Проект продается - 8888@8888.ru

Зимние пальчиковые игры для малышей
Нередко родители жалуются, что у их маленьких детей есть проблемы с речью. Малыши нечетко произносят слова, путают буквы и читают только по слогам. Проблема решается пальчиковой гимнастикой – комплексом упражнений для рук по развитию речи и моторики. Детям нравятся игры про зиму, снеговиков, снежных баб и снежинок.

В статье вы найдете описания зимней пальчиковой гимнастики для дошкольников, игры с пальчиками про снег, снеговика, на тему «Забавы для зимы» и про зимующих птиц.

Как зимняя пальчиковая гимнастика развивает детей

Детский писатель Василий Александрович Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. И он оказался прав: научно доказано, что пальчиковая гимнастика – неотъемлемая составляющая детства любого ребенка. Без нее нельзя представить нормальное развитие малыша и его быструю адаптацию к миру взрослых.

Пальчиковая гимнастика – это игры с пальцами. Ребенок, который регулярно выполняет упражнения, развивает мелкую моторику рук. А та, в свою очередь, формирует речь. Чем чаще для малыша проводят пальчиковую гимнастику, тем быстрее он начнет связно говорить.

Научно доказано, что развитие речи у ребенка прямо пропорционально движениям пальцев. Поэтому рекомендуется работать не только над артикуляционным аппаратом, но и над мелкой моторикой рук. В человеческом мозге центры, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев, находятся по соседству.

Зимние пальчиковые игры:

  • формируют адекватную самооценку у ребенка;
  • делают малыша более раскрепощенным, уверенным в себе;
  • адаптируют ребенка к взрослой жизни: учат его быть начеку и вовремя мобилизовываться;
  • расслабляют и одновременно сосредотачивают.
Кроме того, пальчиковая гимнастика на тему «Зима» стимулирует работу мышечного аппарата дошкольника, создает новые нейронные связи. Малыш касается новых предметов, фокусируется на ощущениях. Так расширяется кругозор ребенка: он становится более спокойным и уверенным в себе, перестает бояться чего-то нового. Например, некоторые малыши боятся пылесосов. Эти бытовые приборы издают громкий звук, который провоцирует истерику у ребенка. Путем пальчиковой гимнастики можно решить эту проблему: малыш поймет, что в пылесосе нет ничего страшного, и его страх исчезнет.

Няни и педагоги обучают детей чтению и письму с помощью пальчиковой гимнастики. Малыш погружается в атмосферу стихотворения. Его сознание пробуждается, и теперь он не просто сидит в своей комнате с преподавателем – ребенок попадает в мир фантазий и театра. И его пальцы – актеры, а он – режиссер, который ими управляет.

Зимняя пальчиковая гимнастика проводится в форме игры. У дошкольников хорошая память, поэтому они без проблем запоминают короткие стишки в 4 строчки. В будущем, когда малыш захочет вспомнить четверостишие, ему достаточно выполнить несколько действий пальцами – и нужные слова появятся в его голове.

Зимняя пальчиковая гимнастика направлена на развитие речи. Малыш разучивает тексты стихотворений и в его голове формируются новые образы и идеи. Затем он произносит их по памяти. Так его речь становится более утонченной, выразительной, четкой и образной. Дети, которые активно занимались пальчиковой гимнастикой в детстве, не имеют проблем с общением во взрослой жизни. Они легко находят общий язык, становятся душой компании. В школе дети быстро пишут сочинения, приводят аналитические данные и способны сравнивать противоположные события, искать взаимосвязи.

Зимняя пальчиковая гимнастика полезна не только для ребенка, но и для взрослого. Малыш погружается в мир образов, эмоций и впечатлений. А его наставник (педагог или родитель) мысленно возвращается в детство. Он ощущает прилив энергии, у него улучшается самочувствие и настроение.

Особенность пальчиковой гимнастики – стихотворная подача. Созвучность привлекает малышей, кажется им чем-то таинственным. Особый порядок слов, темп и ритм успокаивают и утешают ребенка.

Зимняя пальчиковая гимнастика различается для малышей в зависимости от возраста. Так, дети в возрасте от 1 до 3 лет предпочитают спокойный ритм и осторожность в движениях. Родитель или педагог должен бережно касаться пальчиков малыша, чтобы не испугать его. Более взрослые ребята – дошкольники – заинтересованы в актерской подаче. Чем выразительнее мимика и речь взрослого, тем лучше они вовлечены в процесс. Пальчиковая гимнастика для дошкольников подразумевает целостное прочтение стихотворений, поэтому взрослому желательно знать их наизусть.

Зимняя пальчиковая гимнастика разрабатывается на основе фольклора – устного музыкального и словесного народного творчества. Малыш погружается в среду и быт предков, знакомится с культурой своего народа. Детский фольклор многогранен, увлекателен и полноценен в дидактическом аспекте.

Игры с пальчиками про зиму и снег для малышей

Сезонные игры с пальчиками для малышей играют важную роль в развитии речи и воображения. Малыш замечает изменения природы: опавшие листья за окном сменились белоснежным снегом. Осенняя пальчиковая гимнастика могла наскучить малышу, поэтому самое время сменить репертуар и продолжить занятия с прежним интересом.

Благодаря зимней пальчиковой гимнастике малыш знакомится с окружающим миром. Дошкольники начинают задавать вопросы о смене времен года, природных процессах, традициях и праздниках. Увлекательная строчка про снеговика, снежинки, зимние забавы, кормушки для птиц становится поводом для размышлений и догадок. В жизни ребенка появляются новые образы – перелетные птицы, которых он, возможно, раньше не замечал.

Зимняя пальчиковая гимнастика – это способ обновить привычный жизненный уклад, скрасить ожидание нового года. Например, если раньше зимой ребенок катался только на санках и лепил снеговика, то после занятий он может проявить интерес к чему-то новому. Например, созданию кормушек для зимующих птиц.

Зимняя пальчиковая гимнастика чаще всего связана с традициями и обычаями русского народа. Упоминаются и игры со снегом – лепка снеговика и снежков, сезонные виды спорта и изменения в природе.

Условно зимнюю пальчиковую гимнастику связывают с играми про:

  • снеговика;
  • снежинки;
  • снег;
  • зимующих птиц;
  • кормушку;
  • воробья;
  • дятла;
  • сороку.

Снеговик

Давай, дружок, смелей, дружок!

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

На солнце припечет слегка.

Увы – и нет снеговика!

Соединяем ладони, образуя форму шара. Показываем, как лепим снежок для снеговика. Садимся на коленки и начинаем мысленно катить его по полу. «Он превратится в толстый ком» – раскрываем руки и показываем необъятный снежный шар. Затем рисуем в воздухе снеговика: 2 глаза, шляпу, нос, метлу. «На солнце припечет слегка» – прикладываем руку ко лбу, смотрим в небо. «Увы – и нет снеговика!» – опускаем руки, показываем разочарование.

Снежинка

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Я зиму и снег, и снежинки люблю,

Но где же снежинки?

В ладошке вода!

Куда же исчезли снежинки? Куда?

Растаяли хрупкие льдинки-лучи…

Как видно, ладошки мои горячи.

Сначала показываем, как мы ловим снежинки в ладошку. Для этого делаем ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой руки. «Я зиму и снег, и снежинки люблю» –  загибаем пальцы левой руки, начиная с большого. «Но где же снежинки?» – сжимаем кулаки. «В ладошке вода!» – разжимаем. На последней фразе потряхиваем расслабленными ладонями, демонстрируя разочарование.

Зимние забавы

Копаю, копаю лопаткой снежок –

Построю из снега домок-теремок.

И окна, и двери я вырублю в нем,

Почищу дорожки, посыплю песком.

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»

Становимся в круг и вспоминаем зимние забавы. После первой строчки представляем в руке лопату и начинаем подкидывать снег. На фразе про домок-теремок соединяем руки над головой, словно находимся под крышей. В воздухе рисуем пальцами окна и двери, а затем резким движением руки вырубаем их. «Почищу дорожки, посыплю песком» – снова показываем, как чистим лопатой снег. Затем соединяем большой и указательный палец и посыпаем пол песком.

Пальчиковая гимнастика на тему «Зимующие птицы»

Пальчиковая гимнастика на тему «Зимующие птицы» – это путеводитель для малыша в мир природы. Он познакомится с названиями пернатых: вороной, галкой, воробьями, сороками, снегирями.

Ну-ка, посчитай-ка!

Десять птичек – стайка.

Вот ворона, галка тут,

Здесь воробушки живут.

Голуби воркуют,

По теплу тоскуют.

Сидя на снегу глубоком,

Растрещалася сорока.

Красногрудый снегирёк

Солнышку подставил бок.

Свиристели прилетали,

Всю рябину обклевали.

А синица-озорница

Со сестрицами резвится.

Дятел дерево долбит,

Молча клест в гнезде сидит.

Ритмично хлопаем в ладоши. Во время перечисления названий птиц загибаем пальцы. По возможности имитируем действия главных героев стихотворения. Например, на фразе «Всю рябину обклевали» представляем, что пальцы левой руки – птицы, а правой – грозди рябины. На строчке о свиристелях соединяем главный палец с указательным, чтобы показать, что птицы раскрывали клюв. Машем руками, демонстрируя полет.

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Что несет синичка?

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик,

Чирик-чик-чик.

Сначала кладем руки крест-накрест. Зацепляемся большими пальцами, имитируя голову синички. Машем руками, показывая, что птица летит над полем. «Чирик-чик-чик» – на каждый слог хлопаем ладошкой то по одной коленке, то по другой.

Задавая вопрос о том, что несет синичка, приподнимаем плечи, изображая удивление. Повторяем хлопки для каждого слога. На фразе «Гнездо совьет синичка» скругляем ладони, повторяя форму гнезда. Продолжаем хлопать по коленкам в такт стихотворения.

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Галки, голуби, синицы…

Прилетели снегири.

Кладем руки на стол ладонями вниз. Разводим пальцы в стороны и поочередно соединяем их. Сначала поднимаем большой, указательный и средний пальцы правой руки. Это символ дятлов, сов и воробьев. Затем поднимаем безымянный и мизинец правой руки и большой палец левой. Это галки, голуби и синицы. Подтягиваем ладони к себе, выпрямляем большие пальцы и переплетаем их. Получится птица. Вращаем остальными пальцами, имитируя полет пернатых.

Снегири.

Раз, два, три.

Прилетели, посидели,

Погалдели, улетели.

Улетели в небеса.

Вот какие чудеса!

Становимся с ребенком в круг лицом к лицу. Опускаем ладони к бедрам и хлопаем по ним. Во время счета («Раз, два, три») загибаем пальцы на правой и левой руках. После фразы «Прилетели, посидели» загибаем оставшиеся 2 пальца. Затем бегаем по кругу и машем руками, словно крыльями. На последней строчке поднимаем руки вверх, улыбаемся и смеемся.

Кормушка

Ещё по теме:
Почему нужно играть с детьми
Почему ребенку необходимо играть
Взрослые часто со снисхождением смотрят на детские игры, считая их пустым развлечением, а иногда и…
Игры на развитие тактильного восприятия для детей
Тактильные игры для малышей до года и 2–3 лет
Опытные специалисты в области педиатрии и детской психологии настоятельно рекомендуют развивать у маленького ребенка сенсорику.…
Зимняя пальчиковая гимнастика на тему «Кормушка» расскажет малышу о жизни птиц. В стихах наглядно показана ценность кормушек в зимнее время: они спасают голодных птиц зимой.

Мы повесили кормушки,

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы,

Голубь, клест и воробей!

И, конечно, ждем мы в гости

Красногрудых снегирей.

Малыш имитирует движения и загибает пальцы по время перечисления птиц. Разгибает и загибает пальцы, словно насыпают зерно. Машет рукой, приглашая птиц угоститься вкусным лакомством.

Я зимой кормлю всех птиц –

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей.

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена.

А синице дам я сало,

Пусть клюет его она.

Ребенок учится считать: загибает пальцы на одной руке во время перечисления птиц. Когда речь заходит о кормушке, малыш указывает на нее пальцем. Во время перечисления лакомств для птиц ребенок собирает пальцы рук в щепотку и имитирует кормление.

Сколько птиц в кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

Имитируем полет птиц с помощью махов руками. Во время перечисления загибаем пальцы. Когда речь заходит о зернышках, показываем пальцами их размер.

Птичка крылышками машет

И летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет,

Где она взяла зерно.

Имитируем полет мамы-птицы с помощью махов руками. Показываем гнездо: соединяем ладони так, чтобы образовался круг или сфера. Представляем взаимоотношения между птицей и птенцами: пальцы левой руки – голодные дети, правая рука – мама, которая их кормит.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли…

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник – посмотри –

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг, со всех краев –

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Прилетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Было общее веселье.

Погружаемся в ритм стихотворения: бьем в ладоши и хлопаем ими по коленям. Загибаем пальцы, когда считаем дни недели. Когда в стихотворении упоминаются цифры, показываем их пальцами: «7 сорок», «3 вороны». На последней фразе раскрываем ладони и машем ими.

Сел на ветку снегирёк,

Брызнул дождик –

Он промок.

Ветерок, подуй слегка,

Обсуши нам снегирька.

Левую руку кладем горизонтально на стол. Растопыриваем пальцы на правой и пытаемся показать, как прыгает снегирь по ветке. Затем трясем кистями рук перед собой. «Он промок»: обхватываем плечи руками и дрожим, словно от холода.

Поднимаем руки вверх и машем ими, чтобы показать, как дует ветер. Затем машем руками (крылышками) возле себя, чтобы быстрее обсохнуть.

Воробей

Ловит воробей жучков,

Уплетает червячков,

И на юг не улетает –

Так, под крышей обитает.

Прыг да прыг

Да чик-чирик!

Жить он в городе привык!

Показываем, как дятел будет добывать жучков и червячков: раскрытая ладонь – это дерево, а вторая сжатая – клюв птицы. На 4 строчке, в которой говорится о крыше, соединяем ладони над головой, чтобы продемонстрировать укрытие для дятла. «Прыг да прыг да чик-чирик!» – опираемся на стол кончиками пальцев и «подпрыгиваем» руками, чтобы показать, как двигается воробушек.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть он скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Показываем дерево и дятла. Раскрытая ладонь – это дерево, а вторая сжатая – клюв дятла. На одну строчку приходится по 4 удара пальцами о ладонь. Червячка показываем в форме волны: расслабляем ладонь и делаем скачкообразные движения вверх-вниз.

Сорока

Рано утром издалека

Прилетела к нам сорока.

Стала громко стрекотать,

Длинным хвостиком махать,

Зернышки она клевала,

Все на свете рассказала.

Показываем, как сорока машет крыльями: соединяем кисти рук крест-накрест, касаемся запястьями. Сгибаем пальцы и двигаем ими вправо-влево, имитируя полет птицы. На фразе «Стала громко стрекотать» соединяем большой и указательный пальцы, изображая диалог. Затем соединяем пальцы рук, собираем их вместе и показываем, как сорока клюет зернышки.

В гости к нашей сестричке

Весной прилетали птички:

Эта птичка – совушка,

Ну а эта – скворушка.

Эта птичка – воробей,

Ну а эта – соловей.

Эта – дятел, эта – стриж,

Эта же – поющий чиж,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – свиристель,

Ну а это издалека

Прилетела к нам сорока.

Раскрытые ладони соединяем в области запястий. Сгибаем пальцы и показываем, как прилетают птички. Во время перечисления птиц загибаем пальцы или мысленно считаем.

Зимняя пальчиковая гимнастика – веселый способ развития речи и интеллекта ребенка. Все, что понадобится, – несколько стихотворений и хорошее настроение. Родитель, педагог или няня должны читать стихотворение и показывать на пальцах все, что в нем описывается. Зимняя пальчиковая гимнастика чаще всего описывает перелетных птиц, зимние забавы, снежинки и снеговиков.