Почему с детьми нужно играть в слова
До 5 лет у ребенка формируются навыки разговорной речи. Бессвязная речь становится понятной, логичной и структурированной. Ребенок учится делиться своими чувствами и желаниями. Словесные игры, которые подобраны по возрасту, помогут развить его речь. Кроме речи, игры со словами вырабатывают:- активность: малыш охотнее запоминает новые слова, закрепляет изученные;
- коммуникабельность: во время игры ребенок забывает о стеснении и учится общаться;
- логику и эрудицию: словесные игры – это ребусы и загадки, которые прививают малышам страсть к их разгадыванию.
Детские словесные игры для раннего возраста
Игры со словами подходят для детей раннего возраста. Исключение – груднички, которые только агукают. Словесные игры для малышей связаны с повторением звуков. Например, малыш мяукает как котенок или чирикает как птичка. Ученые выяснили, что в два годика малыш знает уже до 50 простых слов. В своей речи он ограничивается двумя-тремя. Игры со словами помогут малышам быстрее заговорить.До 3 лет
Малыши до трех лет – это крошечные создания, которые только знакомятся с окружающим миром. Любой новый объект – человек, бабочка, пылесос, компьютер, снег – становится предметом их воображения и пристального внимания. Словесные игры для детей до трех лет развивают память, внимание, логическое мышление, цветовое восприятие. В этом возрасте малыши любят раскраски и пазлы. С помощью словесных игр ребенок изучает мир животных и растений, буквы и цифры, цвета и геометрические фигуры. Он думает над несложными загадками и ребусами. Победа в словесных играх придаст уверенность малышу. У ребенка появится мотивация изучать что-то новое, чтобы стать победителем по жизни. Словесные игры для малышей до трех лет:- «Да – нет». Число игроков: 2 и более. Правила просты: ведущий (родитель) загадывает любое слово, которое знает малыш. Задача ребенка – отгадать его. Он может задавать любые вопросы, связанные с этим словом. Ведущий может ответить «да» или «нет». Если ребенок еще не умеет разговаривать, родитель может помочь малышу. Он может показывать ему несколько предметов и описывать тот, который он загадал. Ребенку нужно будет показать пальцем на загаданное слово. Если ребенок угадал, значит, он победил. Игра «Да – нет» предназначена для детей любых возрастов: от годика до десяти лет. Она развивает логику, учит правильно формулировать вопросы. Чем взрослее ребенок, тем более сложное слово нужно загадывать.
- Прятки. Число игроков: от 2. В процессе игры малыши учатся разговаривать, выражать эмоции. Ведущий (родитель) рассказывает историю: «Собрались как-то Мышка и Мишка поиграть в прятки. Звери встретились в большом красочном лесу. Мишка ищет, а Мышка прячется». Ребенок закрывает глаза. Родитель продолжает: «Мышка спряталась. Мишка пошел искать». Малыш ощущает себя участником, словно он Мишка. Ведущий продолжает: «Мишка ищет, где же мышонок. Он наверняка под машинкой. Нет, его там нет. Где же он, малыш?». В этом время родитель показывает ребенку, что тот должен смотреть по сторонам, словно он ищет Мышку.
- «Словесный волейбол». Число игроков: от 2. Ведущий бросает мяч игроку и называет любое животное. Например, обезьяна. Задача игрока – сказать, чем питается названный зверек. Правильный ответ: «банан».
Когда игрок назвал лакомство животного, он придумывает своего зверька и передает эстафету следующему участнику.
Для малышей 3, 4, 5 лет
Словесные игры для малышей 3, 4, 5 лет связаны с животными, цветами и растениями. В этом возрасте малыши учатся работать в команде и дружить. Они готовятся к школе. Словесные игры для малышей 3, 4, 5 лет:- «Закончи слово». Число игроков: от 2. Для игры понадобится мячик или любой круглый предмет, например, орешек. Ведущий (взрослый) бросает мяч и называет первый слог любого слова. Например: «Са». Игрок, которому передали эстафету, должен добавить к нему следующий слог, чтобы получилось слово: «Ша». Выходит «Саша». Затем ребенок называет новый слог и передает эстафету следующему участнику. Играть можно до бесконечности. Для «разогрева» можно начать с имен участников – Артема, Алины, Даши и т. д. Затем можно выбирать многосложные слова. Например, «крокодил» или «перпендикуляр». Сложность игры зависит от знаний малыша. Слова можно придумывать на заданную тему – животные или семья. Игра развивает память, учит малышей работать в команде.
- «Скажи ласково». Число игроков: от 2. Для игры понадобятся мячик или любой предмет, который можно бросать. Подойдет даже подушка. Ведущий бросает игроку мяч и называет любое слово. Задача участника – назвать его в уменьшительно-ласкательной форме. Например: кот – котик, дом – домик. Чем старше ребенок, тем сложнее подбираются слова. Игра учит малыша многозадачности: ему нужно не только поймать мяч, но и придумать уменьшительно-ласкательную форму слова.
- «Кто что делает?». Число игроков: от 2. Для игры понадобится мяч или любой предмет, с помощью которого передается эстафета. Ведущий называет любую профессию (например, кулинар) и бросает мяч кому-то из игроков. Задача участника – сказать, чем занимается представитель названной профессии. Ответ «Кулинарит» не засчитывается. Нужно сказать: «Готовит». Игра закрепляет знание детей о профессиях, помогает им определиться со своим предназначением. В начале игры детям предлагают распространенные профессии – врач, пилот, учитель. Затем игру можно усложнить – назвать ювелира, исследователя, визажиста.
- «Отгадай-ка». Число игроков: от 2. Ведущий загадывает любое слово, например «береза». Он встает и описывает ее: высокая, с черно-белым стволом, с листиками и т. д. Задача игроков – назвать загаданный предмет. Участник, который справится первым, становится ведущим и описывает свое слово. Игра развивает пространственное мышление и память. Ребенок использует воображение, чтобы представить предмет: его цвет, форму, отличительные черты.
- «Марсианский язык». Число игроков: от 2. Ведущий называет несколько любых слов. Например, «дерево», «прыжок», «заяц», «море». Задача игроков – составить из них грамматически верное предложение. То есть нужно из «марсианского», непонятного языка, перевести слова на понятный, русский язык. Например, из предложенных слов получится предложение: «Заяц совершил прыжок с высокого дерева в синее море». Игра учит малышей логике, связной и правильной речи. Предложения могут получаться смешными – так даже лучше.
- «Обними слово». Ведущий рассказывает историю: «В нашем мире есть одинокое слово. Ему грустно, потому что у него никого нет. Другие слова должны обнять его, чтобы оно стало счастливым». Затем ведущий называет любое «одинокое» слово. Например, слово «кошка». Задача малыша – придумать к нему другое слово, которое его дополнит. Допустим, кошка бежит. Сначала игра покажется простой. Но ее можно усложнить: предложить ребенку составить сложное предложение. Вариант с кошкой: кошка бежит – черная кошка бежит – черная кошка с белыми лапками бежит.
- «Расскажи картину». Число игроков: от 2. Игра развивает воображение и память малышей. С ее помощью можно учить малышей искусству, живописи.
Участнику предлагают описать картину или фотографию. Ее можно найти в интернете или использовать ту, что висит на стене. Для разнообразия подойдут не только картины и фотографии, но и любые действия, например погода за окном или подготовка к Новому году. Юный игрок закрывает глаза и описывает картину в 5–6 предложений. Для малышей, которые только учатся говорить, эта задача может показаться сложной. Ведущий может задавать им наводящие вопросы: «Кто в центре твоей картины? Это люди, животные или предметы? Чем они занимаются? Во что они одеты?» и т. д. «Расскажи картину» поможет малышу лаконично и ярко выражать свои мысли. В школе у ребенка не будет проблем с сочинениями. - «Похож – не похож». Число участников: от 2. Каждый игрок задумывает по два предмета. Например, яблоко и помидор. Затем он находит их общие и противоположные черты. В нашем случае это цвет (оба предмета красные) и форма (оба предмета круглые). Противоположности – вкус (сладкий и безвкусный), применение (фруктовый и овощной салат). Участник называет общие и противоположные черты, а остальные игроки отгадывают, что он загадал. Игрок, который угадает первым, становится новым ведущим. Он называет свои предметы и их черты. И так игра продолжается по кругу. «Похож – не похож» учит малышей сравнивать и анализировать. Во время игры дети наблюдают, делают собственные открытия.
- «Нарисуй сказку». Число участников: от 2. Для игры понадобятся карандаши и несколько листов бумаги. Ведущий (родитель) рассказывает малышу любую сказку – о Колобке, о козе и семерых козлятах и т. д. Сказка должна быть короткой, ее даже можно придумать самостоятельно. Задача малыша – нарисовать несколько картинок по сюжету сказки. Когда ребенок закончит, он должен рассказать ведущему о том, что он услышал, с помощью своих рисунков. Игра «Нарисуй сказку» учит малышей составлять схемы и рисунки к тексту. Это особый способ запоминания. Он формирует новые нейронные связи и развивает память.
Словесные игры для дошкольников старшего возраста
Словесные игры спасают дошкольников старшего возраста от скуки. В них можно играть в походе, на пикнике, на классном часе, в путешествии или в гостях.Ещё по теме:
- тренируют быстроту реакции;
- повышают настроение;
- улучшают чувство юмора и воображение;
- формируют слуховое внимание и фонематический слух;
- создают нейронные связи и запускают мыслительный процесс.
В 5–6 лет
В 5–6 лет ребенок идет в первый класс. Он впервые садится за парту. На уроках он изучает цифры, страны и алфавит. Поэтому словесные игры для детей 5–6 лет направлены на расширение словарного запаса и работу памяти. Словесные игры для детей 5–6 лет:- «Трехлитровая банка». Число игроков: от 2. Игроки выбирают одну букву, например «З». Их задача – назвать все предметы на эту букву, которые поместятся в трехлитровую банку. К примеру, «З» – зеленка, зелень, зуб и т. д. Игра «Трехлитровая банка» развивает пространственное воображение. Игрокам нужно представить предмет на загаданную букву и понять, поместится ли он в банку или нет. Если возникнут сомнения, можно провести эксперимент: найти дома трехлитровую банку и предложенный предмет и попробовать поместить его туда.
- «Слова». Число игроков: от 2. Ведущий называет любое слово. Например, «крокодил». Задача игроков – назвать слово на последнюю букву первого. Крокодил – ложка – апельсин – нос. Игру «Слова» знают все. Чтобы было интереснее, можно придумывать слова на определенную тематику. Например, называть только животных или названия городов. Эта игра расширяет словарный запас ребенка, пробуждает его пассивную лексику – ту, которой он не пользуется в повседневной жизни.
- «Паровозики». Число игроков: от 2. Ведущий называет любое слово, например «собака». Игроки по кругу добавляют к нему по одному новому слову. Например, собака проснулась – собака проснулась и побежала – собака проснулась и побежала в лес. В результате получится смешной рассказ. Главное – не потеряться в цепочке событий и не забыть то, что говорили в самом начале игры. «Паровозики» тренируют память, развивают фантазию.
- «Зеркало». Число игроков: от 2. Задача игроков – загадывать друг другу зеркальные слова. Например: «стул – лутс», «оверед – дерево». Участник, который за 15 секунд не сможет назвать зеркальное слово, выбывает из игры. Игра «Зеркало» развивает память ребенка. Кроме того, она поднимает настроение: некоторые слова в зеркальном прочтении звучат смешно и нелепо.
До 7 лет
Дети до 7 лет уже умеют считать. Они учат таблицу умножения, строят простые предложения на уроках русского языка. Игры со словами для детей до 7 лет учат быстрее считать, вспоминать слова из отдельных групп. Например, названия животных, птиц или растений. Словесные игры для детей до 7 лет:- «Опля!» Число участников: от 2. Ведущий загадывает любое число от 1 до 10. Например, 8. Игроки за 1 минуту должны досчитать до ста. При этом вместо чисел, в которых есть 8 или которые делятся на это число, нужно говорить: «Опля!». Игрок, который досчитал до 100 и не ошибся, становится новым ведущим. Игра «Опля» учит детей устному счету и делению. Дошкольник (или первоклассник) приходит в школу с математической базой.
- «Знаток». Число участников: от 1. Участники становятся в круг. Один из них держит мяч или любой предмет, с помощью которого будет передаваться эстафета.
Дети бросают друг другу мячик и проговаривают считалочку:
«Я знаю десять (стран, национальностей, профессий, школьных предметов)».
«Я знаю десять (цветов, женских и мужских имен, месяцев, дней недели, чисел, геометрических фигур, животных)». Затем дети называют то, что они загадали, например: «Я знаю десять стран: Австралию, Австрию, Албанию, Россию, Украину, Казахстан. Венгрию, Норвегию, Латвию и Беларусь». Далее считалочка продолжается. «Я знаю десять цветов: фиолетовый, синий, красный, зеленый, голубой, розовый, оранжевый и т. д». Каждый из игроков называет по 1 слову из выбранной категории и передает эстафету другому участнику. Тот, кто не может назвать слово, в конце игры выполняет задание. К примеру, отвечает на каверзный вопрос, рассказывает стишок или секрет, поет песенку или смешно танцует. - «Эстафета». Число участников: от 2. Игроки становятся в круг. У ведущего в руках мяч. Он называет любое слово, например зонт. Затем он передает эстафету другому участнику. Этот игрок должен назвать любое действие, которое можно совершать с загаданным предметом: зонт – спасаться от дождя. Он бросает мяч следующему участнику, который тоже должен назвать действие. Когда эстафета возвращается к ведущему, он придумывает новое слово. Если игрок не может подобрать действие к загаданному слову, он получает одно штрафное очко. Когда у участника набирается три штрафных очка, он покидает игру. Побеждает тот, кто остался в игре последним. Например, ведущий загадал слово «собака». Игроки подбирают действия: собака – лает, кусает, сторожит, воет, скулит.
- «Тематические слова». Число участников: от 2. Ведущий выбирает любую тему, на которую нужно будет называть слова. Например, школа. Участники по кругу называют существительные, которые связаны с этой темой. Это может быть доска, учитель, мел, дневник, оценка, контрольная, самостоятельная и т. д. Игрок, который не может назвать слово больше 5 секунд, выбывает из игры. Победитель становится новым ведущим.
- «Я беру с собой в поход…» Число участников: от 3. Эта игра популярна в детских лагерях и больших компаниях. Сначала выбирают ведущего – того, кто придумает логическую цепочку. Ведущий говорит: «Я беру с собой в поход…» – и называет любой предмет на конкретную букву или слово, состоящее из 5, 6, 7 букв. Задача игроков – отгадать принцип, по которому ведущий отбирает предметы. Игрок говорит после ведущего: «Я беру с собой в поход…» – и называет свое слово. Если он отгадал, ведущий отвечает: «Да, ты идешь со мной в поход». Если ошибся, то говорит: «Нет, ты не идешь со мной в поход». Игра продолжается до тех пор, пока последний игрок не отгадает принцип, по которому ведущий загадывает слова.
- «Земля, воздух, вода и огонь». Число участников: от 2. У ведущего в руках мяч. Участники игры становятся в круг. Ведущий бросает мяч по очереди и называет одну из стихий: землю, воздух, воду или огонь. Если игрок словил мяч на слове «земля», он должен назвать животное, которое ползает по земле. На слове «воздух» – птицу или насекомое, «вода» – рыбу, «огонь» – помахать руками. Как только ведущий назвал стихию и бросил мяч, он начинает считать до пяти. Если за это время игрок не называет слово, он выбывает из игры. Повторять названия птиц, животных и рыб запрещается. Игра развивает быстроту реакции и словарный запас.
Интересные словесные игры для школьников
В словесные игры могут играть и школьники. Например, на переменах между уроками или в гостях в заснеженные дни, когда за окном метель и мороз. Словесные игры для школьников развивают память и мышление. Ребенок лучше усваивает информацию. С их помощью учат цифры и алфавит. Во время словесных игр можно тренировать навыки общения на английском языке. Словесные игры для школьников делятся на развлечения для детей 7–10, 11–12 лет и старше.Для детей 7–10 лет
Словесные игры для детей 7–10 лет развивают воображение и логику. В этом возрасте ребенок умеет выражать свои мысли и желания. Теперь ему нужно научиться логически мыслить и анализировать. Словесные игры для детей 7–10 лет:- «Слово – буква». Число игроков: от 2. В игре «Слово – буква» есть ведущий (родитель) и игроки. Взрослый загадывает любой предмет, например дерево. Затем один из игроков называет любую букву алфавита. Предположим, «с». Задача ведущего – описать дерево, используя лишь одну букву «с». Это может звучать так: «Стоит снаружи, стройматериал, саженцы, сосна». Игрок, который первый отгадает предмет, становится победителем. Игра «Слово – буква» расширяет словарный запас и пробуждает воображение. В нее весело играть компанией или в дороге.
- «Ассоциации». Число игроков: от 2. Игра «Ассоциации» понравится компании друзей или семье. Она сближает, учит смотреть на мир под другим углом. Чем больше участников, тем веселее получится игра. Правила просты: ведущий выходит из комнаты или закрывает уши. Игроки выбирают одного человека: это может быть участник, знаменитость, родственник или общий знакомый. Затем ведущий возвращается в игру. Его задача – задавать вопросы, связанные с загаданным персонажем, чтобы отгадать его. Например, он может спросить: «С каким цветом ассоциируется у тебя загаданный человек? Какую музыку он слушает? Каким транспортом пользуется? Какую одежду предпочитает?». Чем оригинальнее вопросы ведущего, тем веселее игра. Ответы участников могут быть смешными до боли в животе. Например, у ребенка папа может ассоциироваться с желтой картошкой (из-за предпочтений в еде), а мама – с белкой в колесе (потому что постоянно работает).
- «Угадай слово». Число участников: от 2. Это простая и смешная игра. На игрока надевают наушники. Напротив него садятся остальные участники. Его задача – отгадать слово по губам. Чтобы усложнить задачу, можно попросить открывать рот сразу нескольких игроков. Это весело и увлекательно.
- «Я никогда не…». Число игроков: от 2. Ведущий начинает игру с фразы: «Я никогда не…» – и называет любое действие, которое он никогда не совершал и загибает палец. Например: «Я никогда не целовался». Следующий игрок продолжает эстафету: «Я никогда не опаздывал на уроки». Участники, которые никогда не целовались и не опаздывали на уроки, загибают 2 пальца. Игрок, который первый загнет все пять пальцев, выходит из игры. Считается, что у такого человека самая насыщенная жизнь. Если игра покажется скучной, ее можно усложнить. Например, говорить на английском языке.
- «Ответы невпопад». Число участников: от 2. В игре участвуют ведущий и игроки. Задача игроков – быстро, не задумываясь, отвечать на вопросы ведущего любым предложением, которое не связано с вопросом. Ведущий, в свою очередь, должен запутать игрока. Например, ведущий говорит: «Не правда ли, сегодня чудесная погода?» Игрок может ответить: «Я думаю, сегодня суббота» или «Хм, скоро новый год». Если участник ответит односложно («Да, «Нет», «Правда» или «Неправда»), он выбывает. Одному участнику нельзя задавать три вопроса подряд. Ведущий должен запутать игрока любым способом. Например, он может спросить: «Не правда ли, сегодня чудесная погода?». А участник ответит: «Я думаю, сегодня суббота». Ведущий спросит: «Сегодня суббота?». Игрок ответит: «Я люблю ходить в кино». Затем ведущий: «Ты любишь ходить в кино?». Играющий, который запутается, ответит: «Да». Это означает, что он проиграл.
Для 11–12 лет и старше
Дети 11–12 лет и старше – подростки. Но для них тоже можно придумать интересные игры со словами. Например, игру на логику «Я беру с собой в поход…» или «Алиби». Словесные игры для детей старшего возраста:- «Контакт». Число игроков: от 3. Ведущий загадывает слово (это должно быть существительное в единственном числе). Чем длиннее загаданное слово, тем интереснее. Например, трактор. Затем ведущий называет первую букву слова – «т». Задача участников – угадать, какое слово загадал ведущий. Для этого они задают ему каверзные вопросы на названную букву. Например: «Это путь, по которому ты ходишь в школу?». Ведущий должен ответить: «Нет, это не тропинка». Если ведущий не понимает, что игроки спрашивают у него о тропинке, любой из участников кричит: «Есть контакт!». Ребята считают до десяти: если за это время ведущий не назовет слово «тропинка», ему придется назвать вторую букву загаданного им слова – «р». Теперь игрокам предстоит отгадывать слово, которое начинается на «тр». Игра продолжается, пока участники не отгадают слово «трактор».
- «Я победил!». Число игроков: от 2. Игра «Я победил!» учит магии убеждения. Если ребенок побеждает в ней, он сможет убедить кого угодно и в чем угодно. Правила игры просты: нужно убедить других игроков, что ты победитель. Например, Маша говорит: «Я победила, потому что я старше!». А Петя отвечает: «Все верно. Но сегодня выигрывают те, в чьем имени есть буква «п». А тебя, насколько я знаю, зовут Маша». Девочка может ответить: «Согласна. Но в нашей игре правило № 2 не работает, поэтому я все равно победила». В игре «Я победил» участники выстраивают целую цепочку убеждений. И ей нужно следовать. К примеру, если в начале игры ребенок скажет, что он победил, потому что он старше, никто другой не может в качестве аргумента использовать возраст.
- «Алиби». Число участников: от 4. Игроки делятся на две команды: «преступники» и «детективы». Затем команды изолируются друг от друга. Например, «преступники» остаются в комнате, а «детективы» уходят в другую. Задача «преступников» – продумать ограбление до мельчайших деталей. Они должны придумать, во что они были одеты, кого встречали на улице, кто стал жертвой. Словом, всю последовательность действий. Их главная цель – придумать идеальное алиби, которое не вызовет вопросов у «детективов». «Детективы», в свою очередь, придумывают 15 вопросов для «преступников». Они приглашают «преступников» по одному в свою комнату и задают ему эти вопросы. Задача «детективов» – вывести грабителей на чистую воду. Каждое слово, сказанное «преступником», они записывают. Затем в комнату приглашают второго «преступника». Его допрашивают так же. Когда «преступники» допрошены, «детективы» сравнивают результаты их ответов. Если есть минимум три нестыковки, «преступники» проиграли. Число вопросов и нестыковок зависит от сложности игры.