Как играть с ребенком на свежем воздухе, в какие игры
Во время прогулки для детей на улице можно организовать активные игры, с помощью которых малыши учатся взаимодействовать с окружающим миром. Ребята постарше и подростки не нуждаются во взрослой компании, тем не менее родители или старшие братья, сестры, вожатые в лагере могут помочь им выбрать подходящие по возрасту развлечения. Игры помогают детям всесторонне развиваться в умственном и физическом плане, учат ответственности, коммуникабельности и работе в команде. Кроме того, дети, занятые игрой, дадут родителям возможность заняться другими делами.Наблюдение за природой
Малышам полезно наблюдать за окружающим миром, чтобы набраться впечатлений, приобрести личный опыт, научиться концентрировать внимание и обрабатывать информацию. Мамы интересуются, в какие игры можно играть на улице с малышами. Например, во время прогулки в парке можно предложить детям рассмотреть, в какие цвета одеты они и прохожие, посчитать количество предметов одежды (у кого больше − тот выиграл). Осенью разделить ребят на небольшие группы (команды), а если детей двое-трое, дать задания: собрать красные, желтые, оранжевые листья. Затем их пересчитать, и того, кто собрал больше, объявить победителем. Даже при наличии всего лишь одного ребенка можно разнообразить прогулки с ним, устроив городское сафари, или наблюдение за птицами. Хорошо, если в семье есть бинокль, но можно обойтись и без него. Также можно поискать светлячков или изучить экосистему, перевернув большой камень (под ним наверняка живут червячки, жучки и другие интересные существа). Лежа на спине на лужайке в парке, понаблюдайте вместе с ребенком за облаками, попросите описать их, расскажите, что вы знаете о них. Предложите угадать, на что похожи проплывающие облака. Познание окружающего мира происходит с помощью таких игр, как «Мама говорит» (мама говорит, что каждый одетый в красное, должен сделать 2 шага вперед и т. п.), «Съедобное − несъедобное» (игрок ловит мяч, когда ведущий называет съедобный предмет, и отбрасывает, когда слышит название несъедобного). Родители могут купить ребенку садовый набор: пакетик семян и горшочек с землей. Малыш под руководством взрослых посадит семена и будет ежедневно наблюдать за их произрастанием.Строительство шалашей, крепостей
С помощью подручных материалов − веток − можно соорудить шалаш в уголке двора или в парке. А при наличии песочницы фантазировать можно сколько угодно: предложив малышам пластмассовые лопатки, ведерки и формочки с узорами, можно построить пирамидки и конусы, песочные дома, выкопать тоннель, сделать железную дорогу со станцией. Зимой такие же фигуры создают из снега и льда. Липкий снег − замечательный материал для строительства крепости, в которой можно укрыться от летящих снежков.С песком, водой
На морском берегу или в дворовой песочнице для малышей можно придумать множество разных развлечений. Благодаря влажному песку получаются прекрасные скульптуры и замки, которые трудно разрушить. Детям можно предложить соорудить тематические фигурки (например, морских обитателей, сказочных персонажей), а потом сочинить общую для всех историю.Подвижные игры
Дети любого возраста любят игры с движением: салки, догонялки, прятки. Существует множество их разновидностей. В игре «Удочка» все участники образуют круг, а ведущий встает в его центр с «удочкой» (скакалкой или длинной веткой). Задача ведущего − крутить удочку, а участников − уворачиваться от нее. Кого задели, тот выбывает из игры. Игра «Голова дракона» заключается в том, что все игроки цепляются друг к другу паровозиком, и первый (голова) пытается поймать последнего (хвост). Когда последний пойман, он переходит в начало шеренги. В игре «На обломках корабля» участвуют не менее 4-х человек. На улице должны быть предметы, на которые можно взобраться (можно просто положить перед собой газеты). Свободное пространство считается морем. Один игрок − пират − ловит остальных, которые должны успеть встать на «обломки корабля». Осаленный игрок, у которого хотя бы одна нога осталась в море, сам становится пиратом. Пирату не разрешено долго бегать за одним игроком, а на безопасных участках можно находиться не дольше 10 секунд. Два игрока не могут одновременно занимать одно и то же место. Игра продолжается до тех пор, пока участники не устанут. Следующая игра − «Коснись тени» − проводится в солнечную погоду. Тот, кто водит, должен коснуться рукой или ногой тени игрока, задача которого − быстро спрятаться в тень. Каждому приходится постоянно находиться в движении, осаленный игрок становится водящим. В игре «Невод» 2 или 3 игрока держатся за руки, образуя «сеть», сквозь которую должны проплывать «рыбки» (их роль отводится остальным участникам). Пойманный игрок становится частью «сети» и ловит других. «Море волнуется»: дети выбирают ведущего, который со словами «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура, замри!» должен угадать, какую фигуру изображают участники.Веселые уличные игры для малышей и младших школьников
Дети младшего возраста во время игры подражают всему, что видят. Им хочется вести себя как взрослые или животные, поэтому они с удовольствием машут руками, как бабочки крыльями, прыгают как зайчики, «летают» как птички. Содержание подвижных уличных игр для малышей направлено на развитие бега, прыжков, лазания, а младших дошкольников − на результат, достижение победы.С мячом
Игры с мячом для детей на улице отлично влияют на общую моторику конечностей, особенно кистей и пальцев рук. Это, в свою очередь, стимулирует функции мозга и активизирует системы организма, а на психологическом уровне − способствует формированию коммуникативных навыков. Какие игры с мячом можно предложить дошкольникам:- «Вышибалы». Двое игроков бросают мяч друг другу, стараясь попасть в третьего, который стоит между ними. Его задача − увернуться от мяча, а если он поймает мяч, кинувший его игрок выбывает.
- «Картошка». В игре участвует легкий надувной мяч небольшого размера. Игроки образуют круг и перебрасывают мяч друг другу. Тот, кто пропускает или роняет, становится «картошкой» (садится на корточки в круг и пытается поймать мяч). Если «картошка» ловит мяч, игрок, который его потерял, сам становится «картошкой».
- «Статуя». Игра похожа на предыдущую. Участник, пропустивший мяч, становится на одну ногу и так продолжает игру. Если он поймает мяч в такой позе, наказание с него снимается. При втором промахе ему приходится встать на одно колено, а при третьем − на оба, и в таком положении пытаться поймать мяч. Четвертая ошибка − игрок выбывает.
- «Поросенок посередке». Игра подобна «Вышибалам»: дети перебрасывают друг другу мяч, пока стоящий в середине старается его поймать. Когда ему это удается, бросивший мяч меняется с ним местами, становясь в середину.
- «Лошадь». Для этой игры нужно баскетбольное кольцо. Определяется место, с которого все игроки должны попасть мячом в кольцо. Промахнувшийся добавляет 1 букву к слову «лошадь». Кто первый полностью сложит слово, выбывает.
- Angry Birds. Эта компьютерная игра знакома всем детям, но в нее можно играть и на улице. Из камней строится башня, в которую прячут игрушечного поросенка. Каждый игрок старается сбить его с помощью мячика. В холодное время игру можно перенести в помещение, используя вместо камней подушки.
- Футбол. Навыки футбольных ударов можно отрабатывать еще в раннем детстве. Для этого нужно поставить импровизированные ворота и организовать 2 команды. Детей учат правильным ударам по воротам, обводке и захвату.
- Боулинг. Хотя в продаже имеются специальные наборы для боулинга, совсем не обязательно их приобретать. Достаточно запастись 10 пластиковыми бутылками и мячом, а для игры потребуется садовая дорожка.
Народные
Ещё по теме:
Хороводные
Отличное средство для перехода от активных подвижных игр к более спокойным − хороводные игры, которые, по мнению педагогов, развивают чувство ритма и музыкальный слух, координацию движений, формируют доброжелательные отношения между детьми, развивают речь. Детские хороводные игры на улице:- «Мышки». Ребят делят на «мышек» и «деток». «Детки» держатся за руки, образуя круг, а «мышки» бегают в круг и из круга. «Детки» приговаривают: «Ах как мышки надоели, все погрызли, все поели. Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас! Как поставим мышеловки − переловим всех за раз!». Держась за руки, «детки» опускают их, удерживая внутри круга «мышек», не успевших убежать. Кто остался в центре, считается пойманным, и выбывает.
- «Яблоко». Дети становятся в тесный круг, держа руки за спиной и передавая друг другу яблоко. При каждом удобном случае от него нужно откусывать по кусочку, а ведущий должен угадать, у кого яблоко. Пойманный игрок занимает его место. Игра продолжается до съедения яблока.
- «Часы». Ведущий становится в центре, остальные образуют круг − «циферблат». Каждый играет роль «12 часов», «1 час», «2 часа» и т. д. Ведущий называет время, а игроки хлопками его изображают (сначала часы, а потом минуты). Например, ведущий говорит: «10 часов». Участник, который изображает цифру 10, делает легкий хлопок, а участник, изображающий 12, сильный хлопок. Тот, кто ошибется, меняется местами с ведущим.
- «Аленушка, Иванушка». Выбирают мальчика и девочку, которым завязывают глаза. Остальные образуют круг, внутри которого находятся Аленушка и Иванушка. Мальчик должен поймать девочку, спрашивая: «Аленушка, ты где?». Она, убегая, должна ему отвечать: «Иванушка, я здесь!». Игроки не должны выбегать из круга.
Активные игры на свежем воздухе для подростков
В период полового созревания происходит бурный рост скелета и развитие всех органов и систем. Подвижные игры для подростков включают в себя элементы бега, прыжки, работу с мячом, канатом и другим спортивным инвентарем. Необходимо помнить о технике безопасности. Для этого перед началом игры на свежем воздухе:- тщательно изучают игровую площадку и убирают с нее опасные предметы (стекло, камни, палки);
- в водоеме проверяют дно (нет ли там посторонних предметов, ям, пологое ли оно, не заиленное);
- в траве − выясняют, нет ли ям, пеньков, росы, которая сделает траву скользкой.
Подвижные
Самая простая активная игра − «Сумей догнать». Подростки встают в круг на одинаковом расстоянии, по команде начинают бежать друг за другом, при этом пытаясь поймать впереди бегущего и увернуться от того, кто сзади. Набирает популярность среди взрослых игра «Крокодил». Участники разбиваются на 2 команды. Первая загадывает слово и выбирает из второй команды игрока, который должен изобразить жестами загаданное слово. Ему запрещается издавать звуки и писать на бумаге буквы, но он может активно жестикулировать. Его команда старается угадать слово и выдает варианты ответов. После угадывания команды меняются ролями. «Татуировка»: для игры требуются пластиковые бутылки, аквагрим и вода. Лучше всего проводить ее на пляже. Каждый игрок рисует на теле «татуировку» (везде, кроме лица), заранее договариваясь о количестве рисунков и местах нанесения. Затем все берут бутылки с водой и брызгают на татуировки товарищей, пытаясь их смыть и сохранить собственную. Бутылки наполняют водой неограниченное число раз. Тот, у кого смыли краску, выходит из игры.Спортивные
Подростки очень любят спортивные состязания, особенно командные. Для них можно организовать всевозможные эстафеты − бег (в том числе с препятствиями, с мячом, с усложненными заданиями типа «пронести, не расплескав, воду в стакане, поставленном на теннисную ракетку»), перетягивание каната, прыжки в длину. Не утрачивают актуальности баскетбол, волейбол, пионербол. Интересна игра «Тайский бокс», когда два человека сражаются на ринге мешками, набитыми мягкими тряпками, и при этом у соперников завязаны глаза.Варианты квестов
При теплой погоде на природе или даче можно устроить увлекательный квест с поиском подарков и подсказок и даже организовать сложный квест с костюмами и гримом. Задания должны быть не слишком простыми, чтобы было интересно, но и не очень сложными. Виды квестов:- с подсказками (пишутся записки, по которым нужно обнаружить искомое, при этом можно использовать загадки, ребусы, головоломки, пазлы);
- с картой сокровищ (рисуется карта местности, где проходит игра, с отмеченными местами артефактов; выполняя задания, участники получают вознаграждение, которое потом меняют на «сокровище»);
- с фотографиями (заранее делаются снимки с такого ракурса, чтобы было трудно догадаться, о каких местах идет речь).