Нередко родители жалуются, что у их маленьких детей есть проблемы с речью. Малыши нечетко произносят слова, путают буквы и читают только по слогам. Проблема решается пальчиковой гимнастикой – комплексом упражнений для рук по развитию речи и моторики. Детям нравятся игры про зиму, снеговиков, снежных баб и снежинок.
В статье вы найдете описания зимней пальчиковой гимнастики для дошкольников, игры с пальчиками про снег, снеговика, на тему «Забавы для зимы» и про зимующих птиц.
Как зимняя пальчиковая гимнастика развивает детей
Детский писатель Василий Александрович Сухомлинский говорил, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. И он оказался прав: научно доказано, что пальчиковая гимнастика – неотъемлемая составляющая детства любого ребенка. Без нее нельзя представить нормальное развитие малыша и его быструю адаптацию к миру взрослых.
Пальчиковая гимнастика – это игры с пальцами. Ребенок, который регулярно выполняет упражнения, развивает мелкую моторику рук. А та, в свою очередь, формирует речь. Чем чаще для малыша проводят пальчиковую гимнастику, тем быстрее он начнет связно говорить.
Научно доказано, что развитие речи у ребенка прямо пропорционально движениям пальцев. Поэтому рекомендуется работать не только над артикуляционным аппаратом, но и над мелкой моторикой рук. В человеческом мозге центры, которые отвечают за развитие речи и движения пальцев, находятся по соседству.
Зимние пальчиковые игры:
- формируют адекватную самооценку у ребенка;
- делают малыша более раскрепощенным, уверенным в себе;
- адаптируют ребенка к взрослой жизни: учат его быть начеку и вовремя мобилизовываться;
- расслабляют и одновременно сосредотачивают.
Кроме того, пальчиковая гимнастика на тему «Зима» стимулирует работу мышечного аппарата дошкольника, создает новые нейронные связи. Малыш касается новых предметов, фокусируется на ощущениях. Так расширяется кругозор ребенка: он становится более спокойным и уверенным в себе, перестает бояться чего-то нового. Например, некоторые малыши боятся пылесосов. Эти бытовые приборы издают громкий звук, который провоцирует истерику у ребенка. Путем пальчиковой гимнастики можно решить эту проблему: малыш поймет, что в пылесосе нет ничего страшного, и его страх исчезнет.
Няни и педагоги обучают детей чтению и письму с помощью пальчиковой гимнастики. Малыш погружается в атмосферу стихотворения. Его сознание пробуждается, и теперь он не просто сидит в своей комнате с преподавателем – ребенок попадает в мир фантазий и театра. И его пальцы – актеры, а он – режиссер, который ими управляет.
Зимняя пальчиковая гимнастика проводится в форме игры. У дошкольников хорошая память, поэтому они без проблем запоминают короткие стишки в 4 строчки. В будущем, когда малыш захочет вспомнить четверостишие, ему достаточно выполнить несколько действий пальцами – и нужные слова появятся в его голове.
Зимняя пальчиковая гимнастика направлена на развитие речи. Малыш разучивает тексты стихотворений и в его голове формируются новые образы и идеи. Затем он произносит их по памяти. Так его речь становится более утонченной, выразительной, четкой и образной. Дети, которые активно занимались пальчиковой гимнастикой в детстве, не имеют проблем с общением во взрослой жизни. Они легко находят общий язык, становятся душой компании. В школе дети быстро пишут сочинения, приводят аналитические данные и способны сравнивать противоположные события, искать взаимосвязи.
Зимняя пальчиковая гимнастика полезна не только для ребенка, но и для взрослого. Малыш погружается в мир образов, эмоций и впечатлений. А его наставник (педагог или родитель) мысленно возвращается в детство. Он ощущает прилив энергии, у него улучшается самочувствие и настроение.
Особенность пальчиковой гимнастики – стихотворная подача. Созвучность привлекает малышей, кажется им чем-то таинственным. Особый порядок слов, темп и ритм успокаивают и утешают ребенка.
Зимняя пальчиковая гимнастика различается для малышей в зависимости от возраста. Так, дети в возрасте от 1 до 3 лет предпочитают спокойный ритм и осторожность в движениях. Родитель или педагог должен бережно касаться пальчиков малыша, чтобы не испугать его. Более взрослые ребята – дошкольники – заинтересованы в актерской подаче. Чем выразительнее мимика и речь взрослого, тем лучше они вовлечены в процесс. Пальчиковая гимнастика для дошкольников подразумевает целостное прочтение стихотворений, поэтому взрослому желательно знать их наизусть.
Зимняя пальчиковая гимнастика разрабатывается на основе фольклора – устного музыкального и словесного народного творчества. Малыш погружается в среду и быт предков, знакомится с культурой своего народа. Детский фольклор многогранен, увлекателен и полноценен в дидактическом аспекте.
Игры с пальчиками про зиму и снег для малышей
Сезонные игры с пальчиками для малышей играют важную роль в развитии речи и воображения. Малыш замечает изменения природы: опавшие листья за окном сменились белоснежным снегом. Осенняя пальчиковая гимнастика могла наскучить малышу, поэтому самое время сменить репертуар и продолжить занятия с прежним интересом.
Благодаря зимней пальчиковой гимнастике малыш знакомится с окружающим миром. Дошкольники начинают задавать вопросы о смене времен года, природных процессах, традициях и праздниках. Увлекательная строчка про снеговика, снежинки, зимние забавы, кормушки для птиц становится поводом для размышлений и догадок. В жизни ребенка появляются новые образы – перелетные птицы, которых он, возможно, раньше не замечал.
Зимняя пальчиковая гимнастика – это способ обновить привычный жизненный уклад, скрасить ожидание нового года. Например, если раньше зимой ребенок катался только на санках и лепил снеговика, то после занятий он может проявить интерес к чему-то новому. Например, созданию кормушек для зимующих птиц.
Зимняя пальчиковая гимнастика чаще всего связана с традициями и обычаями русского народа. Упоминаются и игры со снегом – лепка снеговика и снежков, сезонные виды спорта и изменения в природе.
Условно зимнюю пальчиковую гимнастику связывают с играми про:
- снеговика;
- снежинки;
- снег;
- зимующих птиц;
- кормушку;
- воробья;
- дятла;
- сороку.
Снеговик
Давай, дружок, смелей, дружок!
Кати по снегу свой снежок.
Он превратится в толстый ком,
И станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла!
Два глаза, шляпа, нос, метла.
На солнце припечет слегка.
Увы – и нет снеговика!
Соединяем ладони, образуя форму шара. Показываем, как лепим снежок для снеговика. Садимся на коленки и начинаем мысленно катить его по полу. «Он превратится в толстый ком» – раскрываем руки и показываем необъятный снежный шар. Затем рисуем в воздухе снеговика: 2 глаза, шляпу, нос, метлу. «На солнце припечет слегка» – прикладываем руку ко лбу, смотрим в небо. «Увы – и нет снеговика!» – опускаем руки, показываем разочарование.
Снежинка
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я зиму и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки?
В ладошке вода!
Куда же исчезли снежинки? Куда?
Растаяли хрупкие льдинки-лучи…
Как видно, ладошки мои горячи.
Сначала показываем, как мы ловим снежинки в ладошку. Для этого делаем ритмичные удары пальцами левой руки по ладони правой руки. «Я зиму и снег, и снежинки люблю» – загибаем пальцы левой руки, начиная с большого. «Но где же снежинки?» – сжимаем кулаки. «В ладошке вода!» – разжимаем. На последней фразе потряхиваем расслабленными ладонями, демонстрируя разочарование.
Зимние забавы
Копаю, копаю лопаткой снежок –
Построю из снега домок-теремок.
И окна, и двери я вырублю в нем,
Почищу дорожки, посыплю песком.
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»
Становимся в круг и вспоминаем зимние забавы. После первой строчки представляем в руке лопату и начинаем подкидывать снег. На фразе про домок-теремок соединяем руки над головой, словно находимся под крышей. В воздухе рисуем пальцами окна и двери, а затем резким движением руки вырубаем их. «Почищу дорожки, посыплю песком» – снова показываем, как чистим лопатой снег. Затем соединяем большой и указательный палец и посыпаем пол песком.
Пальчиковая гимнастика на тему «Зимующие птицы»
Пальчиковая гимнастика на тему «Зимующие птицы» – это путеводитель для малыша в мир природы. Он познакомится с названиями пернатых: вороной, галкой, воробьями, сороками, снегирями.
Ну-ка, посчитай-ка!
Десять птичек – стайка.
Вот ворона, галка тут,
Здесь воробушки живут.
Голуби воркуют,
По теплу тоскуют.
Сидя на снегу глубоком,
Растрещалася сорока.
Красногрудый снегирёк
Солнышку подставил бок.
Свиристели прилетали,
Всю рябину обклевали.
А синица-озорница
Со сестрицами резвится.
Дятел дерево долбит,
Молча клест в гнезде сидит.
Ритмично хлопаем в ладоши. Во время перечисления названий птиц загибаем пальцы. По возможности имитируем действия главных героев стихотворения. Например, на фразе «Всю рябину обклевали» представляем, что пальцы левой руки – птицы, а правой – грозди рябины. На строчке о свиристелях соединяем главный палец с указательным, чтобы показать, что птицы раскрывали клюв. Машем руками, демонстрируя полет.
Летит над полем птичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Что несет синичка?
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Несет травинку птичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Гнездо совьет синичка.
Чирик-чик-чик,
Чирик-чик-чик.
Сначала кладем руки крест-накрест. Зацепляемся большими пальцами, имитируя голову синички. Машем руками, показывая, что птица летит над полем. «Чирик-чик-чик» – на каждый слог хлопаем ладошкой то по одной коленке, то по другой.
Задавая вопрос о том, что несет синичка, приподнимаем плечи, изображая удивление. Повторяем хлопки для каждого слога. На фразе «Гнездо совьет синичка» скругляем ладони, повторяя форму гнезда. Продолжаем хлопать по коленкам в такт стихотворения.
Зимовать у нас остались
Дятлы, совы, воробьи,
Галки, голуби, синицы…
Прилетели снегири.
Кладем руки на стол ладонями вниз. Разводим пальцы в стороны и поочередно соединяем их. Сначала поднимаем большой, указательный и средний пальцы правой руки. Это символ дятлов, сов и воробьев. Затем поднимаем безымянный и мизинец правой руки и большой палец левой. Это галки, голуби и синицы. Подтягиваем ладони к себе, выпрямляем большие пальцы и переплетаем их. Получится птица. Вращаем остальными пальцами, имитируя полет пернатых.
Снегири.
Раз, два, три.
Прилетели, посидели,
Погалдели, улетели.
Улетели в небеса.
Вот какие чудеса!
Становимся с ребенком в круг лицом к лицу. Опускаем ладони к бедрам и хлопаем по ним. Во время счета («Раз, два, три») загибаем пальцы на правой и левой руках. После фразы «Прилетели, посидели» загибаем оставшиеся 2 пальца. Затем бегаем по кругу и машем руками, словно крыльями. На последней строчке поднимаем руки вверх, улыбаемся и смеемся.
Кормушка
Зимняя пальчиковая гимнастика на тему «Кормушка» расскажет малышу о жизни птиц. В стихах наглядно показана ценность кормушек в зимнее время: они спасают голодных птиц зимой.
Мы повесили кормушки,
В них насыпали зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Малыш имитирует движения и загибает пальцы по время перечисления птиц. Разгибает и загибает пальцы, словно насыпают зерно. Машет рукой, приглашая птиц угоститься вкусным лакомством.
Я зимой кормлю всех птиц –
Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей –
Вот кормушка у дверей.
Дам им булки, пшенной каши,
Дам им зерна, семена.
А синице дам я сало,
Пусть клюет его она.
Ребенок учится считать: загибает пальцы на одной руке во время перечисления птиц. Когда речь заходит о кормушке, малыш указывает на нее пальцем. Во время перечисления лакомств для птиц ребенок собирает пальцы рук в щепотку и имитирует кормление.
Сколько птиц в кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Имитируем полет птиц с помощью махов руками. Во время перечисления загибаем пальцы. Когда речь заходит о зернышках, показываем пальцами их размер.
Птичка крылышками машет
И летит к себе в гнездо.
Птенчикам своим расскажет,
Где она взяла зерно.
Имитируем полет мамы-птицы с помощью махов руками. Показываем гнездо: соединяем ладони так, чтобы образовался круг или сфера. Представляем взаимоотношения между птицей и птенцами: пальцы левой руки – голодные дети, правая рука – мама, которая их кормит.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли…
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник – посмотри –
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг, со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье
Было общее веселье.
Погружаемся в ритм стихотворения: бьем в ладоши и хлопаем ими по коленям. Загибаем пальцы, когда считаем дни недели. Когда в стихотворении упоминаются цифры, показываем их пальцами: «7 сорок», «3 вороны». На последней фразе раскрываем ладони и машем ими.
Сел на ветку снегирёк,
Брызнул дождик –
Он промок.
Ветерок, подуй слегка,
Обсуши нам снегирька.
Левую руку кладем горизонтально на стол. Растопыриваем пальцы на правой и пытаемся показать, как прыгает снегирь по ветке. Затем трясем кистями рук перед собой. «Он промок»: обхватываем плечи руками и дрожим, словно от холода.
Поднимаем руки вверх и машем ими, чтобы показать, как дует ветер. Затем машем руками (крылышками) возле себя, чтобы быстрее обсохнуть.
Воробей
Ловит воробей жучков,
Уплетает червячков,
И на юг не улетает –
Так, под крышей обитает.
Прыг да прыг
Да чик-чирик!
Жить он в городе привык!
Показываем, как дятел будет добывать жучков и червячков: раскрытая ладонь – это дерево, а вторая сжатая – клюв птицы. На 4 строчке, в которой говорится о крыше, соединяем ладони над головой, чтобы продемонстрировать укрытие для дятла. «Прыг да прыг да чик-чирик!» – опираемся на стол кончиками пальцев и «подпрыгиваем» руками, чтобы показать, как двигается воробушек.
Дятел
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
Показываем дерево и дятла. Раскрытая ладонь – это дерево, а вторая сжатая – клюв дятла. На одну строчку приходится по 4 удара пальцами о ладонь. Червячка показываем в форме волны: расслабляем ладонь и делаем скачкообразные движения вверх-вниз.
Сорока
Рано утром издалека
Прилетела к нам сорока.
Стала громко стрекотать,
Длинным хвостиком махать,
Зернышки она клевала,
Все на свете рассказала.
Показываем, как сорока машет крыльями: соединяем кисти рук крест-накрест, касаемся запястьями. Сгибаем пальцы и двигаем ими вправо-влево, имитируя полет птицы. На фразе «Стала громко стрекотать» соединяем большой и указательный пальцы, изображая диалог. Затем соединяем пальцы рук, собираем их вместе и показываем, как сорока клюет зернышки.
В гости к нашей сестричке
Весной прилетали птички:
Эта птичка – совушка,
Ну а эта – скворушка.
Эта птичка – воробей,
Ну а эта – соловей.
Эта – дятел, эта – стриж,
Эта же – поющий чиж,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – свиристель,
Ну а это издалека
Прилетела к нам сорока.
Раскрытые ладони соединяем в области запястий. Сгибаем пальцы и показываем, как прилетают птички. Во время перечисления птиц загибаем пальцы или мысленно считаем.
Зимняя пальчиковая гимнастика – веселый способ развития речи и интеллекта ребенка. Все, что понадобится, – несколько стихотворений и хорошее настроение. Родитель, педагог или няня должны читать стихотворение и показывать на пальцах все, что в нем описывается. Зимняя пальчиковая гимнастика чаще всего описывает перелетных птиц, зимние забавы, снежинки и снеговиков.