Почему младенец не играет самостоятельно
По мнению психологов, игровая деятельность возникает не спонтанно, а под руководством взрослых, которые должны научить ребенка навыкам игры. Ведь даже показывая малышу первые игрушки, мы проговариваем их названия вслух. Младенец еще не умеет играть, это приобретается по мере его взросления и приобретения определенных навыков. Как приучить ребенка играть самостоятельно? Родителям следует помочь ему в этом так же, как они приучают его пользоваться ложкой, садиться на горшок и так далее. Первыми осознанными действиями крохи являются те, которые он повторяет следом за мамой или папой. Например, многие любят возиться с кухонной утварью, посудой, бытовыми предметами. Этот период можно использовать для того, чтобы привлечь малыша к участию в домашних делах и дать возможность развитию фантазии с применением кастрюлек, ложек, ковшиков. Когда ребенок немного подрастет, он научится замещению. Например, во время игры будет использовать палочку вместо ложки, крышку от банки − вместо тарелки. Позже начнутся ролевые игры. Например, «Дочки-матери», где ребенок выступает в образе мамы, а кукла − дочери. Мама в эти моменты может не только подсказать, о чем можно разговаривать с куклой, как с ней взаимодействовать, но и сама принять участие в игре. Прежде чем ребенок научится играть самостоятельно, родителям придется некоторое время показывать ему, как это делать, принимать участие в совместных играх. Общие правила:- К обучению самостоятельным играм приступают, когда ребенок здоров, накормлен и находится в хорошем расположении духа.
- Обстановка должна быть безопасной и комфортной.
- Ребенок изначально не умеет играть, и его нужно научить так же, как пользоваться ложкой или пить из кружки.
- Взрослым нельзя раздражаться, наоборот, нужно всячески демонстрировать гордость за успехи крохи.
- Даже самостоятельному ребенку нужно уделять время, чтобы он почувствовал любовь, внимание и заботу.
- Совместные игры сближают и наполняют малыша чувством нужности и уверенности в родителях.
Зачем нужно учить малышей играть: 3 причины
Игра для ребенка − неотъемлемая часть его жизни, основное умение. Она учит познавать смысл человеческой деятельности, понимать причины разных поступков людей, систему взаимоотношений. Ребенок учится осознавать свое место в жизни. Игровая деятельность развивает творческое мышление, память, способности, обучает коммуникативным навыкам и познанию окружающей действительности. Вот зачем нужно учить малышей играть.Развитие воображения
Ребенку с любым складом ума полезно развивать воображение. Это дает возможность воплощать в жизнь творческие задумки, изучать абстрактные понятия, правильно мыслить и уметь фантазировать. Воображение полезно тем, что с его помощью можно обрабатывать полученную информацию и создавать новую на основе имеющихся знаний. Если фантазии создаются на основе нереальных, невозможных ситуаций и объектов (конь Пегас, Буратино), то воображение рисует нам картины, основанные на реальных образах, то есть человеку приходится напрячь мышление, память, чтобы создать какую-либо предполагаемую модель. Воображение прекрасно помогает ученым, людям творческих профессий. Да и в быту нередко встречаются задачи, решаемые с помощью воображения. Оно позволяет выбирать оптимальный вариант развития событий (то есть развивает интуицию), управлять временем (прикидывая, сколько займет то или иное действие), контролировать собственное эмоциональное состояние (наблюдая за поведением окружающих, можно переносить его на себя). Как утверждают специалисты, воображение у новорожденных отсутствует, но в каждом младенце с рождения заложена любознательность. Родителям необходимо поддерживать идеи малыша, даже если они кажутся им наивными и смешными. Ученые также доказали, что воображение у всех детей развито неодинаково, поэтому есть смысл его тренировать.Познание мира
Дети до достижения ими 6−7 лет познают окружающий мир исключительно через игру. Взрослые должны всячески этому содействовать, обучая их различным видам игрового поведения. При этом необходимо учитывать возраст, способности и интересы малыша. Так, до 2-х лет познание мира происходит через деструктивное поведение, то есть стремление все попробовать, пощупать, потрогать. Для этой цели подойдет какой-нибудь фрукт, например яблоко. Маленькие исследователи нюхают, пробуют, разбирают его на части, описывают, рисуют. Основой для игр могут стать различные запахи. Например, можно угадывать по ним названия фруктов. Играя в ванной с водой и различными емкостями для нее, малыш учится узнавать разницу объемов, свойства жидкости, силу притяжения. А выдувая мыльные пузыри и меняя направление их полета, бросая мячик, пуская в небо воздушного змея − проверять возможность воздействия на объекты. Для этого также подходят лепка из глины, пластилина, соленого теста. Игра в «Съедобное или несъедобное» поможет вычленить из ряда предметов лишний. Есть множество других игр с мячом, которые помогают познавать мир. Например, родители бросают ребенку мячик и называют животное, а он должен охарактеризовать его (как выглядит, где живет, чем питается и т. д.). Полезны игры, в которых малыш осваивает размеры предметов, их форму, цвет. Например, мама предлагает дочке двух кукол − маленькую и большую. В соответствии с их размерами им подбирают маленькую и большую посуду, кроватки. Мама может «случайно» перепутать одежду и надеть на маленькую куколку большую шапочку. Ребенок должен обязательно заметить несоответствие − так он усваивает понятия величины. Подобным образом можно вместе с ребенком изучать цвета. Например, сказать, что сегодня медвежонок хочет надеть синий свитер и красную шапочку, и попросить чадо принести эти предметы одежды. Сначала ребенок узнает стандартные цвета, а позже к ним присоединяются оттенки. С годовалого возраста в игру вводят элементы конструирования, предлагая малышам построить домик из кубиков, собрать пирамидку, составить рядом кукольную мебель и организовать чаепитие игрушек.Обучение и воспитание
К трехлетнему возрасту в игру вводятся элементы ролевого поведения. Малыш уже может вообразить себя воспитателем в детском саду, доктором, поваром, продавцом. Являясь моделью реальной жизни, игра учит выстраивать взаимоотношения с окружающими, выявляет поведенческие навыки ребенка, его организаторские способности. Для дошколят и младших школьников игровая деятельность все еще остается ведущей. Поэтому разработана масса учебного материала, который можно осваивать в игровой форме. Этот продуктивный метод применяется большинством педагогов и позволяет выстроить единую линию обучения и развития. Младшие школьники, начав посещать школу, не прекращают играть. Игрушки и различные игры есть у них дома, они с радостью играют со сверстниками на переменах, уже без участия взрослых. Однако чтобы не отвлекаться от учебной деятельности, педагоги все же не рекомендуют приносить в класс игрушки и держать их на уроках. К школьному возрасту ребята уже овладевают всеми видами игр, но теперь на первый план выходят игры «по правилам» («в школу», «в телешоу»). Учителям важно воспользоваться этим моментом и организовать во время учебного процесса игровые ситуации, различные викторины, конкурсы с элементами шоу. Даже задачки можно придумывать сказочные. Например, как написать письмо во дворец королю, сколько ткани нужно для бального платья принцессы. Игры в школе обязательно учитывают психологические особенности ребенка. Учитель должен выяснить для себя, какой ребенок:- активный;
- впечатлительный;
- стеснительный;
- критически относящийся к себе и другим.
Ещё по теме:
- развивать интеллектуальные способности;
- доставить ребенку удовольствие от учебного процесса;
- обнаружить неожиданные творческие таланты.
Как приучить ребенка самого играть с игрушками
Многие мамы задумываются над тем, как научить ребенка играть самостоятельно. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельно играть с игрушками, нужно знать, какие именно игрушки подходят для конкретного возраста. Например, двухлетний малыш не сообразит, что нужно делать с пазлами. С чем ребенок может играть самостоятельно:- игрушка, с которой он спит;
- машинки;
- спортивный инвентарь (мяч, кегли, скакалка);
- самодельный домик из накинутого на стол покрывала (или купленная в детском магазине палатка, в которой можно поместиться);
- наборы для знакомства с профессией (медицинская аптечка с докторскими атрибутами − игрушечным градусником, шприцем и т. п.);
- различные бытовые мелочи, с которыми любит возиться малыш (крупные пуговицы, красивые камешки).
Придумайте увлекательный сценарий
Не стоит переживать, если ребенок не играет самостоятельно. Двухлетний малыш уже способен овладеть сюжетно-ролевой игрой. Родители могут подсказать ему идеи, придумать сценарий, где можно примерить на себя образ доктора, водителя, продавца. Используя набор строительных материалов, предложите ему построить дом для собачки, гараж для машины, пригласить в гости кукол, рассадить их за столом, угостить чаем, завести интересную беседу. В игру можно заложить элементы планирования, переход от одного действия к другому. Например, попросите ребенка приготовить еду для куклы, накрыть на стол, покормить, потом убрать посуду, уложить куклу спать (можно вместе с малышом), а после сна отправиться на прогулку. Постепенно ваше чадо сможет самостоятельно разрабатывать сценарии для сюжетно-ролевых игр с участием игрушек. Во что ребенок способен играть самостоятельно:- в больницу;
- магазин;
- парикмахера;
- строителя;
- детский сад или школу;
- зоопарк;
- пожарных.