Для чего детям необходимы игры: главные задачи
Игры в жизни детей выполняют важную функцию, даже если они кажутся примитивными и однообразными. Свободная игра – единственный доступный для малышей способ взаимодействия с окружающим миром. Игровая деятельность для ребенка так же важна, как любая деятельность взрослого человека, в результате которой получается какой-то продукт: пища, деньги, эмоциональное удовлетворение и пр. Только у детей игра заложена на подсознательном уровне и призвана удовлетворить иные потребности. Игры необходимы детям, чтобы:- Познакомится с окружающим миром.
- Развивать творческие способности и проявлять находчивость в решении различных жизненных задач.
- Развивать фантазию.
- Научиться контролировать свои эмоции для достижения результата.
- Приобрести социальные навыки. Чтобы игра продолжалась, детям приходиться договариваться, искать компромиссы и различным образом взаимодействовать. Так они учатся взаимодействию в коллективе и развивают те качества, которые пригодятся им во взрослой жизни.
- Научиться ответственности. Только в свободной игре дети могут самостоятельно принимать решения и имеют возможность опытным путем, без помощи взрослых, провести работу над ошибками.
- Справляться с опасностями. Нередко в игре дети имитируют потенциально опасные для них ситуации – нападение монстров, медицинскую операцию, падение в глубокую реку и т. д. Таким образом они подготавливают себя не только в эмоциональном, но и физическом плане.
Эмоциональное и физическое развитие
В процессе сюжетно-ролевых игр дети эмоционально подготавливают себя к взрослой жизни: им интересно примерить на себя роль мамы, ухаживающей за малышом, готовящей обед, или роль папы, управляющего автомобилем. В качестве примера для подражания может выступать кто угодно – сказочный персонаж, животные, представители различных профессий. Выбирая для себя тот или иной образ, ребенок не просто имитирует поведение, а старается проживать его как можно естественнее, упражняясь в эмоциях и примеряя на себя маски то злодеев, то отважных героев. Когда маленький ребенок с интересом пересыпает песок или раскладывает цветные бусины, он не только изучает физические свойства предметов, но и развивает мелкую моторику. Играя с мячом или просто лазая под столом, ребенок развивает крупную моторику. Родители сетуют, когда ребенок не может усидеть на месте и 5 минут, постоянно носится по дому и вертится как юла. Да, с такими детьми нелегко заниматься чтением и другими развивающими занятиями, требующими минимальной усидчивости, но многие забывают о том, что статичность несопоставима с природой маленьких детей. Чем чаще ребенок задействует свои мышцы в раннем возрасте, тем больше пользы будет для организма в целом, включая когнитивные функции и интеллект.Изучение мира и взаимодействие с ним
В раннем возрасте детям интересно не столько наблюдать за предметами, сколько манипулировать ими. Малыши готовы часами возиться с водой, переливая ее из ёмкости в ёмкость. Со стороны это может показаться обычным баловством, но для ребенка это настоящее исследование: он изучает свойства воды, используя доступные для его понимания методы.Ещё по теме:
Когда малыш начинает играть: первые игры
Первые попытки понять устройство окружающих предметов появляются у малыша, будучи еще в животе у матери. Он сосет пальчик, дергает за пуповину, толкается. Все это не что иное, как первые примитивные игры, с помощью которых ребенок не только знакомится с мамой, но и разминается. В первые несколько недель после рождения игровая деятельность малыша несколько замедляется. Ему приходится приспосабливаться к новой и непонятной для него среде, поэтому его внутренние ресурсы направлены на удовлетворение основных жизненных потребностей: есть, спать и быть в безопасности (рядом с мамой). Как только малыш немного освоится и будет чувствовать себя в безопасности, у него появится тяга к игре. Инициаторами первых игр в жизни малыша, как правило, являются взрослые. Заигрывая с ребенком, улыбаясь, ему, агукая, они приглашают кроху к общению. Сначала ребенок не понимает смысла действий взрослого, но присущее ему стремление подражать берет верх, и малыш начинает улыбаться в ответ на улыбку мамы и даже пытается имитировать звуки, произносимые родителями. Подобные игры проходят легко и непринужденно. Но сколько усилий на самом деле требуется малышу, чтобы повторить услышанный звук. Для этого ему приходится «настраивать» не только мимические мышцы, но и голосовые связки. Ближе к 4 месяцам наступает время пальчиковых игр («Сорока-ворона», «Пальчики-грибочки») и первых пряток, когда мама на время «исчезает», прикрыв лицо ладонями, а затем, со словами «ку-ку», появляется вновь. Такие забавы имеют большое значение в развитии ребенка. Они помогают малышу осознать, что мама может приходить и уходить, и если она пропала из поля зрения, это не означает, что она исчезла, а все так же продолжает существовать. Чем больше малыш осваивает свое тело, тем более подвижные игры ему интересны. Сначала это игра в ладушки, а затем, когда ребенок научится ходить, – догонялки. Ближе к трем годам ребенок переходит к сюжетно-ролевым играм. Это время, когда начинается «больничка», «парикмахерская» у девочек, и сюжеты о злодеях и супергероях – у мальчиков. В этот период забавы детей уже наделены определенным символизмом: у них уже сформировались некоторые понятия о взрослой жизни, которые и отражаются в процессе игровой деятельности.Почему и как нужно играть с ребенком
Игровая деятельность каждого ребенка имеет свои особенности: одни не могут обойтись без помощи родителей, другие же предпочитают играть в одиночку. Это зависит от многих факторов, включая темперамент ребенка и характер взаимоотношений в семье. Польза совместных игр с ребенком:- Способствует формированию связи с ребенком. Игра – это не только вид деятельности, но и способ общения ребенка. Совместные игры сплачивают и создают почву для формирования доверительных отношений между родителями и детьми.
- Воспитывает самоуверенность. Когда взрослый играет по правилам ребенка, это не может не повысить уверенность в себе у ребенка и стимулирует его к самостоятельности.
- Обучает. С помощью игры взрослый может с легкостью донести до ребенка любую информацию, которую тот не воспринимает в рамках других занятий. Таким образом можно помочь малышу выучить цвета, буквы, цифры, объяснить, что хорошо, а что плохо.