Развивайся качественно
как человек и профессионал

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Гномики» и другие игры в стихах

Один из видов развивающих занятий с детьми – пальчиковые игры. Они положительно влияют на умственную и мышечную деятельность ребенка, а в сочетании с интересным стихотворением или считалочкой превращаются в увлекательную забаву, от которой дети приходят в восторг.

В статье мы приведем разные варианты пальчиковых игр для малышей по таким темам, как осень, деревья, фрукты, овощи, головные уборы, одежда, а также вы найдете стихи для пальчиковой гимнастики и описание действий для детей.

Детские пальчиковые игры про фрукты и растения

Многие пальчиковые игры служат не только для разминки рук и развития речи, но и помогают ребенку лучше понять окружающий мир и роль человека в нем. Малыши учатся воспринимать речь и одновременно выполнять определенные упражнения, согласовывая их между собой. Это отлично тренирует координацию, воображение и пространственное мышление.

Апельсин

Эта пальчиковая игра сопровождается всем известной народной считалочкой. С ее помощью малыши учатся счету, развивают внимание и воображение.

 

Мы делили апельсин,

 

Много нас, а он один.

 

Эта долька – для ежа,

 

Эта долька – для стрижа,

 

Эта долька – для утят,

 

Эта долька – для котят,

 

Эта долька – для бобра,

 

А для волка – кожура.

 

Он сердит на нас – беда!!!

 

 

Разбегайтесь кто куда!

 

 
(обе руки обращены ладонями вверх, держат воображаемый апельсин)

(показывают сперва десять пальцев, а затем один)

(загибается большой пальчик)

 

(загибается указательный палец)

 

(загибается средний палец)

 

(загибается безымянный палец)

 

(загибается мизинец)

 

(второй рукой бросают воображаемую кожуру)

(руки подносят к лицу в притворном испуге)

 

(энергично машут руками и топают на месте, имитируя бег)

 
Это достаточно ритмичная считалочка, которая легко запоминается малышами. Ее можно обыгрывать как угодно: делать ее более или менее активной в зависимости от возраста детей и возможностей игрового пространства.

Овощи

Существует немало считалочек на тему овощей. Они понятны и интересны малышам, ведь к моменту изучения пальчиковых игр дети уже имеют представление о некоторых овощах. К тому же с их помощью малыш не только тренирует моторику пальцев, но и развивает речь.

«Капуста»

Мы капусту рубим,

 

Мы морковку трем,

 

Мы капусту солим,

 

 

Мы капусту жмем.

 

Мы капусту нарубили,

 

Перетерли,

 

Посолили,

 

 

И набили плотно в кадку

 

Все теперь у нас в порядке.

 
(ритмично отстукивают по поверхности ребрами ладоней – то одной, то другой)

(трут ладони друг о дружку)

 

(складывают вместе три пальца, имитируя посыпание солью)

 

 

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

(постукивают ребрами ладоней по столу)

(трут ладонью о ладонь)

 

(складываем вместе три пальца, имитируя посыпание солью)

 

(ритмично стучат по столу ладошками)

 

(интенсивно встряхивают кисти рук)

 
Движения лучше проработать с малышами заранее, чтобы они разобрались, как складывать пальчики и ладошки. Первый раз медленно проговаривайте стишок, наглядно показывая, что за чем идет.

«Считаем урожай»

Раз, два, три, четыре, пять

 

 

Будем овощи считать.

 

 

Раз – капуста,

Два – лучок,

Три – румяный кабачок.

Четыре – свекла, репа – пять.

Все успели посчитать!

 
(Сначала играем левой ручкой. Ребенок держит ладонь перед собой, сжав ее в кулак)

(поочередно разгибает пальчики на левой руке)

 

(теперь по очереди сгибаем пальцы)

 

 
Игру повторяют еще раз, но уже с правой рукой. Такое упражнение служит отличной гимнастикой для пальчиков малыша и может применяться в качестве разминки в промежутках между занятиями.

Деревья

Можно прогуляться с малышом по лесу или летнему саду, послушать пение птиц и посидеть в прохладной тени раскидистого дуба или клена. Но даже если нет возможности выехать на природу, можно включить немного фантазии и понаблюдать, как растут деревья и чем они отличаются друг от друга.

«Елка»

Вот стоит большая елка,

 

 

 

А на ней растут иголки.

 

Есть на елке также шишки,

 

А внизу – берлога мишки.

 

 
(пальцы обеих рук сложены в замок, кончики больших пальцев устремлены вверх и касаются друг друга, моделируя верхушку ёлки)

(руки по-прежнему переплетены друг с дружкой, но пальчики растопырены)

(ладони сжаты в кулачки)

 

(ладони вновь складываются в замок, но на этот раз большие пальцы смотрят вниз, смыкаясь наподобие «окошка» – вход в берлогу)

 
Эта игра хорошо тренирует реакцию и координацию у детей. Как только дети запомнят все движения, можно слегка усложнить задачу, постепенно увеличивая темп стишка.

«В лесу»

Ветер тихо клён качает

 

Влево, вправо наклоняет:

 

Раз – наклон и два – наклон

 

 

Зашумел листвою клён.
(руки вытянуть вверх, пальцы широко расставить)

(медленно клоним ладони то в левую, то в правую стороны)

(руки по-прежнему держим прямо, наклоняем ладони до упора влево, а затем вправо)

(активно шевелим пальчиками, показывая, как колышутся листья)
В процессе игры малыши задействуют не только координацию и мелкую моторику, но и знакомятся с разнообразием леса. Дети представляют себя в образе различных деревьев, знакомятся с особенностями каждого из них, а это тренирует воображение и развивает образное мышление.

«Что в саду»

У нашего Гришеньки

 

Под окошком вишенки.

 

У Семена в саду клены,

 

У Алены дуб зеленый.

 

У Марины куст малины,

 

У Арины куст рябины,

 

А у Вани на плетень

Зелененький вьется хмель.

 
(пальцы собраны в кулак, поставлены ребром к столу)

(разжать кулаки ладонями вверх)

 

(кулаки сжаты)

 

(разжать один кулак и плавно собрать обратно, начиная с мизинца)

(разжать второй кулак и так же сложить пальцы, начиная с мизинца)

(разжимают руки, а затем сразу сжимают в кулаки)

(левая рука раскрыта, другая зажата в кулак, затем наоборот)

 
Пальчиковые игры учат малыша согласовывать свои движения с речью, чувствовать ритм, а также тренируют внимание. Чем больше таких занятий вы проводите с малышом, тем богаче его двигательный опыт, тем сильнее база для развития грамотной, полноценной речи.

Цветок

Как все яркое и необычное, цветы привлекают малышей с малых лет. Пусть кроха почувствует себя настоящим садоводом и вместе с вами попробует понаблюдать за таинством появления цветов.

 

«Сажаем цветы»

Мы цветы в саду сажаем,

 

 

 

Их из лейки поливаем.

 

Астры, лилии, тюльпаны

 

 

Пусть растут для нашей мамы.

 
(ладонь левой руки развернута кверху, кончиками правой руки держим воображаемое семечко и кладем в левую ладонь, имитируя посадку цветов)

(правой рукой держим воображаемую лейку и «поливаем» ею над левой рукой)

(ладони сложены вместе и слегка округлены, затем пальцы отогнуть назад наподобие распустившегося цветка)

(ладони сложены вместе, устремляются пальчиками вверх и постепенно расходятся в стороны, как будто раскрывается цветок)

 
Растения совсем как малыши: с первыми лучами солнышка начинают понемногу просыпаться, потягиваются, выпрямляя свои головки и подставляя пестрые «мордашки» навстречу животворным лучам.

«Цветок»

Утром рано он закрыт,

 

Но к полудню ближе

 

 

 

Раскрывает лепестки –

Красоту их вижу.

 

 

К вечеру цветок опять

Закрывает венчик.

 

И теперь он будет спать

До утра как птенчик.

 
(ладони прижаты друг к другу)

 

(ладони слегка расходятся, округляясь, но у основания и кончиков пальцев остаются сомкнуты, наподобие полураскрытого цветка)

(руки по-прежнему соединены, но пальцы расходятся в стороны, имитируя распускание цветка)

 

(медленно сводим ладони, смыкая кончики пальцев)

 

(ладошки кладем под щеку, как будто спим)

 
Малыши с удовольствием воображают себя в роли животных, птиц и даже растений. Это помогает им лучше понять устройство окружающего мира, обнаружить сходство и различия между различными предметами и явлениями.

Гимнастика для пальчиков в стихах по теме «Осень»

Осень – по-своему прекрасная пора. Проследите вместе с малышом за переменами, которые происходят в это время года: как деревья сбрасывают свою листву, меняется погода, улетают на юг птицы, как на лесных полянках дружно вырастают грибы.

Осенние игры

Осенью актуальны пальчиковые игры на соответствующую тематику. Попытайтесь вместе с малышом воссоздать осенний пейзаж: покажите, как капает дождик, кружатся и опадают листья, сходите с ним «по грибы» и попробуйте сосчитать ваш «урожай».

«Считаем листья»

Ветерок в лесу летал,

 

Да листочки всё считал:

Лист дубовый,

 

Лист кленовый,

 

Лист рябиновый резной,

 

Лист с березки – золотой,

 

И последний лист с осинки

 

Ветер бросил на тропинку.

 
(ладони повернуты друг к дружке, «рисуем» ручками змейку)

(одновременно загибаем большие пальцы)

 

 

(загибаем указательные пальцы)

 

(загибаем средние пальцы)

 

(загибаем безымянные пальцы)

 

(загибаем мизинцы)

 

(плавно кладем ладони на стол или колени)

 
С детками старшего дошкольного возраста можно разнообразить игру, охватив больше наименований деревьев. Попробуйте вместе с ребенком вспомнить, какие еще бывают листочки и на каких деревьях они растут.

 

«За грибами»

Мы сегодня рано встали,

 

 

За грибами в лес пошли.

 

 

Грузди, рыжики, лисички

 

 

 

В кузовочке принесли.

 
(руки согнуты в локтях и слегка вытянуты вперед, поочередно сжимаем и разжимаем кулаки)

(«шагаем» указательным и средним пальцами одной руки по столу или раскрытой ладони второй руки)

(округляем одну ладонь в горсть, пальцы второй руки сложены вместе, как будто держат гриб, а затем бережно кладут его в корзинку)

(ладони сложены вместе ребрами друг к другу и округлены – полный кузовок грибов)

 
Пальчиковые игры хорошо тем, что их можно превратить в своеобразный мини-спектакль, в котором малыши могут попробовать себя в различной роли. Поэтому такие развивающие занятия детям особенно нравятся, и они готовы принимать активное участие, повторяя вновь и вновь понравившиеся движения.

Листья

Как причудливы бывают листики у деревьев, и как не похожи они друг на друга. Поиграйте с ребенком в пальчиковые игры под считалочку про листья. Это не только будет полезным для моторики пальчиков, но и окажется весьма познавательным для малышей.

 «Собираем листья»

Раз, два, три, четыре, пять –

 

Будем листья собирать.

 

Листья березы,

 

 

Листья рябины,

 

Листики тополя,

 

Листья осины,

Листики дуба

Мы соберем.

 

Маме осенний

Букет отнесем.

 
(ладони сжаты в кулачки, на каждый счет поочередно раскрываем пальчики)

(одновременно сжимаем и разжимаем пальцы)

(ладони разжаты, загибаем большие пальцы)

 

(загибаем указательные пальцы)

 

(загибаем средние пальцы)

 

(загибаем безымянные пальцы)

(загибаем мизинцы)

 

 

(пальцы сцеплены, руки вытягиваем вперед, как будто вручаем букет)

 
Очень кстати эти считалочки будут во время прогулки в парке, на природе, когда у ребенка будет возможность как следует рассмотреть листья березы, дуба и других деревьев. Так юный натуралист быстрее запомнит, как выглядят листочки у того или иного дерева и вскоре он уже будет ориентироваться в некоторых наименованиях.

 

Дождик

Здорово, когда развивающие игры не только познавательные, но и подвижные. Расскажите малышу стишок про дождик и пусть он топает и стучит ладошками о стол, кастрюлю и любой другой звонкий предмет столько, сколько его душе угодно.

«Дождик»

Кто там топает по крыше

 

Ещё по теме:
У ребенка сильно болит горло
Первая помощь при ларингите и болях в горле у детей
В уязвимом детском возрасте самыми частыми заболеваниями являются простудные. Стоит немного замерзнуть, съесть мороженое –…
Развивающие игры для малышей
Развивающие игры для детей в 8, 9, 10 месяцев
С каждым днем ребенок все активнее изучает окружающий мир. Некоторые малыши уже начинают ползать или…
 

– Топ-топ-топ.

 

Чьи шаги всю ночь я слышу?

 

 

– Топ-топ-топ.

 

Я теперь усну едва ли

 

– Топ-топ-топ.

 

Может, кошек подковали?

 

 

– Топ-топ-топ.

 
(поочередно постукиваем пальчиками по твердой поверхности – как будто бежит «паучок»)

(ритмично стучим ладонями)

 

(снова поочередно постукиваем пальчиками)

 

(ритмично стучим ладонями)

 

(хаотичное стучим пальцами)

 

(стучим всей ладонью)

 

(снова стучим пальцами)

 

 

(снова стучим ладонью)
Такая игра придется по душе даже самым маленьким. Если малыш еще не может самостоятельно выполнять движения, посадите его к себе на колени и помогайте топать и хлопать под веселые и незатейливые строки.

Перелетные птицы

С наступлением осени перемены происходят не только в растительном, но и в животном мире. Расскажите малышу о птицах, которые улетают на зиму в теплые края и обязательно укажите, кто из пернатых остается зимовать.

«Осень наступает»

Снова осень наступает.

 

 

 

И до следующей весны

 

 

В птичьих стаях улетают

 

 

Ласточки, скворцы, грачи,

Лебеди и журавли.

 
(поочередно касаемся кончиками пальцев правой руки стола или любой другой поверхности)

 

(теперь касаемся кончиками пальцев левой руки)

 

(пальцы подушечками касаются стола, затем поднимаются один за другим – сначала для левой руки)

(теперь поднимаем пальцы правой руки и потихоньку отрываем от стола)

 
Пальчиковые игры полезны сами по себе, но когда они сопровождаются интересными песенками, считалочками и стишками – это вдвойне эффективней. Играйте с малышами дома, на улице, стоя в очереди или во время прогулки. Так вы сможете отвлечь или занять ребенка и одновременно провести полезный урок.

Пальчиковые игры для дошкольников: тема «Город» и другие

Лексические темы, которые подбираются для пальчиковых игр, можно соотносить не только с временами года и объектами природы. Дошкольникам будет полезно больше узнать о неодухотворенной составляющей окружающей среды – транспорт, одежду, сооружения и все то, с чем мы сталкиваемся ежедневно, и чему так важно научить малышей.

Автобус, транспорт

Стихи про транспорт – хорошая возможность сделать пальчиковые игры более активными. Добавив к ним несколько движений для рук, а еще для ног и головы – получаем полноценную разминку, которую проводить легко и весело, особенно если выполнять ее всем вместе.

«Автобус»

Мы в автобусе сидим,

 

Из окошечка глядим,

 

Глядим назад. Глядим вперед: вот так вот, вот так вот.

 

Всех автобус нас везет: вот так вот, вот так вот.

 

Колеса закрутились

 

Вперед мы покатились

 

 

Город проехали весь…

 

 

А щетки по стеклу шуршат: вжик, вжик, вжик.

 

Все капельки смести хотят: вжик, вжик, вжик.

 
(хлопаем ладонями по коленкам)

 

(делаем пальцами «бинокль» и смотрим в него)

(повороты головы назад сначала в левую сторону, затем – в правую)

 

(топаем, высоко поднимая ноги)

 

 

(делаем круговые движения кистями)

 

(сгибаем и разгибаем пальцы, касаясь подушечками ладошек, большой палец оттопырен)

(прикладываем «козырьком» сначала левую ладонь, затем правую, как будто смотрим вдаль)

(машем кистями, имитируя движение щеток)

 

(сгибаем и разгибаем пальцы)

 
 

«Велосипед»

 

Две педали крутят ноги,

 

Мчат колеса по дороге

 

Я рулю, куда хочу –

 

Влево,

 

Вправо покачу.

 

То вперед,

 

А то назад

 

 

Нажимаю тормоза.

 
 

(выполняем круговые вращения кистями)

 

(круговые вращения руками, согнутыми в локтях)

(крутим воображаемый руль)

 

(поворачиваем «руль» влево)

 

(поворачиваем «руль» вправо)

 

(сжать кулаки, вращаем ими сначала по направлению к себе)

(вращаем кулаками по направлению от себя)

 

(стучим ладонями по столу)
Проводите пальчиковые игры как можно чаще. Таким образом вы не только укрепляете физическое здоровье малыша, но и расширяете его кругозор, стимулируя интерес к окружающим объектам и явлениям.

Головные уборы, одежда, обувь

Оказывается, можно весело и интересно рассказать даже про такие, казалось бы, обыденные вещи, как шапка и ботинки. Особенно если добавить немного фантазии и представить, например, как шалят рукавички, а шляпы весело разгуливают по дорожкам.

«Рукавички»

Ох уж эти рукавички –

Непослушные сестрички!

 

Пропадают постоянно

 

С батареи, из кармана,

 

Только выпустишь из рук –

Исчезают как-то, вдруг!

 

Я хватаю их за спинки –

Пришиваю их к резинке!

 

– Доигрались, рукавички,

Непослушные сестрички –

Шерстяные, вязанные?!

Вы теперь наказанные!
(пальцы смотрят вверх, вращаем кистями вправо-влево)

 

(стучим пальчиком по левой ладони)

 

(стучим пальчиком по правой ладони)

 

(ладони опущены, сжимаем и разжимаем пальцы)

 

(хлопаем ладонью по тыльной стороне второй ладони)

 

(пальцы смотрят вверх, сжимаем и разжимаем их поочередно)
Пальчиковые игры хороши для ознакомления малышей с такими понятиями, как «право» и «лево», «вверху» и «внизу». Дети овладевают тонкими движениями рук, учатся ориентироваться в пространстве. Чем раньше будут наработаны данные навыки, тем увереннее и точнее будут движения ребенка и тем легче будет подготовить руку к письму.

 

 «Одеваем куклу»

Танечка, бери иголку,

 

Сошьем рубашку и футболку,

Брюки, кофточку и платье

И оденем куклу Катю.

 
(указательным пальцем одной руки стучим по ладони другой)

(по очереди вращаем указательным пальцем правой руки вокруг каждого из пальцев на левой)

 
Для малышей до 2-х лет нужно проводить такие пальчиковые игры, в которых будет задействована одна рука. Задачу усложняют постепенно. Приблизительно к трём годам, когда координация ребенка будет хорошо налажена, переходят на игры для двух ручек.

 

«Кто во что обут»

Посчитаем мы сейчас

Сколько обуви у нас.

 

Туфли, тапочки, ботинки

Для Андрюши и Маринки.

А еще есть валенки

Для малышки Вареньки.

А еще сапожки для Вани и Серёжки.
(поочередно стучим по столу то ладонями, то кулачками)

 

(на каждое наименование обуви загибаем пальчик на левой руке; когда называем имя, загибаем пальчик на правой руке)
 

«Шапочка»

По дороге в Тяпы-Ляпы

 

Шли гуськом четыре шляпы.

 

Шляпу старую с пером

Звали дедушкой Петром.

Шляпу с кисточкою синей

Звали бабушкой Аксиньей.

Шляпу с красной ленточкой

Звали внучкой Леночкой.

Ну а шляпу с козырьком

Звали внуком Игорьком.
(«шагаем» указательным и средним пальцами)

(трем ладони друг о друга)

 

(загибаем один пальчик на левой руке, а правой в это время делаем круговые движения вокруг головы)

(загибаем на левой руке второй палец, правая – над головой, махи кистью вперед-назад)

(загибаем третий палец, правая рука опущена, машем кистью вперед-назад)

 

(загибаем четвертый палец, правая рука приставлена ко лбу – делаем «козырёк»)
Такие стишки полезно читать малышам, которые не очень любят одеваться на улицу. С их помощью вы сможете отвлечь ребенка, а также поможете сформировать лояльное отношение к одежде.

Строим дом

Можно построить дом из кубиков, из конструктора или соорудить воображаемый дом, используя в качестве инструментов только пальчики и ладошки.

«Дом»

В переулке дом растет.

 

Стены каменщик кладет.

 

 

 

В новый дом маляр пришел,

 

Красит стены, красит пол.

 

 

То не град, то не гром –

 

Кровельщик на крыше.

 

Бьет он громко молотком,

 

Вся округа слышит.

 

 
(руки перед собой, складываем ладони в форме домика)

(складываем пальцы один на один, начиная с больших; чередуем левые и правые, чтобы получилось подобие кирпичной кладки)

(делаем шажки указательным и средним пальцами)

(водим пальцами правой руки по левой ладони, а затем наоборот, имитируя движения кистью)

(из стороны в сторону машем указательным пальцем)

(складываем руки над головой треугольником)

(бьем сначала правым кулаком по левому сверху вниз, а затем наоборот)

(прикладываем ладонь к уху, как будто прислушиваемся)

 
С помощью пальчиковых игр можно развивать не только мелкую моторику, но и тренировать координацию, скорость реакции, доводя движения до совершенства. Такие упражнения можно проводить как самостоятельное занятие, а можно использовать в качестве физминутки.

Гномики

А что, если представить, что пальчики – это маленькие гномики. Они так похожи друг на друга и в то же время – разные. Расскажите малышу историю о веселых гномах с помощью пальчиковой игры.

«Гномики»

Жили-были гномики

 

В расчудесном домике.

 

Папа-гном дрова рубил,

 

Гном-сынок их в дом носил,

 

Мама-гномик суп варила,

 

Дочка-гном его солила,

 

Гномик-бабушка вязала,

 

Гномик-тетушка стирала,

 

Дед – окошко открывал,

 

Всех знакомых в гости звал!

 
(попеременно сжимаем и разжимаем пальцы)

(складываем ладони над головой, образуя «крышу»)

(левая ладонь раскрыта, ребром правой руки легонько постукиваем по ней)

(ладони раскрыты, сгибаем и разгибаем пальцы)

(водим кулаком по ладони, как будто перемешиваем суп)

(складываем пальцы в щепоть и «солим» суп)

(пальцы обеих рук скрещены, делаем взмахи пальцами вверх-вниз)

(трем ладонями друг о дружку)

 

(делаем махи кистями по направлению к себе, как будто подзываем кого-то к себе)
Предложите ребенку самому придумать имена для гномиков. Научите их прыгать, бегать, отплясывать чечетку и совершать много интересных движений – на радость малышу и на пользу его ручкам.

Помощники: мы посуду перемыли

Ох уж эти пальчики! Вечно они озорничают: залезают в шкафчики, пачкают красками шторы и всюду находят себе приключения. И хоть они еще многое не умеют делать как положено, но уже вовсю стараются помочь маме и сделать что-нибудь самостоятельно.

«Мамины помощники»

Раз, два, три, четыре,

 

 

Мы посуду перемыли

 

Чайник, чашку, ковшик,

Ложку и большую поварешку.

 

Мы посуду перемыли,

 

Только чашку мы разбили,

 

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали.

 
(несколько раз соединяем кулачки в положении «наковальня», а затем дважды хлопаем в ладоши)

(скользящие движения ладоней друг о дружку)

(начинаем по одному загибать пальцы)

 

 

(скользящие движения ладоней друг о дружку)

(загибаем пальцы по одному)

 

(потирают ладошки друг о дружку)

 

 
Если какие-то движения окажутся сложными для малыша, возьмите его ручки и мягко направляйте их, пока он не поймет принцип действий. Корректируйте сложность движений в зависимости от возраста ребенка, добавляйте свои и играйте как можно чаще.

Пальчиковые игры отличаются многообразием и простотой. В качестве сопровождения могут выступать считалочки, стишки, потешки – все то, что легко запоминается и просто для восприятия ребенка. Используйте разные темы для игр – природа, окружающая среда, дом и быт. Так вы существенно разнообразите досуг малыша и расширите его кругозор.