав ее в кулак)
(поочередно разгибает пальчики на левой руке)
(теперь по очереди сгибаем пальцы)
|
Игру повторяют еще раз, но уже с правой рукой. Такое упражнение служит отличной гимнастикой для пальчиков малыша и может применяться в качестве разминки в промежутках между занятиями.
Деревья
Можно прогуляться с малышом по лесу или летнему саду, послушать пение птиц и посидеть в прохладной тени раскидистого дуба или клена. Но даже если нет возможности выехать на природу, можно включить немного фантазии и понаблюдать, как растут деревья и чем они отличаются друг от друга.
«Елка»
Вот стоит большая елка,
А на ней растут иголки.
Есть на елке также шишки,
А внизу – берлога мишки.
|
(пальцы обеих рук сложены в замок, кончики больших пальцев устремлены вверх и касаются друг друга, моделируя верхушку ёлки)
(руки по-прежнему переплетены друг с дружкой, но пальчики растопырены)
(ладони сжаты в кулачки)
(ладони вновь складываются в замок, но на этот раз большие пальцы смотрят вниз, смыкаясь наподобие «окошка» – вход в берлогу)
|
Эта игра хорошо тренирует реакцию и координацию у детей. Как только дети запомнят все движения, можно слегка усложнить задачу, постепенно увеличивая темп стишка.
«В лесу»
Ветер тихо клён качает
Влево, вправо наклоняет:
Раз – наклон и два – наклон
Зашумел листвою клён. |
(руки вытянуть вверх, пальцы широко расставить)
(медленно клоним ладони то в левую, то в правую стороны)
(руки по-прежнему держим прямо, наклоняем ладони до упора влево, а затем вправо)
(активно шевелим пальчиками, показывая, как колышутся листья) |
В процессе игры малыши задействуют не только координацию и мелкую моторику, но и знакомятся с разнообразием леса. Дети представляют себя в образе различных деревьев, знакомятся с особенностями каждого из них, а это тренирует воображение и развивает образное мышление.
«Что в саду»
У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семена в саду клены,
У Алены дуб зеленый.
У Марины куст малины,
У Арины куст рябины,
А у Вани на плетень
Зелененький вьется хмель.
|
(пальцы собраны в кулак, поставлены ребром к столу)
(разжать кулаки ладонями вверх)
(кулаки сжаты)
(разжать один кулак и плавно собрать обратно, начиная с мизинца)
(разжать второй кулак и так же сложить пальцы, начиная с мизинца)
(разжимают руки, а затем сразу сжимают в кулаки)
(левая рука раскрыта, другая зажата в кулак, затем наоборот)
|
Пальчиковые игры учат малыша согласовывать свои движения с речью, чувствовать ритм, а также тренируют внимание. Чем больше таких занятий вы проводите с малышом, тем богаче его двигательный опыт, тем сильнее база для развития грамотной, полноценной речи.
Цветок
Как все яркое и необычное, цветы привлекают малышей с малых лет. Пусть кроха почувствует себя настоящим садоводом и вместе с вами попробует понаблюдать за таинством появления цветов.
«Сажаем цветы»
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы.
|
(ладонь левой руки развернута кверху, кончиками правой руки держим воображаемое семечко и кладем в левую ладонь, имитируя посадку цветов)
(правой рукой держим воображаемую лейку и «поливаем» ею над левой рукой)
(ладони сложены вместе и слегка округлены, затем пальцы отогнуть назад наподобие распустившегося цветка)
(ладони сложены вместе, устремляются пальчиками вверх и постепенно расходятся в стороны, как будто раскрывается цветок)
|
Растения совсем как малыши: с первыми лучами солнышка начинают понемногу просыпаться, потягиваются, выпрямляя свои головки и подставляя пестрые «мордашки» навстречу животворным лучам.
«Цветок»
Утром рано он закрыт,
Но к полудню ближе
Раскрывает лепестки –
Красоту их вижу.
К вечеру цветок опять
Закрывает венчик.
И теперь он будет спать
До утра как птенчик.
|
(ладони прижаты друг к другу)
(ладони слегка расходятся, округляясь, но у основания и кончиков пальцев остаются сомкнуты, наподобие полураскрытого цветка)
(руки по-прежнему соединены, но пальцы расходятся в стороны, имитируя распускание цветка)
(медленно сводим ладони, смыкая кончики пальцев)
(ладошки кладем под щеку, как будто спим)
|
Малыши с удовольствием воображают себя в роли животных, птиц и даже растений. Это помогает им лучше понять устройство окружающего мира, обнаружить сходство и различия между различными предметами и явлениями.
Гимнастика для пальчиков в стихах по теме «Осень»
Осень – по-своему прекрасная пора. Проследите вместе с малышом за переменами, которые происходят в это время года: как деревья сбрасывают свою листву, меняется погода, улетают на юг птицы, как на лесных полянках дружно вырастают грибы.
Осенние игры
Осенью актуальны пальчиковые игры на соответствующую тематику. Попытайтесь вместе с малышом воссоздать осенний пейзаж: покажите, как капает дождик, кружатся и опадают листья, сходите с ним «по грибы» и попробуйте сосчитать ваш «урожай».
«Считаем листья»
Ветерок в лесу летал,
Да листочки всё считал:
Лист дубовый,
Лист кленовый,
Лист рябиновый резной,
Лист с березки – золотой,
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
|
(ладони повернуты друг к дружке, «рисуем» ручками змейку)
(одновременно загибаем большие пальцы)
(загибаем указательные пальцы)
(загибаем средние пальцы)
(загибаем безымянные пальцы)
(загибаем мизинцы)
(плавно кладем ладони на стол или колени)
|
С детками старшего дошкольного возраста можно разнообразить игру, охватив больше наименований деревьев. Попробуйте вместе с ребенком вспомнить, какие еще бывают листочки и на каких деревьях они растут.
«За грибами»
Мы сегодня рано встали,
За грибами в лес пошли.
Грузди, рыжики, лисички
В кузовочке принесли.
|
(руки согнуты в локтях и слегка вытянуты вперед, поочередно сжимаем и разжимаем кулаки)
(«шагаем» указательным и средним пальцами одной руки по столу или раскрытой ладони второй руки)
(округляем одну ладонь в горсть, пальцы второй руки сложены вместе, как будто держат гриб, а затем бережно кладут его в корзинку)
(ладони сложены вместе ребрами друг к другу и округлены – полный кузовок грибов)
|
Пальчиковые игры хорошо тем, что их можно превратить в своеобразный мини-спектакль, в котором малыши могут попробовать себя в различной роли. Поэтому такие развивающие занятия детям особенно нравятся, и они готовы принимать активное участие, повторяя вновь и вновь понравившиеся движения.
Листья
Как причудливы бывают листики у деревьев, и как не похожи они друг на друга. Поиграйте с ребенком в пальчиковые игры под считалочку про листья. Это не только будет полезным для моторики пальчиков, но и окажется весьма познавательным для малышей.
«Собираем листья»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба
Мы соберем.
Маме осенний
Букет отнесем.
|
(ладони сжаты в кулачки, на каждый счет поочередно раскрываем пальчики)
(одновременно сжимаем и разжимаем пальцы)
(ладони разжаты, загибаем большие пальцы)
(загибаем указательные пальцы)
(загибаем средние пальцы)
(загибаем безымянные пальцы)
(загибаем мизинцы)
(пальцы сцеплены, руки вытягиваем вперед, как будто вручаем букет)
|
Очень кстати эти считалочки будут во время прогулки в парке, на природе, когда у ребенка будет возможность как следует рассмотреть листья березы, дуба и других деревьев. Так юный натуралист быстрее запомнит, как выглядят листочки у того или иного дерева и вскоре он уже будет ориентироваться в некоторых наименованиях.
Дождик
Здорово, когда развивающие игры не только познавательные, но и подвижные. Расскажите малышу стишок про дождик и пусть он топает и стучит ладошками о стол, кастрюлю и любой другой звонкий предмет столько, сколько его душе угодно.
«Дождик»
Кто там топает по крыше
– Топ-топ-топ.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
– Топ-топ-топ.
Я теперь усну едва ли
– Топ-топ-топ.
Может, кошек подковали?
– Топ-топ-топ.
|
(поочередно постукиваем пальчиками по твердой поверхности – как будто бежит «паучок»)
(ритмично стучим ладонями)
(снова поочередно постукиваем пальчиками)
(ритмично стучим ладонями)
(хаотичное стучим пальцами)
(стучим всей ладонью)
(снова стучим пальцами)
(снова стучим ладонью) |
Такая игра придется по душе даже самым маленьким. Если малыш еще не может самостоятельно выполнять движения, посадите его к себе на колени и помогайте топать и хлопать под веселые и незатейливые строки.
Перелетные птицы
С наступлением осени перемены происходят не только в растительном, но и в животном мире. Расскажите малышу о птицах, которые улетают на зиму в теплые края и обязательно укажите, кто из пернатых остается зимовать.
«Осень наступает»
Снова осень наступает.
И до следующей весны
В птичьих стаях улетают
Ласточки, скворцы, грачи,
Лебеди и журавли.
|
(поочередно касаемся кончиками пальцев правой руки стола или любой другой поверхности)
(теперь касаемся кончиками пальцев левой руки)
(пальцы подушечками касаются стола, затем поднимаются один за другим – сначала для левой руки)
(теперь поднимаем пальцы правой руки и потихоньку отрываем от стола)
|
Пальчиковые игры полезны сами по себе, но когда они сопровождаются интересными песенками, считалочками и стишками – это вдвойне эффективней. Играйте с малышами дома, на улице, стоя в очереди или во время прогулки. Так вы сможете отвлечь или занять ребенка и одновременно провести полезный урок.
Пальчиковые игры для дошкольников: тема «Город» и другие
Лексические темы, которые подбираются для пальчиковых игр, можно соотносить не только с временами года и объектами природы. Дошкольникам будет полезно больше узнать о неодухотворенной составляющей окружающей среды – транспорт, одежду, сооружения и все то, с чем мы сталкиваемся ежедневно, и чему так важно научить малышей.
Автобус, транспорт
Стихи про транспорт – хорошая возможность сделать пальчиковые игры более активными. Добавив к ним несколько движений для рук, а еще для ног и головы – получаем полноценную разминку, которую проводить легко и весело, особенно если выполнять ее всем вместе.
«Автобус»
Мы в автобусе сидим,
Из окошечка глядим,
Глядим назад. Глядим вперед: вот так вот, вот так вот.
Всех автобус нас везет: вот так вот, вот так вот.
Колеса закрутились
Вперед мы покатились
Город проехали весь…
А щетки по стеклу шуршат: вжик, вжик, вжик.
Все капельки смести хотят: вжик, вжик, вжик.
|
(хлопаем ладонями по коленкам)
(делаем пальцами «бинокль» и смотрим в него)
(повороты головы назад сначала в левую сторону, затем – в правую)
(топаем, высоко поднимая ноги)
(делаем круговые движения кистями)
(сгибаем и разгибаем пальцы, касаясь подушечками ладошек, большой палец оттопырен)
(прикладываем «козырьком» сначала левую ладонь, затем правую, как будто смотрим вдаль)
(машем кистями, имитируя движение щеток)
(сгибаем и разгибаем пальцы)
|
«Велосипед»
Две педали крутят ноги,
Мчат колеса по дороге
Я рулю, куда хочу –
Влево,
Вправо покачу.
То вперед,
А то назад
Нажимаю тормоза.
|
(выполняем круговые вращения кистями)
(круговые вращения руками, согнутыми в локтях)
(крутим воображаемый руль)
(поворачиваем «руль» влево)
(поворачиваем «руль» вправо)
(сжать кулаки, вращаем ими сначала по направлению к себе)
(вращаем кулаками по направлению от себя)
(стучим ладонями по столу) |
Проводите пальчиковые игры как можно чаще. Таким образом вы не только укрепляете физическое здоровье малыша, но и расширяете его кругозор, стимулируя интерес к окружающим объектам и явлениям.
Головные уборы, одежда, обувь
Оказывается, можно весело и интересно рассказать даже про такие, казалось бы, обыденные вещи, как шапка и ботинки. Особенно если добавить немного фантазии и представить, например, как шалят рукавички, а шляпы весело разгуливают по дорожкам.
«Рукавички»
Ох уж эти рукавички –
Непослушные сестрички!
Пропадают постоянно
С батареи, из кармана,
Только выпустишь из рук –
Исчезают как-то, вдруг!
Я хватаю их за спинки –
Пришиваю их к резинке!
– Доигрались, рукавички,
Непослушные сестрички –
Шерстяные, вязанные?!
Вы теперь наказанные! |
(пальцы смотрят вверх, вращаем кистями вправо-влево)
(стучим пальчиком по левой ладони)
(стучим пальчиком по правой ладони)
(ладони опущены, сжимаем и разжимаем пальцы)
(хлопаем ладонью по тыльной стороне второй ладони)
(пальцы смотрят вверх, сжимаем и разжимаем их поочередно) |
Пальчиковые игры хороши для ознакомления малышей с такими понятиями, как «право» и «лево», «вверху» и «внизу». Дети овладевают тонкими движениями рук, учатся ориентироваться в пространстве. Чем раньше будут наработаны данные навыки, тем увереннее и точнее будут движения ребенка и тем легче будет подготовить руку к письму.
«Одеваем куклу»
Танечка, бери иголку,
Сошьем рубашку и футболку,
Брюки, кофточку и платье
И оденем куклу Катю.
|
(указательным пальцем одной руки стучим по ладони другой)
(по очереди вращаем указательным пальцем правой руки вокруг каждого из пальцев на левой)
|
Для малышей до 2-х лет нужно проводить такие пальчиковые игры, в которых будет задействована одна рука. Задачу усложняют постепенно. Приблизительно к трём годам, когда координация ребенка будет хорошо налажена, переходят на игры для двух ручек.
«Кто во что обут»
Посчитаем мы сейчас
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, ботинки
Для Андрюши и Маринки.
А еще есть валенки
Для малышки Вареньки.
А еще сапожки для Вани и Серёжки. |
(поочередно стучим по столу то ладонями, то кулачками)
(на каждое наименование обуви загибаем пальчик на левой руке; когда называем имя, загибаем пальчик на правой руке) |
«Шапочка»
По дороге в Тяпы-Ляпы
Шли гуськом четыре шляпы.
Шляпу старую с пером
Звали дедушкой Петром.
Шляпу с кисточкою синей
Звали бабушкой Аксиньей.
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком. |
(«шагаем» указательным и средним пальцами)
(трем ладони друг о друга)
(загибаем один пальчик на левой руке, а правой в это время делаем круговые движения вокруг головы)
(загибаем на левой руке второй палец, правая – над головой, махи кистью вперед-назад)
(загибаем третий палец, правая рука опущена, машем кистью вперед-назад)
(загибаем четвертый палец, правая рука приставлена ко лбу – делаем «козырёк») |
Такие стишки полезно читать малышам, которые не очень любят одеваться на улицу. С их помощью вы сможете отвлечь ребенка, а также поможете сформировать лояльное отношение к одежде.
Строим дом
Можно построить дом из кубиков, из конструктора или соорудить воображаемый дом, используя в качестве инструментов только пальчики и ладошки.
«Дом»
В переулке дом растет.
Стены каменщик кладет.
В новый дом маляр пришел,
Красит стены, красит пол.
То не град, то не гром –
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком,
Вся округа слышит.
|
(руки перед собой, складываем ладони в форме домика)
(складываем пальцы один на один, начиная с больших; чередуем левые и правые, чтобы получилось подобие кирпичной кладки)
(делаем шажки указательным и средним пальцами)
(водим пальцами правой руки по левой ладони, а затем наоборот, имитируя движения кистью)
(из стороны в сторону машем указательным пальцем)
(складываем руки над головой треугольником)
(бьем сначала правым кулаком по левому сверху вниз, а затем наоборот)
(прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся)
|
С помощью пальчиковых игр можно развивать не только мелкую моторику, но и тренировать координацию, скорость реакции, доводя движения до совершенства. Такие упражнения можно проводить как самостоятельное занятие, а можно использовать в качестве физминутки.
Гномики
А что, если представить, что пальчики – это маленькие гномики. Они так похожи друг на друга и в то же время – разные. Расскажите малышу историю о веселых гномах с помощью пальчиковой игры.
«Гномики»
Жили-были гномики
В расчудесном домике.
Папа-гном дрова рубил,
Гном-сынок их в дом носил,
Мама-гномик суп варила,
Дочка-гном его солила,
Гномик-бабушка вязала,
Гномик-тетушка стирала,
Дед – окошко открывал,
Всех знакомых в гости звал!
|
(попеременно сжимаем и разжимаем пальцы)
(складываем ладони над головой, образуя «крышу»)
(левая ладонь раскрыта, ребром правой руки легонько постукиваем по ней)
(ладони раскрыты, сгибаем и разгибаем пальцы)
(водим кулаком по ладони, как будто перемешиваем суп)
(складываем пальцы в щепоть и «солим» суп)
(пальцы обеих рук скрещены, делаем взмахи пальцами вверх-вниз)
(трем ладонями друг о дружку)
(делаем махи кистями по направлению к себе, как будто подзываем кого-то к себе) |
Предложите ребенку самому придумать имена для гномиков. Научите их прыгать, бегать, отплясывать чечетку и совершать много интересных движений – на радость малышу и на пользу его ручкам.
Помощники: мы посуду перемыли
Ох уж эти пальчики! Вечно они озорничают: залезают в шкафчики, пачкают красками шторы и всюду находят себе приключения. И хоть они еще многое не умеют делать как положено, но уже вовсю стараются помочь маме и сделать что-нибудь самостоятельно.
«Мамины помощники»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли
Чайник, чашку, ковшик,
Ложку и большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали.
|
(несколько раз соединяем кулачки в положении «наковальня», а затем дважды хлопаем в ладоши)
(скользящие движения ладоней друг о дружку)
(начинаем по одному загибать пальцы)
(скользящие движения ладоней друг о дружку)
(загибаем пальцы по одному)
(потирают ладошки друг о дружку)
|
Если какие-то движения окажутся сложными для малыша, возьмите его ручки и мягко направляйте их, пока он не поймет принцип действий. Корректируйте сложность движений в зависимости от возраста ребенка, добавляйте свои и играйте как можно чаще.
Пальчиковые игры отличаются многообразием и простотой. В качестве сопровождения могут выступать считалочки, стишки, потешки – все то, что легко запоминается и просто для восприятия ребенка. Используйте разные темы для игр – природа, окружающая среда, дом и быт. Так вы существенно разнообразите досуг малыша и расширите его кругозор.