Развивайся качественно
как человек и профессионал

Нужно ли учить детей играть: как начать игру

Игра − самый первый вид деятельности ребенка, через который он начинает познавать окружающий мир. Долгое время было принято считать, что игра − это такой вид занятий, которому не нужно учить. Как оказалось, нередко встречаются дети, не умеющие себя занять. Игрушки им быстро надоедают, и что делать дальше − они не знают.

В статье мы расскажем, почему маленькие дети не могут играть сами, придется ли учить малыша обращаться с игрушками и играть, как обучить ребенка самостоятельным играм.

Почему младенец не играет самостоятельно

По мнению психологов, игровая деятельность возникает не спонтанно, а под руководством взрослых, которые должны научить ребенка навыкам игры. Ведь даже показывая малышу первые игрушки, мы проговариваем их названия вслух. Младенец еще не умеет играть, это приобретается по мере его взросления и приобретения определенных навыков. Как приучить ребенка играть самостоятельно? Родителям следует помочь ему в этом так же, как они приучают его пользоваться ложкой, садиться на горшок и так далее.

Первыми осознанными действиями крохи являются те, которые он повторяет следом за мамой или папой. Например, многие любят возиться с кухонной утварью, посудой, бытовыми предметами. Этот период можно использовать для того, чтобы привлечь малыша к участию в домашних делах и дать возможность развитию фантазии с применением кастрюлек, ложек, ковшиков.

Когда ребенок немного подрастет, он научится замещению. Например, во время игры будет использовать палочку вместо ложки, крышку от банки − вместо тарелки. Позже начнутся ролевые игры. Например, «Дочки-матери», где ребенок выступает в образе мамы, а кукла − дочери. Мама в эти моменты может не только подсказать, о чем можно разговаривать с куклой, как с ней взаимодействовать, но и сама принять участие в игре.

Прежде чем ребенок научится играть самостоятельно, родителям придется некоторое время показывать ему, как это делать, принимать участие в совместных играх.

Общие правила:

  1. К обучению самостоятельным играм приступают, когда ребенок здоров, накормлен и находится в хорошем расположении духа.
  2. Обстановка должна быть безопасной и комфортной.
  3. Ребенок изначально не умеет играть, и его нужно научить так же, как пользоваться ложкой или пить из кружки.
  4. Взрослым нельзя раздражаться, наоборот, нужно всячески демонстрировать гордость за успехи крохи.
  5. Даже самостоятельному ребенку нужно уделять время, чтобы он почувствовал любовь, внимание и заботу.
  6. Совместные игры сближают и наполняют малыша чувством нужности и уверенности в родителях.

Зачем нужно учить малышей играть: 3 причины

Игра для ребенка − неотъемлемая часть его жизни, основное умение. Она учит познавать смысл человеческой деятельности, понимать причины разных поступков людей, систему взаимоотношений. Ребенок учится осознавать свое место в жизни. Игровая деятельность развивает творческое мышление, память, способности, обучает коммуникативным навыкам и познанию окружающей действительности. Вот зачем нужно учить малышей играть.

Развитие воображения

Ребенку с любым складом ума полезно развивать воображение. Это дает возможность воплощать в жизнь творческие задумки, изучать абстрактные понятия, правильно мыслить и уметь фантазировать. Воображение полезно тем, что с его помощью можно обрабатывать полученную информацию и создавать новую на основе имеющихся знаний. Если фантазии создаются на основе нереальных, невозможных ситуаций и объектов (конь Пегас, Буратино), то воображение рисует нам картины, основанные на реальных образах, то есть человеку приходится напрячь мышление, память, чтобы создать какую-либо предполагаемую модель.

Воображение прекрасно помогает ученым, людям творческих профессий. Да и в быту нередко встречаются задачи, решаемые с помощью воображения.

Оно позволяет выбирать оптимальный вариант развития событий (то есть развивает интуицию), управлять временем (прикидывая, сколько займет то или иное действие), контролировать собственное эмоциональное состояние (наблюдая за поведением окружающих, можно переносить его на себя).

Как утверждают специалисты, воображение у новорожденных отсутствует, но в каждом младенце с рождения заложена любознательность. Родителям необходимо поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся им наивными и смешными. Ученые также доказали, что воображение у всех детей развито неодинаково, поэтому есть смысл его тренировать.

Познание мира

Дети до достижения ими 6−7 лет познают окружающий мир исключительно через игру. Взрослые должны всячески этому содействовать, обучая их различным видам игрового поведения. При этом необходимо учитывать возраст, способности и интересы малыша. Так, до 2-х лет познание мира происходит через деструктивное поведение, то есть стремление все попробовать, пощупать, потрогать. Для этой цели подойдет какой-нибудь фрукт, например яблоко. Маленькие исследователи нюхают, пробуют, разбирают его на части, описывают, рисуют.

Основой для игр могут стать различные запахи. Например, можно угадывать по ним названия фруктов.

Играя в ванной с водой и различными емкостями для нее, малыш учится узнавать разницу объемов, свойства жидкости, силу притяжения. А выдувая мыльные пузыри и меняя направление их полета, бросая мячик, пуская в небо воздушного змея − проверять возможность воздействия на объекты. Для этого также подходят лепка из глины, пластилина, соленого теста.

Игра в «Съедобное или несъедобное» поможет вычленить из ряда предметов лишний. Есть множество других игр с мячом, которые помогают познавать мир. Например, родители бросают ребенку мячик и называют животное, а он должен охарактеризовать его (как выглядит, где живет, чем питается и т. д.).

Полезны игры, в которых малыш осваивает размеры предметов, их форму, цвет. Например, мама предлагает дочке двух кукол − маленькую и большую. В соответствии с их размерами им подбирают маленькую и большую посуду, кроватки. Мама может «случайно» перепутать одежду и надеть на маленькую куколку большую шапочку. Ребенок должен обязательно заметить несоответствие − так он усваивает понятия величины.

Подобным образом можно вместе с ребенком изучать цвета. Например, сказать, что сегодня медвежонок хочет надеть синий свитер и красную шапочку, и попросить чадо принести эти предметы одежды. Сначала ребенок узнает стандартные цвета, а позже к ним присоединяются оттенки.

С годовалого возраста в игру вводят элементы конструирования, предлагая малышам построить домик из кубиков, собрать пирамидку, составить рядом кукольную мебель и организовать чаепитие игрушек.

Обучение и воспитание

К трехлетнему возрасту в игру вводятся элементы ролевого поведения. Малыш уже может вообразить себя воспитателем в детском саду, доктором, поваром, продавцом.

Являясь моделью реальной жизни, игра учит выстраивать взаимоотношения с окружающими, выявляет поведенческие навыки ребенка, его организаторские способности.

Для дошколят и младших школьников игровая деятельность все еще остается ведущей. Поэтому разработана масса учебного материала, который можно осваивать в игровой форме. Этот продуктивный метод применяется большинством педагогов и позволяет выстроить единую линию обучения и развития.

Младшие школьники, начав посещать школу, не прекращают играть. Игрушки и различные игры есть у них дома, они с радостью играют со сверстниками на переменах, уже без участия взрослых. Однако чтобы не отвлекаться от учебной деятельности, педагоги все же не рекомендуют приносить в класс игрушки и держать их на уроках.

К школьному возрасту ребята уже овладевают всеми видами игр, но теперь на первый план выходят игры «по правилам» («в школу», «в телешоу»). Учителям важно воспользоваться этим моментом и организовать во время учебного процесса игровые ситуации, различные викторины, конкурсы с элементами шоу. Даже задачки можно придумывать сказочные. Например, как написать письмо во дворец королю, сколько ткани нужно для бального платья принцессы.

Игры в школе обязательно учитывают психологические особенности ребенка.

Учитель должен выяснить для себя, какой ребенок:

  • активный;
  • впечатлительный;
  • стеснительный;
  • критически относящийся к себе и другим.
Исходя из индивидуальных особенностей каждого школьника, в них можно воспитывать различные положительные качества, помогать бороться с комплексами, чувствовать себя увереннее.

Ещё по теме:
Подвижные игры для детей на улице
Интересные и подвижные игры для детей на улице
Еще 20 лет назад дети с удовольствием проводили время на улице: гуляли, играли в различные…
Полезные и умные игры для дошкольников
Обучающие игры для детей 4, 5, 6, 7 лет: для логики и интеллекта
В возрасте 4–7 лет у ребенка появляется повышенный интерес к окружающему миру. Чтобы удовлетворить его,…
При обучении в игровой форме можно:

  • развивать интеллектуальные способности;
  • доставить ребенку удовольствие от учебного процесса;
  • обнаружить неожиданные творческие таланты.
Важно выбирать такие игры, которые помогают усвоить, что такое хорошо и что такое плохо, заботиться об окружающей среде и братьях наших меньших. Каждая игра должна быть эмоционально позитивной.

Игры должны развивать способности, умения и навыки ребенка. Например, мелкую моторику, художественный талант.

Важно, чтобы игры были разнообразными по активности − не только в помещении, за столом или компьютером, но и на свежем воздухе (от «Угадай слово» до пряток, салок, соревнований, воспитывающих командный дух).

Как приучить ребенка самого играть с игрушками

Многие мамы задумываются над тем, как научить ребенка играть самостоятельно. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельно играть с игрушками, нужно знать, какие именно игрушки подходят для конкретного возраста. Например, двухлетний малыш не сообразит, что нужно делать с пазлами.

С чем ребенок может играть самостоятельно:

  • игрушка, с которой он спит;
  • машинки;
  • спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалка);
  • самодельный домик из накинутого на стол покрывала (или купленная в детском магазине палатка, в которой можно поместиться);
  • наборы для знакомства с профессией (медицинская аптечка с докторскими атрибутами − игрушечным градусником, шприцем и т. п.);
  • различные бытовые мелочи, с которыми любит возиться малыш (крупные пуговицы, красивые камешки).
Иногда родители спрашивают, почему ребенок не играет в игрушки, ведь их у него много, все яркие и красочные. Важно знать, что большое количество игрушек не способствует развитию фантазии. Ребенок не умеет играть один, не привязывается ни к одной из них, они ему быстро надоедают и не позволяют развиваться. Зато с любимым плюшевым мишкой можно проводить много времени: воспитывать его, кормить, купать, гулять с ним, рассказывать ему сказки и т. д.

Придумайте увлекательный сценарий

Не стоит переживать, если ребенок не играет самостоятельно. Двухлетний малыш уже способен овладеть сюжетно-ролевой игрой. Родители могут подсказать ему идеи, придумать сценарий, где можно примерить на себя образ доктора, водителя, продавца.

Используя набор строительных материалов, предложите ему построить дом для собачки, гараж для машины, пригласить в гости кукол, рассадить их за столом, угостить чаем, завести интересную беседу.

В игру можно заложить элементы планирования, переход от одного действия к другому. Например, попросите ребенка приготовить еду для куклы, накрыть на стол, покормить, потом убрать посуду, уложить куклу спать (можно вместе с малышом), а после сна отправиться на прогулку.

Постепенно ваше чадо сможет самостоятельно разрабатывать сценарии для сюжетно-ролевых игр с участием игрушек.

Во что ребенок способен играть самостоятельно:

  • в больницу;
  • магазин;
  • парикмахера;
  • строителя;
  • детский сад или школу;
  • зоопарк;
  • пожарных.
Используя игрушки, ребенок может поиграть в любимую сказку по известному сценарию. Большинство детей стремится быть самостоятельными, поэтому играть без участия родителей для них не составит труда.

Покажите пример

Чтобы научить ребенка играть, его необходимо заинтересовать. Например, показать, как купают куклу, катают на машине зайца. Делать это нужно с радостью и удовольствием, чтобы ребенок тоже получал удовольствие от занятий.

Увидев новую игрушку, ребенок не всегда знает, что с ней делать. На помощь должны прийти взрослые. Например, показать, как собрать дом или машину из конструктора, сложить пазл. Ведь если у ребенка что-то не получится сделать самостоятельно, он может потерять интерес к игре, закапризничать, начать ходить за мамой и мешать ей заниматься домашними делами.

С другой стороны, возможно, ему не хватает родительского внимания. Отложите все дела, обнимите кроху, почитайте ему книжку, уделите время, за которое можно научить чему-то новому, показать, что он справится с задачей.

К игре можно подготовиться заранее. Например, во время прогулки собрать красивые осенние листья, а дома сложить из них букет или гербарий. Потом ребенок может самостоятельно закладывать листочки между книжными листами, делать поделки из желудей и каштанов. Кстати, это прекрасно развивает мелкую моторику и фантазию.

Играйте вместе

Родители должны обязательно выкроить время для совместных игр и занятий с малышом. Избегая игрового общения, родитель может создать ситуацию напряженности, когда ребенок почувствует себя покинутым и одиноким, что, в свою очередь, приведет к снижению его самооценки.

Отказываясь от совместной игры, взрослые не оставляют возможности для формирования связей с детьми, а ведь тесное общение с ними помогает и родителям лучше понять их потребности и чувства.

Во время совместных игр много разговаривайте, стимулируя развитие речи своего чада. Не стоит навязывать ему какие-то действия, ругать, если у него что-то не получается. Постепенно ограничивайте свою активность в игре, уступив малышу право быть первым. Вы увидите: пройдет совсем немного времени, и он перестанет нуждаться в обязательном участии взрослых.

Поощряйте активность и самостоятельность малыша

В ходе игры малыш развивает в себе терпение, усидчивость, инициативность. Любое занятие должно приносить ребенку радость, а не скуку. Родителям следует поддерживать инициативу и выбор сына или дочери, не бежать сломя голову на помощь, если у них что-то не получается, не навязывать собственных правил.

Первая независимость ребенка, по мнению психологов, это независимость в игре. Поэтому, если чадо жалуется, что ему скучно, разрешите ему немного поскучать. Он сразу найдет себе занятие.

Это касается не только развлечений. Например, если малыш разлил воду, не спешите за тряпкой, дайте ему возможность убрать за собой. В школе дали сложное задание − объясните, как его выполнить, но не делайте за него. Чтобы ребенок научился самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, необходимо его поощрять и давать ему больше свободы действий (что надеть на прогулку, что взять с собой − велосипед или мяч, кого пригласить на день рождения).

Как известно, на ошибках учатся, поэтому позвольте малышу совершать их. Например, если вы видите, что он собирает конструктор или мозаику неправильно, не спешите ему подсказывать, пусть поймет сам. Ошибаясь, дети учат искать и находить выход из различных ситуаций, даже самых сложных и нестандартных.

Всегда хвалите за проявленную инициативу: за уборку в доме, накрытый стол, подтягивание на турнике, пришитую самостоятельно пуговицу, даже если она пришита косо и неумело. Ребенок, которого хвалят, обязательно захочет сделать еще что-нибудь хорошее.

Не вмешивайтесь в детские конфликты на фоне игры. Пусть сверстники разбираются самостоятельно, главное, чтобы дело не дошло до драки. Если словесная перепалка касается неумения поделить игрушки или каких-то правил в игре, пусть ребята попробуют справиться с ситуацией без помощи взрослых. Когда они вырастут, эти навыки помогут решать конфликты на работе, с начальством, с окружающими.

Детей следует воспринимать всерьез, на равных, внимательно прислушиваться к их мнению. Ведь они доверяют взрослым, которые их уважают.

В доме обязательно должна сохраняться комфортная для самостоятельных действий атмосфера: удобные шкафы, из которых ребенок сможет брать одежду и вещи, организованный таким образом быт, чтобы детям не пришлось постоянно прибегать к помощи взрослых.

Все свои действия дети осознают как элементы игры. Им интересно брать в магазине товары с полок, класть их на ленту в супермаркете, компостировать билеты в общественном транспорте. Разрешайте им выносить мусор, делать салат, резать торт, а позже закрепляйте за ними домашние обязанности (например, заправлять постель, убирать свою комнату, гулять с собакой). Это поможет их постепенному выходу из зоны комфорта, осознанию ответственности, умению работать в команде и приносить пользу.

По сути, игра является самой первой работой ребенка. Во время игры дети познают окружающий мир, учатся взаимодействовать с людьми, приобретают знания, умения и навыки, которые пригодятся им во взрослой самостоятельной жизни. Важно учить малыша сначала самостоятельным играм, а потом и самостоятельным делам, принятию собственных решений. Правильное поведение родителей способствует гармоничному развитию маленького человека, из которого вырастет самостоятельная личность.