Развивайся качественно
как человек и профессионал

Виды игр для детей дошкольного возраста

В последнее время многие родители стараются как можно раньше начать с малышами занятия по развитию и воспитанию. Одни для этого записывают ребенка в десяток секций и кружков, а другие закупают тонны обучающих материалов и пытаются усадить за них своего непоседливого малыша. В стремлении дать своему ребенку самое лучшее, многие родители забывают о главной потребности ребенка – потребности играть.

В статье мы дадим классификацию игр для дошкольников, приведем примеры познавательных, дидактических, речевых, сенсорных и ролевых игр, старинных народных забав и развлечений для детей младшего возраста.

Зачем играют дошкольники: основные функции игры

Игры занимают важное место в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Роль игры сложно переоценить, ведь именно она является отражением того, каким образом дети воспринимают окружающую действительность. Играя, ребенок воспроизводит пережитые ранее события, которые произвели на него впечатление, формируя таким образом эмоциональное отношение к тем или иным явлениям. Поэтому внимательное наблюдение за играми ребенка позволит родителям понять, что интересует малыша, какие вещи и явления его беспокоят, заставляя вновь и вновь переживать увиденное или услышанное, но уже в игровой форме.

С помощью игр дети развивают коммуникативные навыки. Первое общение между сверстниками происходит именно в процессе игр, когда необходимо договариваться, распределять роли и совместно справляться с поставленными задачами. В процессе игровой деятельности формируются личностные качества, отношение к людям, определяется позиция в социуме.

Обучение

Стремление к знаниям и обучению заложено в детях от природы. Осознанное отношение к учебе появляется только после пяти лет, а до тех пор физиологически обусловленным способом познания окружающего мира является игра. Понятия и явления, которые недоступны для понимания ребенка на данном этапе развития, постигаются им постепенно, в процессе игровой деятельности.

Свойства многих предметов ребенок успевает изучить еще до года. Пробуя на зуб предметы, попадающиеся ему на пути, малыш опытным путем узнает, что есть твердые и мягкие предметы. Как только он научится оперировать понятиями, то легко сможет давать определения объектам, с которыми когда-либо контактировал: снег – холодный, вода – мокрая, камень – твердый, шерстка у котенка – мягкая.

Творчество

Когда дети играют, им часто приходится моделировать ситуации, в которых им хотелось бы себя попробовать. Приходится подключать всю свою фантазию и находчивость, чтобы превратить комнату в космический корабль, а мамину одежду – в костюм супергероя. Дети старшего дошкольного возраста могут обозначить цель игры, при этом не придерживаясь четкого плана. Как правило, они импровизируют, подстраиваясь под изменения сюжета. С возрастом их навыки и сознательность крепнут, и дети уже могут ставить настоящие спектакли, конструировать самолеты и творчески подойти к любому делу.

Развлечение

С одной стороны, игра для ребенка – способ познания окружающего мира, а с другой – это и его собственный мир, личное пространство. Это мир, где ребенок может самостоятельно принимать решения, дать волю эмоциям и расширить границы возможного.

Дети играют в первую очередь для того, чтобы получить удовольствие. Задача взрослого – направить это стремление в правильное русло, поскольку от тематики и вида игр зависит не только умственное, но и нравственное развитие ребенка.

Обучающие игры для детей: примеры

Обучающие игры в первую очередь направлены на развитие навыков и умений, расширение кругозора и освоение новых понятий у детей. Проводятся такие игры с участием родителей или педагогов и исключительно по инициативе взрослых.

Для детей дошкольного возраста обучение лучше всего проводить в игровой форме. Это касается любых сфер и отраслей, включая физическое и духовное воспитание. В связи с этим выделяют несколько разновидностей обучающих игр, отличающихся своей специализацией.

Дидактические

Дидактические игры – одна из основных форм обучения дошкольников. Их суть заключается в том, что детям предлагается решить определенную задачу, поставленную взрослым. При этом важен сам процесс достижения цели – то, какие пути и способы будет применять ребенок для решения проблемы, будет ли задействовать уже имеющиеся знания и чему он научится в процессе игры.

Дидактические игры имеют различную направленность. С их помощью отлично тренируется память, логическое и аналитическое мышление. Такие игры помогают в трудовом и физическом воспитании, способствуют развитию коммуникативных навыков.

Примеры дидактических игр для детей дошкольного возраста:

  1. Что расскажет кубик. Для этой игры понадобятся кубики с картинками. Ребенку нужно будет бросить кубик перед собой и назвать предмет, который окажется на верхней грани, а также сымитировать соответствующий звук. Например, собака – «гав», самолет – «у-у», поезд – «чух-чух».
  2. Найди зайчика. Игру проводят в парке, лесу или выбирают место, где растет несколько разновидностей деревьев и кустарников. Одного из детей выбирают водящим. Его задача – спрятать конкретную игрушку (зайчика, мишку, куклу) за деревом или кустарником. После этого ему необходимо составить описательную загадку про это растение для остальных игроков, не называя само растение. Например, это дерево имеет могучий ствол и может расти сотни лет (дуб) и т. д. Тот, кто отгадал, и будет следующим водящим.
  3. Скажи наоборот. Взрослый бросает мяч ребенку и называет слово или словосочетание. Задача ребенка – подобрать противоположные по смыслу слова. Например, солнечный день – пасмурный день, веселый – грустный, сладкое яблоко – кислое яблоко и т. д.
Главное правило дидактических занятий – их нужно проводить в непринужденной обстановке с использованием интересного и яркого материала. Это могут быть интересные картинки, яркие карточки, игрушки, природные материалы и другая атрибутика.

Речевые и логопедические

Неотъемлемая часть интеллектуального развития детей я– формирование правильной и богатой речи. В современном мире, где дети стали меньше читать и больше сидят, уткнувшись в смартфоны и прочие гаджеты, крайне важно вовремя соорудить ту базу, на которой в дальнейшем будет строиться образование ребенка.

Примеры речевых и логопедических игр для дошкольников:

  1. Предложите ребенку подобрать как можно больше признаков к определенному предмету. Например, вода может быть холодной, горячей, замерзшей; яблоко – круглое, сладкое, красное и т. д.
  2. Назовите предмет и предложите ребенку дать ему ласковое название. Например, облако – облачко, корова – коровушка, мама – мамуля, мамочка и т. д.
  3. Поместите бумажный кораблик в таз с водой. Задача ребенка – дуть на него до тех пор, пока кораблик не достигнет противоположного берега (края емкости). То же самое можно проделать с перышком или кусочком ваты, положив его на стол или другую гладкую поверхность. Подобные упражнения способствуют формированию правильного речевого дыхания, которое необходимо для построения полноценной и грамотной речи.
  4. Загадайте слово. На доске или бумаге напишите первую и последнюю буквы, а на место остальных поставьте точки. Предложите ребенку отгадать слово. При постановке задачи учитывайте возможности малыша. Начните с коротких простых слов, пропуская по 1–2 буквы. Постепенно задание можно усложнять.
  5. Игра «Я знаю 5…». Например, я знаю 5 видов деревьев: дуб, ель, сосна, береза, тополь. Для участия в этой игре можно задействовать как взрослых, так и детей, увеличивать количество наименований и дополнительно усложнять ограничением по времени.
Огромное преимущество речевых игр в том, что в них можно играть не только дома, но и по дороге в сад, в те небольшие отрезки времени, когда родители могут уделить время своему ребенку. При правильном подходе речевые и логопедические игры могут стать любимой забавой для малышей, которые они с удовольствием будут самостоятельно повторять снова и снова.

Тактильные

С самых ранних лет ребенок стремится пощупать и попробовать на вкус все, что попадется ему на пути. Такой интерес продиктован природой и направлен на всестороннее изучение окружающего мира. Активизация сенсорного восприятия стимулирует мозговую деятельность и влияет на формирование когнитивных функций. Чем богаче сенсорный опыт ребенка, тем шире его представление об окружающих вещах, тем проще ему уловить связь между уже известными и новыми понятиями.

Особое место среди сенсорных игр занимают тактильные игры. С их помощью ребенок знакомится со свойствами и формой предметов. Вещи, которые можно пощупать или взять в руки, намного легче поддаются изучению, чем те, на которые можно только смотреть или о которых ребенок только слышал.

К тактильным играм относятся:

  1. Манипуляции с сыпучими веществами – песком, крупами и т. п.
  2. Угадывание предметов на ощупь. В непрозрачный мешок кладут различные по своей текстуре предметы – гладкие, пушистые, шероховатые. Ребенку необходимо не глядя опустить руку в мешок и отгадать первый попавшийся ему предмет, предварительно описав его.
  3. Рисование пальцами. Для этого можно использовать пальчиковые краски или гуашь.
  4. Лепка. Ребенок учится контролировать силу надавливания, манипулировать кончиками пальцев. Можно предложить ребенку слепить что-то конкретное или позволить ему действовать по своему усмотрению.
Доказано, что мозговой центр, отвечающий за мелкую моторику расположен рядом с речевой зоной. Поэтому тактильные игры и манипулирование предметами полезны для развития речи и стимулируют разговорчивость малышей в раннем возрасте.

Познавательные

Ещё по теме:
Игры в слова для детей
Словесные игры для детей дома и в дороге
Играть с ребенком можно всегда и везде: днем и ночью, в дороге и дома, находясь…
Как приучить малыша к взрослой пище
Когда переводить ребенка на общий стол и как
В один прекрасный день ребенка сажают за общий стол со всей семьей – старшими братьями…
Важно уделять внимание не только развитию мыслительных способностей ребенка, но и наполнять его полезным содержимым. Можно расширять кругозор малыша, беседуя с ним, читая ему книги или играя. Игрой можно также закрепить пройденный материал, подкрепляя его наглядными примерами.

Познавательные игры должны быть направлены в первую очередь на изучение быта, окружающей природы и явлений, важнейших понятий, касающихся жизни, здоровья человека, а также его благополучия.

Творческие и ролевые игры для малышей

Творческие игры крайне важны для всестороннего развития детей дошкольного возраста. С их помощью ребенок реализует интерес к тому, что происходит вокруг него: к объектам, явлениям, людям и взаимоотношениям между ними. Их отличие от дидактических и прочих обучающих игр состоит в том, что ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу и определяет ход игры.

Роль взрослых в творческой деятельности детей должна сводиться к минимуму и служить больше для идейного вдохновения или равноценного партнерства в игре. Необходимо поощрять ребенка за интерес к творческим играм, поскольку они помогают развивать такие полезные качества, как целеустремленность, усердие и находчивость. Творческая деятельность лучше всего способствует развитию фантазии и максимально задействует воображение.

Творческие игры условно подразделяются на несколько разновидностей:

  1. Сюжетно-ролевые игры. В таких играх дети предстают в образах, отражающих различные сферы жизни взрослых или заимствованных из мира сказок и небылиц. При этом ребенок не просто имитирует поведение персонажа, а также уделяет внимание обстоятельствам и атрибутике, то есть придумывает сюжет. Дочки-матери, игры в доктора, магазин, супергероев – все они являются типичными примерами сюжетно-ролевых игр, которые появляются в деятельности детей приблизительно с 4 лет. И хотя ребенок может до конца не понимать сути некоторых вещей, в игре он будет стараться максимально вжиться в образ и как можно точнее передать эмоции и чувства персонажа, которого он играет. Таким образом сюжетно-ролевые игры выполняют и обучающую функцию: с их помощью ребенок раскрывает для себя новые понятия и учится жить в социуме со всеми его тонкостями и межличностными отношениями.
  2. Театрализованные. Такие игры подразумевают действия по готовому сюжету. Это может быть отдельный эпизод из сказки или стихотворения либо же полноценное представление по мотивам какого-нибудь художественного произведения. В театрализованных играх ключевое значение имеет эмоциональная составляющая. Здесь важно проникнуться к своему персонажу, понять его душевное состояние, как можно точнее передать жесты, мимику, интонации. Театрализованные игры способствуют развитию эстетического восприятия и формированию моральных и нравственных ценностей. Такой вид творческой деятельности позволяет ребенку взглянуть на вещи совершенно под другим углом, объективно оценивать события и явления.
  3. Конструкторские. Это игры, которые направлены на созидательную деятельность ребенка. С их помощью дети учатся проектированию и конструированию, решать поставленные задачи, используя воображение и смекалку. Конструкторские игры способствуют развитию усидчивости, сосредоточенности и целеустремленности. Они отлично тренируют мелкую моторику и стимулируют интерес ребенка к свойствам и особенностям различных материалов. Конструкторские игры могут проводиться с участием взрослых, а могут быть частью творческой деятельности ребенка. Это может быть лепка, мозаика, пазлы, игры с конструктором или строительными блоками. В качестве материала могут выступать природные материалы, бумага, спички и многое другое.
Каждый родитель и педагог видит творчество детей по-своему. Одни предпочитают не вмешиваться и предоставляют полную свободу для действий, другие же считают своим долгом показать ребенку пример, научить тому, что умеет сам и так, как нужно делать. Однако большинство специалистов сходятся во мнении, что всякое участие взрослых в игровой деятельности ребенка должно быть ровно таким, чтобы он имел возможность самостоятельно принимать решение, брать на себя инициативу и учился импровизировать.

Игры-забавы для ребенка дошкольного возраста

Дети и движение – понятия неразделимые. С самого раннего возраста, как только малыш начнет осваивать свое тело и впервые перевернется на бочок, он будет стремиться вновь и вновь повторить подобные манипуляции. Потребность в движении естественна, и в детском возрасте направлена в первую очередь на то, чтобы тренировать мышцы и постепенно подготавливать тело ребенка к более сложным нагрузкам.

Когда ребенок носится по дому, то и дело взбираясь на столы, стулья и прочие препятствия на своем пути, это представляется родителям ничем иным, как обычным баловством. Однако не стоит забывать, что энергетические запасы детей намного больше, чем у взрослых: они не обременены теми же заботами, что их папы и мамы, поэтому единственным способом выплеснуть свою энергию остается игра.

Задача взрослых – направить активную деятельность своего ребенка в правильное русло. Потребность в движении у детей отлично удовлетворяется посредством подвижных игр. Подобные забавы малыши всегда принимают на ура и с удовольствием в них участвуют.

Народные

Пожалуй, наиболее яркие и захватывающие игры появились еще в те времена, когда дети в основном были предоставлены сами себе и росли в условиях жесткой конкуренции. Основной упор в подобных забавах ставился на скорость, быстроту реакции и сноровку. Испокон веков такие игры передавались от одного поколения к другому, вбирая в себя ценности и особенности народа.

В современном мире многие народные игры постепенно утратили свою первозданность и слегка упростились. Однако идеи и концепции, возникшие сотни лет назад, не утратили своей актуальности и пользуются популярностью среди детворы и по сей день.

Примеры русских народных игр, в которые можно поиграть с детьми дошкольного возраста:

  1. Салки. Из группы игроков выбирают одного водящего, задача которого догнать и осалить, т. е. коснуться кого-то из остальных участников. При этом осаленный игрок становится водящим и должен держаться за ту часть тела, за которую его осалили. Выиграет тот, кто остался неосаленным.
  2. Гуси-лебеди. На игровой площадке проводят две линии на расстоянии 5–10 м (или больше, в зависимости от количества игроков и наличия места). По одну из них пасутся «гуси», по другую находится их дом, в котором их ждет хозяин. Между линиями ставят «волка». Между «гусями» и хозяином начинается диалог:
– Гуси, гуси!

– Га-га-га!

– Есть хотите?

– Да, да, да!

– Так летите, раз хотите. Только крылья берегите!

После этих слов «гуси» должны перебежать поле с «волком» так, чтобы он их не поймал. Пойманный игрок становится «волком».

  1. Прятки. Корни любимой всеми малышами игры уходят глубоко в прошлое. Это одна из немногих забав, которые сохранилась в неизменном виде. Она интересна детям всех возрастов. Прятки можно усложнять, добавляя условия. Например, водящий стоит на кону и считает, отвернувшись или закрыв глаза платком. Остальные участники прячутся. Когда водящий заканчивает счет, то приступает к поиску игроков. Как только он кого-то заметит, должен тут же выкрикнуть имя игрока и бежать к кону, чтобы постучать. В это время найденный игрок выбегает из укрытия и пытается опередить водящего и первым добежать до кона. Если игрок не успевает «застучать» себя, то становится водящим.
  2. Жмурки. Выбирают водящего и закрывают ему глаза платком. Его задача поймать, или осалить одного из игроков. При этом дети не стоят молча, а выкрикивают: «Я здесь, я здесь!». Важно четко очертить границы игрового пространства, чтобы игроки не разбредались слишком далеко, и у водящего были все шансы кого-нибудь поймать.
Народные игры не просто так сохранились до нашего времени. Они выступают связующим звеном между многими поколениями детей, которые всегда будут иметь что-то общее. А именно – неуемное желание жить, творить и радоваться жизни.

Подвижные

Лучшее средство для поддержания физического здоровья ребенка – активный образ жизни. Самое малое, что могут сделать родители для своего ребенка, – каждый день, хотя бы несколько часов, гулять на свежем воздухе, по возможности ходить в парк, посещать детские площадки и другие места, где ребенок может вволю набегаться и напрыгаться.

Однако нередко обстоятельства складываются таким образом, что выйти из дома не представляется возможным. Причиной может стать плохая погода, болезнь, а в последнее время людям приходится долго сидеть дома, соблюдая режим самоизоляции. Ограничения в активном движении и недостаток в общении со сверстниками негативно сказываются на общем состоянии ребенка. Чтобы поддержать физическое и эмоциональное здоровье малыша в тонусе, необходимо организовать его досуг таким образом, чтобы ребенок смог реализовать свою потребность в игре.

Подвижные игры для детей, в которые можно играть и дома, и на улице:

  1. Прятки. Пожалуй, самая любимая игра детей. Даже если нераскрытых мест, куда можно спрятаться, уже не осталось, ребенок все равно будет с восторгом продолжать игру. Прятать можно игрушки или другие предметы. Это усложнит игру и поможет ее разнообразить.
  2. Боулинг. В качестве шара можно использовать детский мяч или скатать его из бумаги и скотча. Кеглями могут стать пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и даже игрушки.
  3. Игры с мячом. Можно устроить импровизированный футбольный матч или поупражняться в ловкости набивания мяча. Игры с мячом полезны в раннем возрасте, когда малыш уже способен удержать его в руке. Таким образом отлично тренируется крупная моторика, координация и ловкость.
  4. Соревнования. Соревнуйтесь в быстроте и ловкости, используя различные атрибуты для игры и способы передвижения. Например, кто быстрее доползет на животе до стула (с призом для победителя) или донесет яйцо в ложке, не уронив его. Можно наперегонки прыгать в мешках/пакетах, передвигаться, сидя на листке бумаги или задом наперед. Вариантов очень много, главное – не забывать периодически поддаваться малышам, чтобы поддерживать в них боевой дух и веру в свои силы.
  5. Сумо. Дети, особенно мальчишки, любят упражняться в ловкости и силе. Подобные игры полезны для физического развития, хотя они порой чреваты ушибами и синяками. Для игры в сумо не нужны мечи, копья и прочее оружие. Достаточно надеть просторную футболку, подложить под нее подушки, затянув их веревкой или ремнем, и начать меряться «животами», пока один из сумоистов не вытолкнет другого за пределы поля.
  6. Лабиринт. Для его создания можно использовать веревки, натянув их в комнате под различным углом, или расположить их в одной плоскости на полу в хаотичном порядке. Сложность прохождения лабиринта можно изменять в зависимости от возраста детей и уровня физической подготовки.
  7. Танцы. Можно включить музыку и просто потанцевать. Можно устроить импровизированную вечеринку или задать определенную тематику танцам – бальные, народные, современные, с элементами акробатики или даже театрализованного выступления. Танцы отлично тренируют тело, координацию и одновременно расслабляют, снимают напряжение и заряжают положительными эмоциями как взрослых, так и детей.
Хорошо, когда родители способны выступать инициаторами и идейными вдохновителями в организации игровой деятельности ребенка. Но в силу занятости взрослых детям нередко приходится самостоятельно искать себе развлечения. Когда других идей нет, малыши начинают устраивать возню – спонтанные игры, основанные на догонялках, борьбе и испытании собственных сил. Несмотря на свою примитивность, такие забавы несут определенную пользу: ребенок познает двигательные возможности своего тела, определяет границы чувствительности и учится подстраивать манеру своего поведения с окружающими людьми согласно ситуации.

Игры – неотъемлемая часть жизни детей. Через них ребенок познает мир, пробует свои силы и учится общаться. Чтобы обеспечить своему ребенку полноценное и всестороннее развитие, родителям необходимо использовать игру как форму обучения. Только с таким подходом дошкольники будут получать знания в полном объеме и с удовольствием.