Развивайся качественно
как человек и профессионал

Как воспитывать ребенка с рождения до 1 года

Каждый любящий родитель стремится не только окружить своего ребенка заботой, но и помочь ему адаптироваться к жизни в социуме, объяснить, что такое хорошо, а что – плохо. Часто мы делаем это по наитию, не принимая во внимание возрастные особенности малыша, его возможности и другие факторы.

В статье мы рассмотрим, что важно знать родителям о воспитании ребенка в первый год жизни, периоды развития, какие методики воспитания можно применить, на что обратить внимание.

Когда нужно начинать воспитывать ребенка

Первый год жизни малыша кажется особенно трудным для всех новоиспеченных родителей. Но не стоит забывать, что сложнее всего приходится ребенку: ему предстоит знакомство с новым, непонятным для него миром, в котором роль проводника отведена, как правило, матери. Для своего ребенка она – целый мир, и то, каким будет ее отношение к малышу, другим членам семьи, и будет формировать жизненную позицию маленького человека.

В первый год жизни ребенок развивается очень стремительно. Вот он лежит в колыбельке и невидящим взглядом водит по комнате, оставляя без внимания любое обращение в свой адрес. А уже через месяц-другой он вдруг неожиданно улыбнется вам, глядя прямо в глаза, и вы поймете, что нет никого счастливее вас на всем белом свете.

Но не все изменения видны невооруженным взглядом. С самого рождения в головном мозге человека постоянно формируются новые нейронные связи. До трех лет этот процесс наиболее активен. Вот почему ребенок этого возраста все впитывает как губка: природой заложено, чтобы он как можно быстрее приспособился к окружающей среде и вскоре смог сам о себе позаботиться.

Японский новатор в вопросах раннего развития детей, автор всемирно известной книги «После трех уже поздно» Масару Ибуки считает, что с первых дней жизни и последующие три года ребенок обладает максимальным потенциалом к обучению. Его труды приобрели огромное практическое значение и позволили с уверенностью утверждать, что воспитанием ребенка нужно заниматься с самого его рождения.

Как воспитывать малыша до года: четыре возрастных этапа

В свой первый год жизни ребенок стремительно растет и развивается, приобретая все новые навыки. Постепенно налаживается сенсорная система, крепнут мышцы, а вместе с ними и связь с внешним миром. В норме у всех детей возрастные изменения происходят последовательно и занимают определенный промежуток времени.

В связи с этим первый год жизни малыша можно условно разделить на четыре этапа:

  • с рождения до 3-х месяцев;
  • от 3-х до 6 месяцев;
  • от 6 до 9 месяцев;
  • от 9 до 12 месяцев.
Это разделение условно и служит для того, чтобы родители могли своевременно и грамотно создать условия для формирования у ребенка новых навыков и умений. Но не стоит забывать, что все индивидуально: ребенок может пойти и в год, а может и позже, и при этом быть абсолютно здоровым как в физическом, так и психическом плане.

От 0 до 3 месяцев

В этот период младенец особенно остро нуждается в материнском тепле и заботе. Его душевное спокойствие – залог нормального психоэмоционального развития. В этом возрасте ребенок почти всегда успокаивается и перестает плакать, когда мама берет его на руки и ласково к нему обращается. При этом одни дети спокойно засыпают в своей кроватке, а другие только на руках или в процессе укачивания. Это во многом определяется темпераментом, который закладывается при рождении.

Вопреки бытующему мнению, вы не разбалуете ребенка, если по первому требованию будете брать его на руки. Таким образом вы даете понять малышу, что он находится в безопасности и ему не о чем беспокоиться. Поверьте, для крошечного организма чувство защищенности так же остро необходимо, как утоление голода и здоровый сон. В противном случае ребенок будет чаще проявлять беспокойство: вздрагивать во сне, спать по 15–20 минут и беспричинно плакать.

Многие ошибочно полагают, что уход за ребенком в первые месяцы жизни сводится к кормлению и организации режима дня. Однако это не так. В это время уже начинает закладываться характер, а также привычки и способности малыша.

Чтобы развитие ребенка происходило всесторонне, родители должны:

  1. Любить своего ребенка. Связь между матерью и ребенком устанавливается еще на этапе внутриутробного развития. Ученые проводили эксперимент: младенцу давали слушать звуки, имитирующие сердцебиение матери, и он быстро успокаивался. Когда звуки учащались, ребенок испытывал беспокойство и начинал плакать. Отношение матери и чувства, которые она испытывает, ребенок воспринимает на невербальном уровне. Если мать постоянно раздражена, молчит и редко берет на руки своего малыша, это негативно скажется на его психоэмоциональном развитии и отношении с людьми в будущем.
  2. Как можно чаще разговаривать с малышом. Комментируйте свои действия, когда одеваете ребенка, играете с ним или гуляете. При этом старайтесь сохранять спокойный, ласковый тон. В этот период происходит развитие сенсорного восприятия и закладка будущей речи. Поэтому от того, что на ранних этапах услышит малыш, во многом зависит его культура общения в будущем.
  3. Способствовать формированию режима у ребенка. Доказано, что дети, которые питаются и спят согласно установленному графику, более спокойные по сравнению с теми, чьи родители не придерживаются какого-либо режима. Так происходит потому, что согласованность и порядок в действиях матери дарят ребенку чувство безопасности и уверенности в себе и окружающем мире.
С раннего возраста приучайте ребенка к чистоте. Вовремя меняйте ему подгузники, ежедневно проводите все необходимые гигиенические процедуры. Хотя в первые месяцы ребенку, как правило, все равно, насколько сухие его ползунки, но уже в это время идет закладка будущего характера и полезных привычек, в том числе и привычки следить за чистотой своего тела.

От 3 до 6 месяцев

В этот период родители нередко наблюдают следующую картину: ребенок, ранее спокойно засыпавший в своей кроватке, может подолгу плакать, пока мать не возьмет его на руки. Так происходит потому, что малыш осознал свою зависимость от матери, и теперь боится даже ненадолго лишиться ее внимания или потерять из виду. В таких случаях лучше проявить настойчивость и начинать приучать ребенка к самостоятельному времяпрепровождению.

Положите ребенка на игровой коврик или другое место, с которого он беспрепятственно может за вами наблюдать. Обеспечьте малышу безопасность и предоставьте в его распоряжение несколько игрушек, которые могли бы хоть ненадолго заинтересовать. В это время займитесь своими делами: почитайте книгу или проведите влажную уборку в комнате. Учитывайте состояние ребенка: если он болен или устал, воспитательные мероприятия лучше отложить до лучших времен.

Поначалу ребенок, скорее всего, будет отчаянно протестовать и плакать, призывая маму обратить на него внимание. Но если вы тверды в своих намерениях, придется набраться терпения. Начинайте с 5 минут в день, постепенно увеличивая время. Главное – дайте понять ребенку, что мама хоть и бывает занята другими делами, но всегда остается поблизости. Вскоре ребенок привыкнет к такому положению вещей и сможет какое-то время играть самостоятельно.

От 6 до 9 месяцев

Ребенок проявляет все большую активность. Его тело усвоило множество новых движений: он уже хорошо сидит и даже пытается стоять. Его интересует буквально все, что попадается на глаза. Он уже лучше чувствует собственное тело и осваивает ползание. Одни малыши переходят к ходьбе только после того, как научатся ползать, другие же стремятся сразу встать на ножки.

По мнению педиатров, очень важно, чтобы ребенок прошел все этапы развития. Дело в том, что ползание способствует укреплению мышц спины, шеи, живота и стоп. Налаживается координация движений и равновесие. Таким образом тело постепенно подготавливается к более тяжелой нагрузке и малышу легче будет начать ходить.

Поскольку ребенок пока не может самостоятельно исследовать все интересующие его объекты, он ищет помощи у матери, требуя, чтобы его взяли на ручки. Конечно, это может утомлять. Ведь ребенок успел изрядно прибавить в весе и носить его становиться все труднее. Но не стоит злиться на малыша, демонстрируя ему свое раздражение: любознательность – естественное качество, которое необходимо поощрять, иначе ребенок со временем может стать замкнутым, неуверенным в себе человеком, боящимся проявить инициативу.

Ещё по теме:
Питание при кормлении ребенка грудным молоком
Питание матери при грудном вскармливании новорожденного
После рождения ребенка женщина должна внимательно отнестись к своему рациону. Кормящей маме важно, чтобы продукты,…
В чем разница в воспитании детей разного пола
Основные отличия в воспитании мальчиков и девочек
Развитие мальчиков и девочек происходит по-разному, и родители, у которых рождаются разнополые дети, далеко не…
После того как малыш научился сидеть, многие родителя стремятся тут же высадить его на горшок. Проблема в том, что успех этого процесса во многом зависит от того, насколько ребенок контролирует собственный кишечник и мочевой пузырь. А происходит это, как правило, после года. Поэтому все попытки приучить ребенка к горшку до года в лучшем случае вызывают недоумение со стороны ребенка и полное непонимание сути происходящего, а в худшем – развивает в нем упрямство и упорное нежелание «сотрудничать» с родителями в будущем.

От 9 до 12 месяцев

Наступает то время, когда малыш все реже находится в манеже. Одни дети уже предпринимают попытки ходить, другие – могут стоять на ножках, но предпочитают ползать. Все индивидуально: ребенок может пойти к 1,5 годам и при этом быть абсолютно здоровым во всех смыслах.

В этот период важно уделить особое внимание развитию памяти, речи и воображения у малыша. Он все так же привязан к матери, и это нормально. Используйте это с целью обучения и воспитания, ведь потом маленького непоседу будет просто не поймать.

Чтобы помочь малышу развить в себе важнейшие навыки, необходимо:

  1. Играть с ребенком в пальчиковые игры, устраивать кукольный театр.
  2. Как можно больше читать. Это могут быть сказки, стихи, считалочки, потешки. Главное, чтобы они подходили по возрасту. Многим детям нравятся произведения Корнея Чуковского, Агнии Барто, Самуила Маршака.
  3. Включать музыку. Это может быть классика, народные песни или более современные. Обратите внимание, как ребенок реагирует на ту или другую музыку. Покажите, что под нее можно петь и танцевать. Так вы способствуете развитию ритма и чувства такта.
  4. Уделить внимание нравственному воспитанию. На собственном примере продемонстрируйте доброжелательное отношение к окружающим, животным, растениям.
  5. Предоставить ребенку свободу движений. Не бойтесь испачканной одежды и синяков. Эти явления неизбежны. Главное – обезопасить ребенка от более серьезных травм и создать благоприятную для этого обстановку в доме и за его пределами.
После года родители нередко сталкиваются с таким понятием, как негативизм. Но предпосылки к этому стоит искать в более раннем возрасте. Это и раннее упорное высаживание на горшок, и гиперопека, и постоянное недовольство ребенком. Как следствие, ребенок становится упрямым и действует наперекор родителям даже в том случае, когда это лишено разумного объяснения. Такое поведение может оказаться временным явлением, а может стать устойчивой чертой характера и крепнуть со временем.

Популярные методики воспитания ребенка в первый год жизни

Родители делятся на два типа: те, кто воспитывают детей, полагаясь на интуицию, и те, кто руководствуется конкретной методикой. Первый способ подходит для тех, кто уверен в своих действиях и имеет хоть какой-нибудь опыт в воспитании детей. Большинство же новоиспеченных родителей первое время пребывают в растерянности, не зная с чего начать. Они не знают наверняка, что пойдет малышу на пользу, а что – нет.

Чтобы грамотно распланировать занятия с малышом, лучше обратиться к уже существующим методикам воспитания. Каждая из них строится на особой системе принципов и взглядов на развитие ребенка.

Чтобы выбрать подходящую методику воспитания, нужно четко понимать следующее:

  • какие результаты вы хотите видеть от своего ребенка сейчас;
  • каким вы хотите видеть ребенка в ближайшем будущем;
  • что вы готовы для этого сделать.
Ниже приведено несколько методик, проверенных годами. Они имеют ряд отличий, поэтому родители смогут подобрать себе ту, что ближе к их системе ценностей. А можно использовать приемы и техники из разных методик. Главное, чтобы они не были противоречивы между собой, а складывались в единый гармоничный комплекс. Таким образом, путем проб и ошибок вы сможете прийти к собственной воспитательной системе, которая как нельзя лучше подойдет вашему ребенку.

Система Монтессори

Разработана итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори во второй половине 20 века. Методика основывается на естественном стремлении ребенка изучить окружающий мир и стать самостоятельным.

Исходя из этого, необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Акцент на сенсорное восприятие.
  2. Выступать в качестве помощника, а не наставника для ребенка.
  3. Свобода выбора. Создать в доме такую среду, в которой ребенок смог бы безопасно и беспрепятственно изучать интересующие его предметы.
  4. Личный опыт. Малышу показывают, как обращаться с дидактическим материалом (игрушкой, материалами для творчества и т. д.), демонстрируя его возможности и свойства, а затем предоставляя полную свободу действий. Взрослый старается не навязывать ребенку собственные установки, позволяя ребенку самостоятельно изучать объекты и строить свои умозаключения.
Система Монтессори обеспечивает индивидуальный подход к ребенку, учитывая его возможности. Но, как показывает практика, подходит она далеко не всем: спокойные дети с удовольствием готовы заниматься, а вот с непоседами она может оказаться недостаточно эффективной.

Вальдорфская методика

Эта методика – часть учения немецкого философа и педагога Рудольфа Штайнера. В ее основу положено стремление помочь ребенку раскрыть свой потенциал, а также способствовать гармоничному развитию души, тела и духа.

Воспитание по вальдорфской методике подразумевает:

  1. Учитывать потребности ребенка. В обучении и воспитании малыша необходимо в первую очередь отталкиваться от его потребностей, а не от требований общества. Например, если ребенок не в силах усвоить навык, свойственный детям его возраста, то с этим следует повременить.
  2. Игрушкой может быть все что угодно. Очень часто вещи взрослых вызывают у ребенка значительно больше интереса, чем собственные игрушки. Таким образом ребенок реализует необходимость в подражании – важнейшем факторе развития высших способностей у детей. Главное, чтобы предметы, которыми играет малыш, были безопасными.
  3. Родители – пример для подражания. Сколько бы родители ни тратили времени и сил на воспитание ребенка, они будут оставаться его главным образцом поведения. Важно не только следить за своей речью, манерами и поведением, но и постоянно саморазвиваться.
По методике Штайнера обучение чтению и прочим наукам начинается только с 7 лет. До того времени с ребенком лучше заниматься творчеством, изучать окружающий мир, свойства предметов. При этом приобщение ребенка к просмотру телевизора не приветствуется, поскольку это может негативным образом отразиться на формировании его личности.

Методика Гленна Домана

Гленн Доман – американский врач-нейрохирург, который считал, что начинать заниматься с детьми нужно с самого рождения. В своей методике он уделял внимание развитию интеллектуальных способностей, а также физической подготовке.

Воспитание по методике Гленна Домана подразумевает:

  1. Ранний старт. Автор уверен, что период с рождения до 6 лет является решающим в жизни малыша. От того, что за это время родители успеют в него заложить и каким навыкам обучить, зависит развитие когнитивных функций, становление его личности.
  2. Свободу движений. По мнению врача, ребенка не следует пеленать или каким-либо образом сковывать его движения. Это может отразиться на волевых качествах и психическом здоровье в будущем. Побуждайте его к ползанию с первых месяцев – это способствует развитию моторных зон мозга и межполушарных связей.
  3. Систематичность и последовательность. Планируйте занятия с малышом заранее и действуйте согласно расписанию. Не делайте больших перерывов между занятиями, лучше делать по чуть-чуть, но каждый день. Учитывайте возможности ребенка и действуйте согласно возрастному периоду.
  4. Уважение к ребенку. Важно создать доверительные отношения с малышом. Учитывайте его настроение и желания.
По мнению Гленна Домана, любой ребенок может вырасти гением, если вовремя раскрыть его потенциал. Используйте естественную для малышей пытливость ума и свойство подражать и сможете многому его обучить.

Важные моменты в воспитании крохи от рождения до года: советы родителям

Какой бы путь в воспитании ребенка вы не избрали, всегда будут возникать трудности. Главная причина этого – стремление родителей сделать «как нужно». При этом они забывают о том, что все дети разные, и один и тот же подход не может быть одинаково эффективным.

Чтобы воспитание принесло свои плоды, важно следовать нескольким нехитрым правилам:

  1. Воспитывать с любовью. Чтобы ребенок рос уверенным в себе, открытым и жизнерадостным человеком, должна быть благоприятная атмосфера в семье и доброжелательное отношение со стороны родителей. Если видеть в своем ребенке не обузу, забирающую все свободное время, а беззащитного кроху, нуждающегося в вашей любви и поддержке, то отношение к материнству заиграет новыми красками.
  2. Последовательность и регулярность. Если вы решили приучить ребенка к режиму, это значит, что каждый день вы должны кормить, гулять и укладывать спать ребенка приблизительно в одно и то же время. На это может понадобиться не один месяц, поскольку малышу нужно время, чтобы выработать такой сложный навык. Если мама время от времени начнет делать послабление, то результатов она еще долго не увидит.
  3. Учитывайте потребности крохи. Не стоит расценивать плач ребенка как пустой каприз, которому не стоит потакать. В первый год жизни малышом движут в основном инстинкты, и один из них – необходимость в материнском тепле.
  4. Начинайте разговаривать с малышом с самого его рождения. Тем самым вы закладываете базу для развития будущей речи.
  5. Контролируйте эмоции. Ребенок с пеленок тонко чувствует настроение матери. Если она испытывает раздражение, огорчение или другие негативные эмоции, малыш реагирует на это, что выливается в тревожность, плаксивость и может привести к заболеванию.
  6. Исключить агрессию и рукоприкладство. Если вы стремитесь воспитать счастливого, уверенного в себе человека, от таких методов однозначно следует отказаться.
Старайтесь быть объективными. В любой критической ситуации попытайтесь посмотреть на себя со стороны. Многие вещи начинают проясняться, а проблемы перестают быть таковыми. И помните: строгость не должна проистекать от злости, а мягкость быть прикрытием бесхарактерности и слабой воли.

Воспитывая ребенка с самого рождения, вы закладываете основу для развития его навыков, способностей, а также формирования характера. При этом стоит учитывать возрастные особенности малыша, его потребности и собственные возможности. Не забывайте следить за своими манерами и речью, ведь именно родители являются главным примером и образцом для подражания.