Развивайся качественно
как человек и профессионал

Развивающие игры для детей в 8, 9, 10 месяцев

С каждым днем ребенок все активнее изучает окружающий мир. Некоторые малыши уже начинают ползать или сидеть, а это значит, что пора проводить с ними развлекательные мероприятия. Игры для детей от 8 до 10 месяцев дома полезны тем, что с их помощью развитие ребенка будет проходить быстрее и проще. Проводя специальные занятия ежедневно, родители смогут не только получить удовольствие от проведенного времени, но еще и расширить кругозор малыша, обучить новым действиям.

В статье мы рассмотрим, какие игры и игрушки нужны для развития ребенка в возрасте от 8 до 10 месяцев, дадим описание развивающих игр и занятий для 8-месячных, 9–10-месячных деток.

Какими игрушками играют малыши в возрасте от 8 до 10 месяцев

Большинство родителей задаются вопросом, какими же игрушками играют дети в 8 месяцев. Во-первых, главными «друзьями» малышей на этот период должны быть прорезыватели. Как правило, в таком возрасте у ребенка начинают проявляться симптомы прорезывания зубов, и им постоянно хочется что-то укусить. Задача родителей – проследить, чтобы чадо не брало в рот грязные, острые или режущие предметы. Вопрос решается с помощью прорезывателей, которые могут быть разного вида: деревянные, силиконовые или из охлаждающего материала.

Одними игрушками для зубиков не обойтись, так как дети в возрасте 8 месяцев постоянно любят держать что-то в руках. В таком случае взрослые должны выбрать игрушки, с помощью которых малыш будет не только развлекаться, но еще и проводить время с пользой. Специалисты рекомендуют останавливаться на мягких зверушках или погремушках круглой формы. Хороший вариант – приобрести заводные игрушки, которые включаются после нажатия пальцем. Можно выделить целый список полезных и развивающих предметов для малыша в 8-месячном возрасте.

Как играть с малышом в 8 месяцев – список игрушек:

  • прорезыватели (проследить за материалом и качеством изготовления);
  • мягкие игрушки в виде зверей (дракон, медведь, кот, собака, пингвин, панда);
  • в виде перчатки на руку (животные, персонажи детских мультфильмов);
  • в виде мягкой книжки (предпочтительно с животными);
  • кубики из дерева;
  • матрешки;
  • круглые баночки из силикона или пластмассы с разными наполнителями (бисер, крупы или другие рассыпчатые материалы);
  • мячики;
  • стаканы;
  • зеркала для детей;
  • карточки с животными;
  • колокольчики;
  • кольца;
  • шуршащие игрушки с наполнителями;
  • заводные игрушки;
  • пирамидки;
  • детские ложки, тарелки или кружки (предпочтительно из безопасного материала).

8 месяцев ребенку: какие игры нужны для развития

Чтобы развитие ребенка происходило в ускоренном темпе, важно уделять его играм больше внимания. Сделать это достаточно просто, так как опытные родители уже составили список игр, которые помогут малышу быстрее встать на ноги, различать цвета и выполнять другие действия. Самое главное – участвовать в процессе, если у чада что-то не получается. По примеру родителя дети учатся намного быстрее, а само времяпрепровождение окажется очень веселым.

Развивающие игры для малышей в 8 месяцев:

  1. Корзина для любимых предметов. Как правило, значительная часть детей предпочитает из большого количества игрушек выбрать несколько самых лучших. Остальные предметы начинают летать по комнате в разные углы – распространенное явление в таком возрасте. Чтобы приучить ребенка к порядку, можно поставить яркую корзину, куда малыш сможет закидывать свою собственность. Для начала стоит показать ребенку пример, где должны находиться игрушки, а после – следить за его реакцией.
  2. Различные жесты/действия. Чтобы выработать у малыша двигательные привычки, рекомендуется использовать жесты. Например, это могут быть хлопки в ладошки, махи рукой или ногами. Когда один из родителей уходит из дома, можно вместе с ребенком махать рукой в знак прощания или приветствия. Рано или поздно у ребенка сформируется навык, и он сможет выполнять эти действия самостоятельно.
  3. Приучать к выбору. Для активной деятельности мозга родители могут менять игрушки, наблюдая за реакцией малыша. Для этого нужно разложить в хаотичном порядке от 3 до 8 предметов, предлагая чаду выбрать из них самые любимые. Время от времени можно менять одни игрушки на другие, прослеживая дальнейшие действия ребенка.
  4. Достать до игрушки. Чтобы ребенок быстрее встал на ноги, можно попробовать одну из действенных методик. Рекомендуется выбрать любимую игрушку, по мнению малыша, а после поднять ее на небольшую высоту, до которой можно достать. Сразу хочется отметить, что дети встают не сразу, при этом подталкивать их к цели нельзя. В определенный момент ребенок поднимется за предметом самостоятельно, без вмешательства посторонних.
  5. Доползти до предмета. Принцип действия не отличается от предыдущей игры, единственное отличие – в исполнении. Если заметно, что ребенок еще не готов к походу на двух ногах, можно просто положить предмет на небольшое расстояние. Как только малыш будет заинтересован, он с удовольствием предпримет попытки добраться до игрушки.
  6. «Ку-ку» с закрытым лицом. Удивительно, но даже в таком возрасте детки с радостью принимают участие в этой игре.
  7. Бутылки с наполнителями. Для развития слуховых способностей и ощущений рекомендуется выбрать от 2-х до 4-х емкостей из безопасного материала (силикон или пластик), наполнив их рассыпчатыми предметами. В качестве наполнителей используют пуговицы, бисер, бусины разных размеров. После этого несколько бутылок предлагаются ребенку, который будет их постоянно трясти. Каждая емкость издает уникальный звук, который в процессе игры малыш запомнит на долгое время.
  8. Пирамида или башня. Если в ассортименте имеются игрушки в виде кубиков, колец или стаканчиков, можно предложить малышу построить из них сооружение. Даже 2 предмета считаются прогрессом, поэтому за работу ребенка стоит похвалить. Если строить башни не получается, можно действовать от обратного – соорудить высокую пирамиду самостоятельно, а малыш будет ее ломать.
  9. Новые понятия. С ребенком нужно постоянно общаться, рассказывая новые вещи. Полезно будет научить его не только новым словам, но и понятиям. Например, можно попробовать объяснить ему разницу между местоимениями я, ты, вы, мы.
  10. Животные и их звуки. В качестве примера родитель может устроить целый концерт с куклами или мягкими игрушками. Когда будет показан кот, его появление должно сопровождаться протяжным звуком «мяу-мяу», собаки – «гав-гав» и т. д.

Занятия для моторики

Игры с малышом в 7–8 месяцев должны быть разноплановыми. По мнению экспертов, в таком возрасте детям хочется пробовать предметы на ощупь, получая новые знания. Для развития моторики взрослым нужно обеспечить чадо игрушками и предметами разных форм и размеров, которыми они не смогут поранить себя или удариться.

Упражнения для развития моторики у детей в возрасте 8–10 месяцев:

  1. Новые ощущения. Задача родителей – приобрести небольшие игрушки (желательно размером с ладошку малыша), предлагая пощупать их. Важно, чтобы предметы были изготовлены из разного материала, имели разную форму. Это могут быть мягкие игрушки, квадратные, треугольные или круглые игрушки из дерева, пластмассы и т. д.
  2. Повтор действий. У детей до одного года память начинает активно работать в период, когда постоянно хочется что-то потрогать или пожевать. В качестве упражнений родители могут показать малышу пример, обычно состоящий из двух действий. Например, открыть коробку и достать из нее игрушку или доползти до предмета, а после взять его в руки. Игра поможет детям развить память и мышление, при этом участие родителей в самом процессе обязательно.
  3. Стена из кубиков. Для развития моторики игры с кубиками – отличный вариант. Взрослые могут сооружать крепости самостоятельно, предлагая малышу разрушить их руками или ногами.
  4. Прикроватная игрушка. Чтобы не терять предметы в комнате, взрослые могут привязать их к кровати на шнурок. Не всем малышам понравится эта идея, поэтому они будут всячески перемещать ее по всему пространству, тем самым развивая навыки моторики.

Подражание слухам и жестам

Развитие слухового мышления и понимание жестов оказывает влияние на работу мозга и активность малыша в целом. Чтобы улучшить навыки восприимчивости, родители должны проводить регулярные игры со своим чадом. В данном случае важно пробудить интерес ребенка к действиям, показывая пример на себе. В качестве предметов для занятий можно использовать любимые игрушки и предметы, которые издают звуки при нажатии.

Первая игра – «Угадай, что спрятано». Чтобы привлечь внимание малыша, рекомендуется использовать звонкие, яркие и красивые предметы. Например, можно взять колокольчик, разноцветного героя мультфильма или говорящую игрушку. Следующий шаг – создать занавес из подручных материалов (салфетка, шарфик или кусок ткани). Спрятав предмет, родитель должен пробудить интерес звуком, исходящим от него. Когда ребенок обратит внимание, нужно медленно показать предмет из-за занавеса, а после этого спрятать. Продолжать игру до тех пор, пока малыш не потянется к нему.

Вторая игра – «Потяни за шнурок». Принцип действий идентичен – создать занавес, взять любимую игрушку, привязав ее к шнурку. Далее нужно аккуратно перемещать предмет из-за барьера, пока малыш не заинтересуется.

Познание окружающего мира

В качестве развивающих игр рекомендуется выбирать предметы, рассказывая о них малышу. В первую очередь в ход идут мягкие игрушки и животные. Важно не только издавать звуки того или иного персонажа, но еще и повторять его название, например: «Это котик, он говорит: «мяу-мяу».

Как только ребенок будет готов, можно переходить к играм с действиями. Сначала родители могут спрятать от 1 до 3 игрушек в комнате на глазах малыша, а после – найти их. Рано или поздно он запомнит, где находятся предметы, и присоединится к поискам. Спустя несколько тренировок можно изменить место, куда убирается игрушка, а после прятать ее так, чтобы ребенок этого не видел.

Другой вариант – научить его подражать звукам. Как и прежде, в качестве предметов выбираются животные или персонажи мультфильмов. Родители даже могут разыгрывать небольшие спектакли, обязательно перемещая игрушку по комнате и издавая характерные для него звуки. Не менее важно комментировать свои действия, например: машина едет, птичка летает, а котик спит.

Во что играть с 9-месячным малышом

Став взрослее даже на месяц, малыш приобретает огромное количество новых навыков и, соответственно, требует больше внимания. В таком возрасте детям необходимы игры более сложного уровня, которые нацелены на социализацию и интеллектуальные способности. Большинство родителей замечают, что в 9 месяцев дети начинают проявлять свой характер, ярко выражать эмоции. Это тот самый момент, когда необходимо сделать большой шаг вперед, который поможет ребенку осваиваться дальше самостоятельно.

Игры с домашними предметами

После приобретения стандартных навыков ребенок обычно в 9-месячном возрасте может самостоятельно хлопать в ладоши, перемещаться комнате, держать предметы в руках. Привычные игры по типу «ку-ку» или «мяу-мяу» уходят на задний план, а на замену им приходят усовершенствованные развлечения.

Ещё по теме:
У ребенка сильно болит горло
Первая помощь при ларингите и болях в горле у детей
В уязвимом детском возрасте самыми частыми заболеваниями являются простудные. Стоит немного замерзнуть, съесть мороженое –…
Как играть с ребенком 2-5 лет и старше дома
Игры, в которые дети играют: развлечения для двоих и команды
Игры с детьми повышают настроение, расслабляют родителей и сближают их с малышами. Они развивают мышление,…
Актуальными для такого возраста являются игрушки с большим количеством деталей: различные ручки, кнопки, моторчики или клавиши. Можно даже предложить малышу старый кнопочный телефон, ведь детям нужно потрогать каждый предмет. Специалисты составили топ-3 игр с домашними предметами, которые будут развивать способности ребенка.

Развивающие занятия с ребенком в 9–10 месяцев (проводятся дома):

  1. Ведерко с игрушками. Для игры понадобятся любимые предметы малыша, а также небольшая емкость (желательно корзинка или ведро). Родитель должен привязать к каждой игрушке шнурок или нитку, на которой она будет держаться. Можно начинать представление: поочередно опускать и доставать предметы из корзины, пока оно не опустеет. Теперь нужно дать ребенку шанс повторить все действия, которые выполнялись взрослым.
  2. Убрать всю посуду. В качестве предметов – пластмассовые тарелки, вилки и ложки. В присутствии малыша взрослый складывает посуду отдельно, создавая порядок. После этого предметы перемешиваются в хаотичном порядке, и теперь задача ребенка – повторить каждый шаг за родителем.
  3. Разноцветная пирамидка. В качестве реквизитов – детские кольца разных размеров и цветов, которые продаются в магазине наборами. Теперь родитель должен показать пример, как следует собирать башню – поочередно выбирая предметы от больших размеров до маленьких. Когда ребенок будет готов, следует предложить построить свою пирамидку.
  4. Мяч. Для игры понадобится небольшой легкий мячик для детей, который можно свободно перемещать по комнате. Родитель может сесть с одной стороны комнаты, а в другой будет находиться малыш. Упражнения с мячом достаточно просты – нужно подтолкнуть его так, чтобы он покатился прямо в руки к ребенку. Заинтересовавшись, он захочет нанести ответный удар, тем самым повторяя действия взрослого.
  5. Место для творчества. Понадобятся пальчиковые краски и большой ватман, на котором малыш будет создавать свое произведение искусства.

Интеллектуальные развлечения

Для активной работы и участия в играх необходимо задействовать мозг, который будет активно запоминать действия родителя и принимать участие в упражнениях. Эксперты рекомендуют каждый день разрабатывать речевой аппарат малыша, подготавливая его к первым словам. В первые дни это стандартные действия, которые выполняются на подсознательном уровне. Задача взрослых в этот период – как можно больше времени разговаривать со своим чадом, стремясь научить его простым фразам.

Упражнения для развития интеллектуальных способностей:

  1. Различие между членами семьи. В 9-месячном возрасте память малыша работает активно, а значит, может запоминать некоторые лица. Взрослые должны показывать пальцем на одного из родственников, повторяя: «Это мама, это папа, а это брат и т. д.».
  2. Научить речи по слогам. Для этого можно использовать разные методики. Самая популярная – показывать предмет, а после медленно и отрывисто называть его разными интонациями. Способ актуален и для членов семьи, так как слова по слогам воспринимаются малышом намного лучше.
  3. Развитие речевого аппарата. Выполнять упражнения нужно циклично, т. е. стремиться не забывать о них, тренируясь ежедневно. Действия – простые движения языком и звуки, которые малыши обычно воспроизводят неосознанно. Например: цоканье как лошадка, причмокивания, сжимание губ для поцелуя, надувание щек. Как и в остальных случаях, пример должен подавать родитель, а целью ребенка является воспроизведение этих упражнений.

Подготовка к первым шагам

Чтобы малыш быстрее встал на ноги, можно проводить с ним подготовительные упражнения. Самое главное, чтобы родители не подталкивали ребенка на ходьбу – он начнет передвигаться самостоятельно, когда будет готов. Опытные родители советуют отказываться от применения ходунков и вожжей, так как с их помощью задачи малыша сводятся к нулю. Для развития двигательных способностей можно предложить чаду три интересные игры, от которых он не сможет отказаться.

Первая игра – «Сделай 10 шагов». Когда взрослые заметят прогресс в передвижении малыша, можно приступать к упражнению. На небольшом расстоянии можно положить предмет, который очень любит ребенок: игрушка, бутылочка или любимый платочек. Теперь под контролем и с помощью взрослого можно аккуратно переместить чадо из лежачего положения в сидячее, а после – поставить на ноги. С помощью поддержки и регулярных тренировок малыш начнет ходить намного быстрее, тем более для этого есть стимул.

Вторая игра – «Поймай рыбку». Если под рукой нет мягкой игрушки, можно использовать любой предмет, который можно закрепить на шнурок/удочку. Когда внимание малыша будет привлечено, нужно аккуратно поднять конструкцию на небольшую высоту. Ребенок не сможет схватить игрушку лежа или сидя, поэтому сам предпримет шаги к действиям.

Третья игра – «Иди к маме/папе». Процесс игры: один родитель находится на небольшом расстоянии от малыша (несколько метров), и начинает звать его по имени. Также можно использовать фразу «Иди сюда» с разными интонациями, что привлекает внимание детей. Повторять слова нужно до тех пор, пока ребенок не начнет двигаться в направлении своего обожателя. Не каждый ребенок сразу начинает передвигаться на двух ногах, для этого нужно время.

Развивающие игры для детей в 10 месяцев и старше

Игры для детей, которым скоро исполнится один годик, должны быть направлены на развитие двигательных способностей. Некоторые малыши уже начинают делать первые шаги, а другие уверенно передвигаются по комнате. Не стоит забывать об игрушках, к которым можно добавить пластиковые яйца от киндер-сюрприза, фонарик, ночник, массажный коврик, камешки, мягкие губки, краски и массажный мяч.

Игры для развития способностей 10-месячного малыша:

  1. Найти камешек. Для упражнения понадобится яркий предмет, желательно округлой формы, и 3 непрозрачных стаканчика. Спрятав вещицу под одним из стаканов, взрослый может перемешать их таким образом, чтобы малышу пришлось гадать, куда же делся камешек.
  2. Массаж стоп ковриком и мячиком. Регулярные упражнения помогут ребенку быстрее встать на ноги, оказывая положительное влияние на здоровье. Купить арсенал для массажа можно в магазине либо сделать самостоятельно из мягких губок, камешков или помпонов.
  3. Прятки. Чтобы воссоздать атмосферу детства, родители могут соорудить крепости из подушек, одеял или стульев, где малыш может спрятаться. После этого нужно громко посчитать до 10, а затем приступать к поискам.
  4. Коробка с сюрпризом. Дети до одного годика любят все открывать и закрывать, дергать и нажимать, поэтому игра понравится всем. Понадобится большая коробка, в которой взрослый делает отверстие в виде небольшой дверки, куда может залезть ребенок. Внутри картонного помещения кладется или подвешивается игрушка, которая привлекает внимание малыша. Теперь его задача – залезть в коробку и забрать любимый предмет.
  5. Поиски сокровищ. Завоевать внимание малыша достаточно просто, если предложить ему задание, где нужно найти клад. Для игры понадобится небольшая емкость (можно использовать тазик, ведерко или кастрюльку), куда следует засыпать крупу любого вида, а в ней закопать яркий предмет. Можно использовать игрушки из киндера-сюрприза и небольшие предметы, с которыми ребенок был знаком.
  6. Разноцветные прищепки. Для организации игры понадобится небольшой лист картона, который взрослый может разрисовать, либо же приклеить на него бумагу разных цветов. Задача ребенка заключается в том, чтобы взять прищепку одного цвета и прицепить ее к идентичному оттенку на листочке. Упражнение разрабатывает не только навыки моторики, но и улучшает мозговую деятельность.
  7. Какое яйцо издает звук. Упражнение для тренировки слуха и развития мышления. Родителям понадобится несколько предметов одинаковой формы (чаще всего берется яйцо от киндер-сюрприза). В одну из емкостей закладывается наполнитель (крупа, камешки, бисер), а другие остаются пустыми. Взрослый демонстрирует малышу все яйца, после чего быстро меняет их местами. Задача малыша – найти ту емкость, которая издает звук, т. е. имеет наполнитель.

Новые действия

Один из самых эффективных способов обучения – повторение. Дети отлично учатся новому, наблюдая за действиями взрослых. Иногда ребенок не может выполнить упражнение, так как не понимает его принцип. В таком случае родитель должен не самостоятельно выполнить за него задание, а направлять его, давая подсказки. Со временем игры у малыша станут получаться намного лучше, но о регулярности тренировок забывать не стоит.

Чтобы внедрить новые действия и возможности в память чада, эксперты предлагают список игр, где можно усовершенствовать полученные навыки.

Игры для малышей в 9–10 месяцев с новыми действиями:

  1. Разложить цвета по порядку. В арсенале у ребенка должны быть яркие цветные фломастеры или карандаши, с которыми он будет работать. Сначала родитель должен несколько раз показать, в каком порядке и какой стороной следует класть предметы, а после – предложить задание малышу. Выполнить упражнение получится не сразу, поэтому можно направлять ручки малыша своими, подсказывая правильный выбор.
  2. Слепить снежный комок. Для игры понадобятся чистые листы белой бумаги и внимание ребенка. Сначала взрослый должен скомкать бумажку таким образом, чтобы из нее получился комок. Далее нужно бросить предмет в любое место, куда сможет попасть ребенок. Эти же действия должен проделать и малыш, но сразу выполняют их единицы. Если чадо начинает кусать или грызть чистые листы, рекомендуется отложить упражнение на 1–2 месяца.
  3. Украшения на шею. Показывая пример, взрослый должен несколько раз надеть на себя и снять ожерелье или бусы, предлагая упражнение ребенку. Если самостоятельно справиться с украшением не получается, взрослый может оказать помощь малышу. Это же задание можно заменить браслетом на руку или кольцом на пальчик, главное – показать новое действие.

Игры для обучения ходьбе

В возрасте 9–10 месяцев большая часть малышей встает на ноги, но для развития навыка нужны игровые тренировки. Одно из самых популярных упражнений – «От мамы к папе». В одном углу комнаты находится первый родитель, а в другом – второй. Малыша оставляют посередине помещения. Теперь взрослые должны всячески подбадривать ребенка, звать его ласково по имени, пока он не начнет двигаться в одном из направлений. Как только чадо достигнет первого угла, следует направить его к следующему, т. е. к другому взрослому.

Не менее эффективное упражнение – «Совместная ходьба». Ноги малыша устанавливаются на ноги взрослого, при этом родитель держит его за ручки. Теперь нужно аккуратно перемещать нижнюю часть тела так, чтобы ребенок начал двигаться в стоячем положении. При этом можно всячески подбадривать его, учить новые стишки или считалочки.

Следующая игра для обучения ходьбе – «Догони меня». Взрослые должны купить игрушку на руку, которая понравится малышу. Теперь нужно надеть ее, а после – начинать убегать от малыша так, чтобы он это видел. В скором времени ребенок начнет догонять игрушку, вставая на ноги.

Стимуляция осмысленной речи

Для развития речи родители должны не только говорить с малышом, но и объяснять ему, какое название носит тот или иной предмет. Например, читая книгу, взрослому следует показать пальцем на картинке, где в сказке бабушка, где дедушка, а где репка. При изучении животных нужно издавать звуки, характерные для них в природе: «мяу-мяу», «гав-гав», «му-му», «ква-ква» и т. д. Сначала чадо будет различать персонажей только по звукам, а спустя некоторое время – неосознанно пытаться повторить звучание за родителем.

Осмысленная речь хорошо развивается с помощью музыки. Даже в таком возрасте малыш может познакомиться с инструментами, научиться хлопать в ладоши и издавать идентичные звуки. Для этого используют детские песенки, стишки и скороговорки, сопровождаемые разной интонацией и тембром голоса в исполнении взрослого. Тренируясь ежедневно, первые результаты можно заметить уже через несколько дней.

Можно сделать вывод, что регулярные тренировки, игры и внимание к ребенку в возрасте от 8 до 10 месяцев пойдут ему на пользу. Чтобы развить один из навыков (например, ходьбу), нужно уделять время тематическим упражнениям каждый день, получая при этом удовольствие. Наверняка каждый родитель будет рад, если его малыш начнет лучше понимать жесты, действия и слова взрослого, а вскоре и вовсе сможет повторять их.