Развивайся качественно
как человек и профессионал

Почему ребенку необходимо играть

Взрослые часто со снисхождением смотрят на детские игры, считая их пустым развлечением, а иногда и шалостью, требующей немедленного наказания. Однако игра для ребенка имеет намного большее значение, чем может показаться на первый взгляд.

В статье мы расскажем, почему для малышей, детей дошкольного и старшего возраста так важны игры, когда новорожденный ребенок начинает играть, нужно ли взрослым поддерживать детские игры.

Для чего детям необходимы игры: главные задачи

Игры в жизни детей выполняют важную функцию, даже если они кажутся примитивными и однообразными. Свободная игра – единственный доступный для малышей способ взаимодействия с окружающим миром.

Игровая деятельность для ребенка так же важна, как любая деятельность взрослого человека, в результате которой получается какой-то продукт: пища, деньги, эмоциональное удовлетворение и пр. Только у детей игра заложена на подсознательном уровне и призвана удовлетворить иные потребности.

Игры необходимы детям, чтобы:

  1. Познакомится с окружающим миром.
  2. Развивать творческие способности и проявлять находчивость в решении различных жизненных задач.
  3. Развивать фантазию.
  4. Научиться контролировать свои эмоции для достижения результата.
  5. Приобрести социальные навыки. Чтобы игра продолжалась, детям приходиться договариваться, искать компромиссы и различным образом взаимодействовать. Так они учатся взаимодействию в коллективе и развивают те качества, которые пригодятся им во взрослой жизни.
  6. Научиться ответственности. Только в свободной игре дети могут самостоятельно принимать решения и имеют возможность опытным путем, без помощи взрослых, провести работу над ошибками.
  7. Справляться с опасностями. Нередко в игре дети имитируют потенциально опасные для них ситуации – нападение монстров, медицинскую операцию, падение в глубокую реку и т. д. Таким образом они подготавливают себя не только в эмоциональном, но и физическом плане.
Дети склонны создавать собственную реальность, в которой они могут стать кем угодно, перемещаться во времени и пространстве. С одной стороны, таковы особенности детской психики, а с другой – это хорошая возможность потренировать свои силы перед прыжком во взрослую жизнь. По сути, игровая деятельность детей это не что иное, как репетиция жизни во взрослом мире. От того, какие навыки и умения ребенок успеет приобрести, будет зависеть его умение взаимодействовать в коллективе, преодолевать трудности и просто радоваться жизни.

Эмоциональное и физическое развитие

В процессе сюжетно-ролевых игр дети эмоционально подготавливают себя к взрослой жизни: им интересно примерить на себя роль мамы, ухаживающей за малышом, готовящей обед, или роль папы, управляющего автомобилем. В качестве примера для подражания может выступать кто угодно – сказочный персонаж, животные, представители различных профессий. Выбирая для себя тот или иной образ, ребенок не просто имитирует поведение, а старается проживать его как можно естественнее, упражняясь в эмоциях и примеряя на себя маски то злодеев, то отважных героев.

Когда маленький ребенок с интересом пересыпает песок или раскладывает цветные бусины, он не только изучает физические свойства предметов, но и развивает мелкую моторику. Играя с мячом или просто лазая под столом, ребенок развивает крупную моторику. Родители сетуют, когда ребенок не может усидеть на месте и 5 минут, постоянно носится по дому и вертится как юла. Да, с такими детьми нелегко заниматься чтением и другими развивающими занятиями, требующими минимальной усидчивости, но многие забывают о том, что статичность несопоставима с природой маленьких детей.

Чем чаще ребенок задействует свои мышцы в раннем возрасте, тем больше пользы будет для организма в целом, включая когнитивные функции и интеллект.

Изучение мира и взаимодействие с ним

В раннем возрасте детям интересно не столько наблюдать за предметами, сколько манипулировать ими. Малыши готовы часами возиться с водой, переливая ее из ёмкости в ёмкость. Со стороны это может показаться обычным баловством, но для ребенка это настоящее исследование: он изучает свойства воды, используя доступные для его понимания методы.

Ещё по теме:
Популярные мальчиковые игры
Детские игры для мальчиков: интересные, простые, без интернета
Природные инстинкты, присущие всем особям мужского пола, обуславливают особенности мужского характера. У мальчиков множество врожденных…
Зимние пальчиковые игры для малышей
Детская пальчиковая гимнастика про зиму
Нередко родители жалуются, что у их маленьких детей есть проблемы с речью. Малыши нечетко произносят…
Игры помогают малышам осознать многие закономерности, очевидные для взрослого. Опыт, полученный в играх, дети нередко используют в других сферах своей жизни. Таким образом они занимаются самообучением, тренируясь сначала в безопасных в условиях и моделируя различные ситуации из жизни взрослых.

Главным двигателем в процессе познания мира у малышей выступает любопытство, поэтому необходимо поощрять это качество, направляя его в правильное русло. Постепенно любопытство трансформируется в любознательность, которая в дальнейшем сослужит хорошую службу в школе и во взрослой жизни.

Когда малыш начинает играть: первые игры

Первые попытки понять устройство окружающих предметов появляются у малыша, будучи еще в животе у матери. Он сосет пальчик, дергает за пуповину, толкается. Все это не что иное, как первые примитивные игры, с помощью которых ребенок не только знакомится с мамой, но и разминается.

В первые несколько недель после рождения игровая деятельность малыша несколько замедляется. Ему приходится приспосабливаться к новой и непонятной для него среде, поэтому его внутренние ресурсы направлены на удовлетворение основных жизненных потребностей: есть, спать и быть в безопасности (рядом с мамой). Как только малыш немного освоится и будет чувствовать себя в безопасности, у него появится тяга к игре.

Инициаторами первых игр в жизни малыша, как правило, являются взрослые. Заигрывая с ребенком, улыбаясь, ему, агукая, они приглашают кроху к общению. Сначала ребенок не понимает смысла действий взрослого, но присущее ему стремление подражать берет верх, и малыш начинает улыбаться в ответ на улыбку мамы и даже пытается имитировать звуки, произносимые родителями. Подобные игры проходят легко и непринужденно. Но сколько усилий на самом деле требуется малышу, чтобы повторить услышанный звук. Для этого ему приходится «настраивать» не только мимические мышцы, но и голосовые связки.

Ближе к 4 месяцам наступает время пальчиковых игр («Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки») и первых пряток, когда мама на время «исчезает», прикрыв лицо ладонями, а затем, со словами «ку-ку», появляется вновь. Такие забавы имеют большое значение в развитии ребенка. Они помогают малышу осознать, что мама может приходить и уходить, и если она пропала из поля зрения, это не означает, что она исчезла, а все так же продолжает существовать.

Чем больше малыш осваивает свое тело, тем более подвижные игры ему интересны. Сначала это игра в ладушки, а затем, когда ребенок научится ходить, – догонялки. Ближе к трем годам ребенок переходит к сюжетно-ролевым играм. Это время, когда начинается «больничка», «парикмахерская» у девочек, и сюжеты о злодеях и супергероях – у мальчиков. В этот период забавы детей уже наделены определенным символизмом: у них уже сформировались некоторые понятия о взрослой жизни, которые и отражаются в процессе игровой деятельности.

Почему и как нужно играть с ребенком

Игровая деятельность каждого ребенка имеет свои особенности: одни не могут обойтись без помощи родителей, другие же предпочитают играть в одиночку. Это зависит от многих факторов, включая темперамент ребенка и характер взаимоотношений в семье.

Польза совместных игр с ребенком:

  1. Способствует формированию связи с ребенком. Игра – это не только вид деятельности, но и способ общения ребенка. Совместные игры сплачивают и создают почву для формирования доверительных отношений между родителями и детьми.
  2. Воспитывает самоуверенность. Когда взрослый играет по правилам ребенка, это не может не повысить уверенность в себе у ребенка и стимулирует его к самостоятельности.
  3. Обучает. С помощью игры взрослый может с легкостью донести до ребенка любую информацию, которую тот не воспринимает в рамках других занятий. Таким образом можно помочь малышу выучить цвета, буквы, цифры, объяснить, что хорошо, а что плохо.
Есть дети, которые не в состоянии придумать сюжет для игры самостоятельно. Они маются, капризничают и в конце концов родители, не найдя другого способа занять ребенка, усаживают его перед мультиками или предлагают различные гаджеты в качестве развлечения. Так они попадают в замкнутый круг. Ребенок вновь и вновь будет капризничать, пока ему не дадут телефон или планшет. Ведь куда проще проходить готовый игровой сюжет, чем придумывать его самостоятельно.

Другая крайность – когда малыш не пускает никого в свою игру. Он готов долго сидеть и возиться с игрушками, а на любые попытки подключиться к игре отвечает раздражением или прямым протестом. Довольные родители идут заниматься своими делами, гордясь самостоятельностью своего ребенка. Но здесь есть свои подводные камни.

Взрослые по-разному понимают игровую деятельность ребенка, часто расценивая ее как пустое баловство или шалость. Но дети не преследуют цель досадить своим родителям, разбивая вазу или просыпая песок на ковер. Просто им интересен этот мир, и они исследуют его как могут.

Играя, ребенок знакомится со свойствами предметов, учится манипулировать ими, ищет новые способы, как это сделать. Одним словом, развивает мелкую и крупную моторику, логическое и пространственное мышление, а также приобретает множество полезных навыков и умений. Склонность к игре проявляется у малышей еще в раннем возрасте и, постепенно трансформируясь, готовит ребенка к взрослой жизни. Поощряйте игры детей, направляйте их в правильное русло, принимайте в этом непосредственное участие, и тогда ваш ребенок вырастет уверенным в себе и своих силах.