Польза и вред компьютерных игр для развития ребенка
Компьютерные технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь. Они не только стали частью многих рабочих процессов, но и являются источником повседневного досуга. И если еще 20 лет назад компьютер считался для многих роскошью, сегодня он есть почти в каждом доме. Современные технологии настолько адаптированы под пользователей, что оказываются по зубам даже детям, которые едва научились ходить. Это касается в основном так называемых карманных компьютеров – смартфонов и планшетов. Как мы восхищаемся при виде 3-годовалого малыша, который ловко орудует пальчиком по экрану, свободно ориентируется в игре и знает куда нажимать, чтобы найти нужное ему приложение. Мы считаем это проявлением смышлености и смекалки, и продолжаем поощрять подобные увлечения. Так, незаметно для себя, родители сами подталкивают своего ребенка к виртуальной реальности, из которой выбраться порой не так уж и просто. Увлечение компьютерными играми очень часто влечет за собой негативные последствия и влияет как на физическое, так и психическое здоровье еще неокрепшего организма. Однако следует принять во внимание и то, что для некоторых детей игры имеют огромное значение, а их влияние может быть не только негативным, но и положительным. Поэтому прежде, чем обозначить четкую позицию по отношению к виртуальной жизни своего ребенка, необходимо познакомиться как с темными, так и со светлыми сторонами вопроса.В дошкольном возрасте
Дошкольный возраст – важный период в развитии ребенка. В это время происходит активное формирование речи, мышления, развиваются все когнитивные функции мозга, отвечающие за восприятие мира и взаимодействие с ним. Считается, что до 5–6 лет ребенок способен впитывать всю поступающую извне информацию как губка. Иными словами, это время закладки основной базы, от которой зависит дальнейшая успеваемость и развитие ребенка. В дошкольном возрасте основной формой познавательной деятельности является игра. С ее помощью малыши не только проводят свой досуг, но и учатся быть «взрослыми», общаться с окружающими людьми, лучше понимать мир вокруг. В реальных играх всю информацию ребенок пропускает через себя, полноценно отыгрывая роль. Если это игра в дочки-матери, то здесь ребенок сам решает, когда кормить пупса, когда укладывать спать, как именно оборудовать для него спальню и т. д. В виртуальных играх всё несколько иначе. Здесь компьютер предлагает свои варианты действий, а ребенку нужно лишь выбрать один из них. С одной стороны, дети учатся играть по правилам, с другой – лишаются права выбора, тем самым ограничивая себя в действиях. Конечно, есть немало игр, способствующих развитию логики и внимания. Но, как правило, такой жанр нравится дошкольникам меньше всего. Дети до 6 лет воспринимают компьютерную игру как череду ярких картинок. Малыши едва ли способны вдаваться в сюжет, а тем более усидеть за занятием, которое требует внимания и умственного напряжения. Еще один недостаток виртуальных игр – отсутствие двигательной активности. Во время игр на компьютере или в телефоне дети находятся в статическом положении, задействуя лишь несколько пальцев. В результате – нарушение осанки, развитие сколиоза и другие виды деформации позвоночника. Опорно-двигательный аппарат детей дошкольного возраста находится в процессе развития и достаточно пластичен, поэтому любые неадекватные нагрузки или отсутствие физических нагрузок как таковых всегда влекут за собой негативные последствия.В школьном возрасте
Для школьников степень влияния компьютерных игр определяется не столько визуальной привлекательностью, сколько отношением к виртуальной реальности как таковой. Если в более раннем возрасте дети воспринимают компьютерные игры как череду ярких образов и картинок, то школьники подходят к видеоиграм уже более осознанно. Фактически в подобного рода развлечениях они видят возможность реализовать себя, способ уйти от реальности, а также источник ярких эмоций и новых впечатлений. Важно понимать, что опасность представляют не сами игры, а степень увлечения ими. Если ребенку нравится играть в стрелялки или танчики, но при этом он поддерживает общение с друзьями, адекватно реагирует на критику, у него в порядке успеваемость в школе, то беспокоиться не о чем. В данном случае виртуальная жизнь – лишь приятное разнообразие досуга. Другое дело, когда подросток замкнут, тяжело идет на контакт, раздражителен, а тем более агрессивен. В подобном случае не стоит позволять ему замыкаться в виртуальной реальности. Возможно, ребенка что-то серьезно беспокоит, поэтому желательно обратиться к психологу за консультацией. В чем может заключаться вред от компьютерных игр для школьников:- Портится зрение. Очень часто у детей появляется синдром сухого глаза, развивается близорукость.
- Снижается мышечный тонус, портится осанка. В процессе игры за компьютером или в телефоне ребенок практически не двигается. В таком положении спина быстро устает, поэтому ребенок всё больше наклоняется вперед, опирается свободной рукой о поверхность, пытаясь снять часть нагрузки с позвоночника. Такое положение быстро входит в привычку и приводит к искривлению позвоночника.
- Появляются расстройства, связанные с функциональностью нервной системы. Наиболее распространенный синдром – головные боли, мигрени. За ними следуют тошнота, подергивание конечностей, судороги. В конечном счете у ребенка, серьезно увлекающегося компьютерными играми, могут возникать различные невротические и психосоматические расстройства.
- Страдает психика. Под влиянием виртуальных игр дети нередко становятся раздражительными, агрессивными по отношению к родным и окружающим. Неудачи в игре они воспринимают довольно болезненно и могут всерьез выходить из себя даже из-за пустяка. У ребенка может постепенно формироваться искаженное представление о реальном мире, ему уже сложно понять, где явь, а где вымысел. У таких детей, как правило, притупляется инстинкт самосохранения, а решение конфликтных ситуаций они видят лишь в одном – в применении физической силы.
Опасность видеоигр для психики детей: чем они вредны
Ещё по теме:
- Шутеры, или стрелялки. Это, как правило, довольно яркие, насыщенные спецэффектами игры. Здесь предполагается выполнение определенной миссии, в ходе которой персонаж передвигается по локациям и может стрелять по всему, что движется. Как ни удивителен этот факт, но для психически здорового, уравновешенного подростка такие игры принесут не больше вреда, чем «ферма» или симулятор жизни, особенно если он проводит умеренное количество времени за игрой, не замещая ею общение с друзьями и другие здоровые увлечения. Другое дело, если ребенок замкнут или склонен к вспышкам агрессии. Как правило, такие дети тяжело переключаются с игры на реальную жизнь и проявляют сильное раздражение, когда им приходится это сделать.
- РПГ. Это виртуальный мир, в котором можно стать кем угодно. Здесь можно перевоплотиться в мага, эльфа и прочих интересных персонажей, изучать неизведанные миры, выполнять задания, совершенствуя свои силы и умения от уровня к уровню. Такие игры дают возможность ребенку раскрыть творческий потенциал, стать тем, кем невозможно быть в реальной жизни. Вместе с тем подобный жанр способен очень сильно затягивать, вызывая зависимость. Если ребенок недоволен своей жизнью или переживает не лучшие времена (травля в школе, развод родителей и т. д.), то игра постепенно начнет заменять ему реальную жизнь, от которой он будет стремиться уйти любым способом.
- Стратегии. Один из наиболее простых и понятных для нас примеров стратегических игр – шахматы и шашки. Только в современных компьютерных стратегиях можно управлять не просто «фишками», а целыми городами, народами и даже мирами. В целом такой жанр принесет больше пользы, чем вреда, поскольку здесь от игрока требуется проявить смекалку, логику, пространственное мышление. Такие игры помогают развить навыки стратегии и планирования, а многие из них включают также познавательную функцию, рассказывая о течении тех или иных исторических событий, раскрывая принципы управления и командования.
- Симуляторы. Это разновидность игр, которая открывает перед игроком новые горизонты. С ее помощью можно попробовать себя в роли бесстрашного пилота, автогонщика или примерить на себя какую-либо социальную роль. Суть симуляторов заключается в управлении каким-либо объектом или процессом. Это может быть самолет, автомобиль, конкретный персонаж или даже целая армия. Главный принцип таких игр – добиться максимальной реалистичности действий и условий. Симуляторы дают представление о вещах, которые в реальной жизни могут быть просто недоступны. Они крайне увлекательны и способны надолго затягивать в виртуальный мир, однако отрицательного влияния на психику, как правило, не оказывают.
- Квесты и логические игры. Здесь перед игроками всегда ставится конкретная задача: найти что-то, добраться куда-то или выполнить другую важную миссию. Но для этого приходится пройти разного рода задания и головоломки, в которых необходимо максимально задействовать внимание и логическое мышление. Такие игры – то что нужно, чтобы как следует поупражнять мозг. Они едва ли способны вызвать зависимость у ребенка, скорее наоборот, весьма полезны в дозированном количестве.
- Азартные игры. Исход в таких играх часто зависит не от навыков игрока, а от случая (или, проще говоря, везения). Цель – выигрыш в виде денег или материальных ценностей. Подобный жанр едва ли научит чему-нибудь ребенка, а вот негативные последствия от такой игры не застят себя долго ждать.
Положительное влияние компьютерных игр на детей
Несмотря на то, что ВОЗ в этом году планирует включить зависимость от видеоигр в список заболеваний, нельзя отрицать их положительное влияние на когнитивные функции мозга. Многочисленными исследованиями, проведенными за последнее десятилетие, было неоднократно доказано, что при умелом использовании компьютерных игр можно не только избежать зависимости, но и приобрести полезные навыки. Какую пользу можно ожидать от компьютерных игр:- Развивают внимание. В результате эксперимента, проведенного китайскими нейрофизиологами в 2020 году, было выяснено, на что способен мозг заядлого игромана. В опыте участвовали две группы игроков – профессионалы (специализирующиеся на стратегиях и экшене) и рядовые игроки. В течение 2-х часов они сидели перед компьютерами, выполняя задание на внимание и быстроту реакции. Задача заключалась в том, чтобы найти среди быстро всплывающих символов какой-то конкретный, и быстро нажать на кнопку. По итогам эксперимента профессиональные игроки дали правильный ответ в 98% случаев, а простые игроки – приблизительно в 86%.
- Повышают социальную активность. В 2010 году американские социологи провели опрос среди школьников на предмет их игровой и социальной деятельности. Оказалось, что лишь 24% детей предпочитают играть в одиночку, а остальные играют в компьютерные игры с друзьями или знакомыми. Помимо этого, было отмечено, что в процессе виртуальных игр дети так или иначе приобретают гражданский опыт, т. е. сталкиваются с агрессией, расистскими, гендерными нападками. Но при этом 85% опрошенных отметили, что нередко сталкиваются с доброжелательным отношением и проявлениями альтруизма со стороны других, порой даже незнакомых игроков.
- Влияют на скорость реакции и мышления. Когнитивный исследователь Дафна Бавельер из Женевского университета провела ряд исследований с участием любителей шутеров (стрелялок). В ходе эксперимента было выяснено, что профессиональные игроки способны быстрее и лучше переключаться между различными типами задач в отличие от менее опытных игроков.
- Развивают пространственное мышление. Например, такие головоломки, как тетрис способствуют лучшему восприятию двухмерных фигур и их пространственному распределению.