Что такое воспитание ребенка
Далеко не все родители до конца понимают, что значит воспитывать ребенка. Этот процесс представляет собой воздействие на человека, в результате которого меняется его поведение и происходит всесторонний рост. Дети проходят через воспитание на всех этапах формирования личности. Сначала их воспитывают родители, а затем – учителя, сверстники и общество в целом. Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок вырос добрым, умным и целеустремленным. В этих целях могут использоваться разные методы. В послеродовой период женщинам интуитивно понятно, как ухаживать за малышом. Они с легкостью меняют пеленки, кормят его и укладывают спать. Чем старше ребенок становится, тем больше появляется вопросов относительно его воспитания. Даже в многодетных семьях родители могут столкнуться с трудностями в общении с ребенком. При одинаковых моделях воспитания могут вырасти люди с совершенно разными чертами характера. Именно поэтому подход к воспитанию должен быть индивидуальным. Однако при этом лучше все же опираться на рекомендации психологов и педагогов.Цели и задачи воспитания
Модель воспитания подбирается с учетом того, какие задачи и цели закладываются в этот процесс. Главная цель воспитания – сформировать эталонные качества характера в ребенке. Это могут быть как общепринятые идеалы, так и личные представления родителей. Цели воспитания могут зависеть от его концепции:- При гуманистической концепции все действия направляются на развитие способностей и талантов ребенка. Для этого раскрываются его скрытые таланты и индивидуальные особенности.
- Прагматическая концепция ориентирована на выживание в обществе. Она предполагает формирование личности человека не с учетом его особенностей, а в интересах государства.
- Обеспечение безопасности и защиты ребенка. Сюда входят наставления о правильном переходе через дорогу, поведении в чрезвычайных ситуациях и т. д.
- Передача общественного и личного опыта ребенку.
- Создание благоприятных условий для эмоционального, физического и интеллектуального развития ребенка.
- Помощь в социальной адаптации ребенка и развитии устойчивости к воздействию негативных факторов.
- Обучение базовым навыкам для возможности самообслуживания в дальнейшем.
Обязанность родителей воспитывать детей
Воспитание предполагает выполнение родителями определенных обязанностей. Они должны выполняться от момента рождения ребенка до его совершеннолетия. Родительские обязанности подкреплены семейным кодексом РФ, но не заканчиваются им. Родителям необходимо передать детям свои знания и опыт, познакомить их с моралью и нравственностью, а также помочь в развитии талантов и навыков. В перечень базовых обязанностей родителей входит:- предоставление жилья;
- реализация права ребенка на образование;
- содержание ребенка;
- прививание моральных ценностей.
Ещё по теме:
Виды воспитания детей
Каждое действие родителя или педагога – это важный элемент воспитания. Значение в этом процессе имеют даже мельчайшие детали. По форме преподнесения информации воспитание бывает целенаправленным и спонтанным. Целенаправленный процесс предполагает, что родители четко видят, какие качества они хотят развить в ребенке. В зависимости от этого они подбирают определенный алгоритм действий. Спонтанное воспитание включает в себя эпизодические попытки донести что-то ребенка, не имеющие никакой системности. Воспитательные мероприятия в этом случае не имеют четкой конечной цели. В этом случае родители не задумываются над собственным поведением, а оно может расходиться с тем, что они прививают ребенку. Такая форма воспитания считается менее эффективной, чем целенаправленный подход. Выделяют следующие виды воспитания:- Нравственное. Предполагает закладывание фундамента моральных норм, диктующих, как человеку следует вести себя в обществе. В рамках нравственного воспитания ребенку прививают способность самостоятельно оценивать свои действия и поступки с точки зрения нравственности. Вместе с этим развивается способность адаптироваться к современному обществу с учетом принятых в нем законов морали.
- Трудовое. Направлено на развитие качеств и умений, связанных с производственной деятельностью. Сюда относят подготовку ребенка к выбору профессии, а также развитие важных для работы качеств – ответственности, пунктуальности, дисциплинированности и т. д. Трудовое воспитание помогает определить тип мышления ребенка и развить его в нужном направлении.
- Умственное. Ориентировано на развитие воображения, памяти и логики. Оно раскрывает таланты ребенка и способствует формированию мировоззрения. При грамотном подходе умственное воспитание поможет привить ребенку тягу к знаниям и стремление добиваться поставленных целей.
- Физическое. Необходимо для укрепления здоровья и всестороннего развития детского организма. Оно помогает развить такие качества, как выносливость, сила, стремление к физической активности.
- Эстетическое. Пробуждает чувство прекрасного в человеке. С его помощью формируется вкус, развиваются творческие задатки.
- Демократический. Формируется максимальный уровень доверия с воспитанником. Он благоприятно влияет на развитие ребенка и способствует взаимному уважению. При демократическом стиле воспитания формируются такие качества, как целеустремленность, активность и самостоятельность.
- Авторитарный. Сопровождается жестокостью и большим количеством ограничений. Он способствует развитию пассивности и подозрительности в человеке.
- Попустительский. Предполагает, что ребенок предоставлен сам себе. В этом случае в нем формируется безынициативность и желание плыть по течению. Такому ребенку будет сложно адаптироваться в обществе и достигать поставленных целей.
Когда начинать воспитывать ребенка
На вопрос о том, когда начинать воспитывать ребенка, психологи и педагоги отвечают одинаково: к этому процессу нужно приступать сразу после появления малыша на свет. Некоторые ученые считают, что воспитание начинается еще тогда, когда он находится в утробе. Чем раньше родители подойдут к осознанному воспитанию, тем эффективнее оно будет. Эмоциональная связь между ребенком и его мамой закладывается на этапе эмбрионального развития. В это время он уже способен реагировать на свет, звуки и эмоции мамы. Она может разговаривать с ним, гладить живот и знакомить с музыкальными произведениями. Все это положительно скажется на его развитии.Какие качества воспитывать в ребенке
Каждый родитель хочет, чтобы именно его ребенок был самым лучшим. Именно поэтому многие стараются привить своим детям только положительные качества. Не стоит забывать, что начать нужно с себя. Каким бы ни было воспитание, ребенок все равно будет брать пример со своих родителей. Психологи утверждают, что в ребенке нужно воспитывать следующие качества:- Самостоятельность – умение удовлетворять свои потребности без чьей-либо помощи. Детям нужно прививать это качество с самого раннего возраста. Важно не только нагружать ребенка обязанностями, но и давать ему право выбора. Даже двухлетний ребенок способен сам выбрать игрушки или одежду.
- Эмпатия – полезное качество, помогающее взаимодействовать с другими людьми. Под ней подразумевают умение сопереживать другим людям и чувствовать их эмоции. Эмпатия имеет немаловажное значение в творчестве и духовном развитии.
- Доброта и оптимизм. Они помогут малышу справиться с возможными трудностями. Эти качества прививаются ребенку на собственном примере. Они делают жизнь более интересной и помогают коммуницировать в обществе.
- Уважение к окружающим и их труду необходимо взращивать одновременно с обучением хорошим манерам. Желательно показать это не словом, а делом. Перед тем как выбросить обертку от конфеты, необходимо рассказать ребенку о труде уборщиков и объяснить, как важно не мусорить. Вместе с этим нельзя высказываться в уничижительном ключе о представителях других профессий.
- Ответственность и трудолюбие нужно развивать с возраста 3–4 лет. Необходимо показать малышу, что работа может приносить удовольствие и радость. В этом возрасте уже можно выделить какую-то зону ответственности для него. Например, доверить уход за цветком или игрушками. Привлечь к труду совсем маленьких детей гораздо проще, чем в более сознательном возрасте. Для этого можно использовать игровой способ донесения информации.
- Честность и смелость в дальнейшем помогут ребенку справляться с возникшими трудностями. Способность взглянуть в лицо страхам и проблемам снизят вероятность того, что ребенок столкнется с трудностями при обучении или общении со сверстниками. При этом важно донести до ребенка, что излишняя смелость так же вредна, как и ее полное отсутствие.
- Уверенность в себе – одно из основополагающих качеств, формирующих здоровую личность. Для его развития ребенок должен ощущать незыблемость семьи. В домашней обстановке он должен чувствовать себя спокойно и безопасно. При этом важно поощрять уверенность ребенка в своих действиях.
Как нельзя воспитывать детей
Планируя вырастить из своего ребенка полноценную гармоничную личность, нужно знать о том, как нельзя воспитывать детей. Эта информация позволит избежать распространенных ошибок. Своими неправильными действиями родители могут испортить психику ребенка или по незнанию заложить в него отрицательные качества. Чтобы этого не произошло, нужно подходить к воспитанию осознанно. В воспитании ребенка нельзя совершать следующие действия:- Угрожать малышу оставить его. Женщины часто грозятся отдать ребенка чужому дяде, если тот будет себя плохо вести. Некоторые из них в порыве гнева могут заикнуться про детдом или психбольницу. Такая угроза позволяет добиться желаемого. Испугавшись, ребенок прекращает истерику, однако в дальнейшем это негативным образом скажется на его психике.
- Снисходительно относиться к своим плохим поступкам. Взрослые должны уметь признавать свои ошибки, как бы им этого не хотелось. Родители могут говорить детям, что курение – это плохо, но показывать своим примером обратное. В таких ситуациях ребенок будет повторять за мамой или папой, игнорируя его наставления. Кроме того, в его голове возникнет диссонанс из-за расхождения слов с делом. Это понизит степень доверия по отношению к родителям.
- Практиковать рукоприкладство. Если ребенок истерит или не слушается, самое последнее, к чему можно прибегать, – это рукоприкладство. Оно не только не решит проблему, но и усугубит ее. Ребенок вырастет запуганным и безынициативным. Он будет бояться проявлять свои эмоции.
- Лгать своему ребенку. Искажая факты, родители приучают детей к вранью. Не нужно удивляться, если со временем ребенок будет поступать так же, как и взрослые.
- Сравнивать ребенка с другими детьми. Категорически запрещено оценивать всех детей одним мерилом. Дело в том, что каждый из них обладает уникальными особенностями. Соответственно, и подход к воспитанию должен быть разным. Кроме того, нельзя говорить ребенку, что кто-то лучше/послушнее/усидчивее его. Это может заметно пошатнуть его самооценку. Ребенка можно сравнивать только с ним самим в прошлом.