Проект продается - 8888@8888.ru

Веселая артикуляционная гимнастика для детей: звуки р, с, шипящие

Логопедические игры для дошкольников: комплексы упражнений

Чтобы речь ребенка развивалась в соответствии с возрастом, необходимо работать над укреплением мышц артикуляционного аппарата. В этом поможет артикуляционная гимнастика, направленная на тренировку губ, щек, языка и нижней челюсти. Именно от положения этих органов зависит, насколько правильно ребенок произносит звуки.

В статье мы расскажем, для чего малышам нужные игры по развитию артикуляции, как устраивать артикуляционную гимнастику и логопедические игры дома, дадим комплексы в стихах для улучшения артикуляции дошкольников, упражнения по отработке шипящих, свистящих звуков, а также артикуляционную гимнастику для звуков «р» и «л».

Логопедическая гимнастика и игры для малышей

Проблемы с речью у ребенка – явление достаточно распространенное. Если малыш не может выговорить более трех звуков, значит, нужно принимать соответствующие меры. Чем раньше он начнет практиковать логопедическую артикуляционную гимнастику для детей, тем лучше будет его речь. Существуют упражнения, которые можно выполнять даже в самом раннем возрасте.

Главная цель артикуляционной гимнастики – проработать определенные движения органов речевого аппарата, необходимые для произношения отдельных звуков. Регулярные занятия помогают малышу повысить силу и подвижность речевых органов. Они проводятся в игровой форме, благодаря чему вызывают неподдельный интерес у ребенка. Логопедическая терапия благотворно влияет на мыслительные процессы, развивает логику и повышает общительность.

Кому нужны занятия

Четкая артикуляция считается основой правильной дикции и совершенной речи. Именно поэтому детям с нарушенным звукопроизношением обязательно нужно выполнять логопедическую гимнастику. Она подготовит речевой аппарат к постановке звуков даже при отсутствии видимых проблем в произношении. Занятия можно проводить как в профилактических целях, так и для решения определенных задач. Оптимальный возраст для начала гимнастики – 3–4 года.

Логопедические игры для детей необходимы в следующих случаях:

  • при наличии выраженных речевых дефектов;
  • если у ребенка вялое произношение, нет четкости в речи;
  • при неправильном произношении определенных звуков.

Когда и как проводить игры

Первые артикуляционные упражнения ребенок должен выполнять перед зеркалом, чтобы можно было контролировать технику. Он должен видеть, как выглядит то или иное упражнение со стороны. Если у взрослого артикуляция – это автоматический навык, то ребенок только развивает его. Игры на развитие артикуляционного аппарата можно выполнять как дома, так и в школе или детском саду.

К гимнастике следует приступать со знакомства с органами речи. Первые упражнения нужно выполнять медленно, постепенно тренируя точность движений. Очень важно задавать ребенку наводящие вопросы. Например: где находится язык, что делают губы и т. д. По мере развития артикуляционного аппарата интенсивность упражнений можно увеличивать.

Логопеды рекомендуют заниматься гимнастикой ежедневно, два раза в день – утром и вечером. Если у ребенка не получается зафиксировать язык в нужном положении, значит, необходимо подобрать более простые упражнения, которые позволят снять мышечный тонус.

Логопедические игры нужно проводить в позитивной атмосфере и игровой форме. Если гимнастика проводится в группе, можно включить в нее соревновательный момент. Это вызовет у ребенка дополнительный интерес и замотивирует на правильное выполнение упражнений.

Веселая гимнастика для артикуляции в стихах: примеры

Артикуляционная гимнастика для детей в стихах не только развивает речевой аппарат, но и тренирует память. Кроме того, чтение стихов делает упражнения более веселыми и интересными для ребенка.

Качели

Перед тем как приступать к упражнению, ребенку нужно постараться максимально напрячь язык, открыв рот.

Каждый этап упражнения сопровождается фразами:

  • «Раз, два, три – язычок вверх подними» (нужно, чтобы ребенок дотянулся языком до носа);
  • «Четыре, пять – отпустили вниз опять» (опустить язык и постараться достать подбородок);
  • «Ты язык не обижай, на качелях покачай. Подними его скорей, ему станет веселей» (касание языком верхних резцов);
  • «Снова вниз отпусти и немного отдохни» (касание нижних резцов).

Чистим зубки

Это упражнение выполняется по следующей схеме:

  • «Утром зубы каждый день чистить нам совсем не лень» (рот ребенка должен быть плотно закрыт);
  • «И вверху, и внизу щеткой я своей пройду» (необходимо провести языком в области между зубами и губами сначала вверху, а затем – внизу).

Грибок

Это упражнение направлено на тренировку мышц языка.

Выполнение осуществляется по следующей схеме:

  • «Поднимаем язычок, будет он во рту грибок» (нужно открыть рот и присосать язык к нёбу);
  • «Досчитаем до пяти, а потом вниз опусти» (через 5 секунд следует расслабить и опустить язык вниз).

Иголочка

Ещё по теме:
Малыш поперхнулся и кашляет
Что делать, если ребенок подавился и задыхается
За малышами порой нелегко уследить, даже если находишься рядом 24 часа в сутки. Они то…
Развивающие игры для 2-летних детей
Интересные игры для малышей в 2 года: настольные, подвижные, ролевые
В 2 года ребенок достигает нового этапа развития. Малыш становится физически и эмоционально выносливей, все…
Упражнение выполняется следующим образом:

  • «Как в лесу у елочки острые иголочки» (нужно открыть рот, сделать язык напряженным и выдвинуть его вперед);
  • «Досчитаем до шести, язычок свой покажи» (через 6 секунд следует расслабить и спрятать язычок, а затем высунуть его кончик).

Змейка

Упражнение имитирует движения змеи. Можно показать ребенку картинку, продемонстрировав, как это делает рептилия.

Алгоритм действий:

  • «Змейка под кустом шипит» (нужно широко открыть рот и сделать язык максимально узким);
  • «Она высунет язык» (следует аккуратно вытянуть язык вперед, поворачивая им из стороны в сторону);
  • «Раз, два, три, четыре, пять – уберет язык опять» (убрать язык и закрыть рот).

Артикуляционная гимнастика для дошкольников: звуки «р» и «л»

Тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка считают «л» и «р». Именно поэтому их неправильное произношение часто встречается и во взрослом возрасте. Этот дефект – результат пренебрежения логопедическими упражнениями в детстве.

Разминка

Перед тем как приступать к гимнастике, нужно обязательно выполнить разминку. Она поможет разогреть мышцы речевого аппарата, благодаря чему упражнения будут максимально эффективными.

Разминка включает в себя такие упражнения:

  • нужно открыть рот и постараться улыбнуться губами, не шевеля при этом нижней челюстью;
  • уперев язык в нижние резцы, следует произнести звук «да», а затем переместить его к верхнему нёбу, после чего звук поменяется на «ды»;
  • широко открыв рот, нужно провести кончиком языка по внутренней поверхности верхних и нижних зубов.

Упражнения

После разминки можно приступать к выполнению упражнений. Чтобы упростить ребенку процесс запоминания звука, можно вырезать букву из картона и приклеить к ней картинки с предметами, название которых начинается на эту букву.

Упражнения на правильное произношение звуков «л» и «р»:

  1. Родитель должен произносить первые слоги слов, чтобы ребенок закончил их, произнеся «ра» или «ла». Например: «пи…», «шко…», «го…», «иг…» и т. д.
  2. Нужно подобрать по паре слов, различающихся между собой окончанием – «ла» или «ра». Затем следует озвучить каждую пару и попросить ребенка повторить. Например: «рак – лак», «трон – слон», «плошка – крошка» и т. д.
  3. Родителю нужно перечислять слова, а ребенку – определять, какой в них звук: «л» или «р». Например: «мусоровоз», «холодильник», «клад», «лазер» и т. д.

Комплекс артикуляционной гимнастики для детей: звуки «с», «з», «ц»

Не меньше проблем у детей возникает с произношением звуков «з», «с» и «ц». Для маленького ребенка движения языка при произношении этих звуков могут показаться слишком сложными. Они должны быть максимально точными и четкими.

Подготовка

Чтобы произношение свистящих было правильным, необходимо правильно подготовиться.

Разминка включает в себя:

  • нужно сначала сильно напрячь губы, а затем постепенно их расслабить;
  • широко улыбнувшись, следует постараться показать все зубы, после чего свернуть губы трубочкой;
  • далее надо поочередно покусывать верхнюю и нижнюю губы;
  • в конце разминки нужно поцокать языком.

Игры

К артикуляционным играм нужно приступать, будучи в хорошем настроении. Важно заинтересовать ребенка, чтобы он начинал заниматься по собственной инициативе, а не через силу. Только в этом случае гимнастика даст желаемый результат.

Артикуляционная гимнастика для детей со звуками «с», «з», «ц» может включать такие упражнения:

  1. Задача ребенка – на слух определить первый звук в слове. В качестве примера можно взять следующие слова: «цапля», «злой», «смех», «цокот», «цыпленок», «зонт» и т. д.
  2. Нужно вырезать из бумаги или картона буквы «с», «з» и «ц» и наклеить на них фигурки животных и предметов, в названии которых фигурирует эта буква. Если ребенок назовет все слова на одной букве правильно, то получит приз (например, сладость).
  3. Необходимо подобрать стих, в котором все слова начинаются на одну букву. Следует выучить его с ребенком, четко проговаривая все слоги.
  4. Нужно, чтобы малыш закончил произнесенные взрослым слова слогом «за», «са» или «ца». Это могут быть слова «лин..», «кра..», «колба..», «сини..», «пти..».

Логопедические упражнения для малышей: шипящие звуки

К наиболее проблемным шипящим звукам относят «ж» и «ш». Например, звук «ш» ребенок может заменять наиболее простым для восприятия «с» или просто пропускать его. Звук «ж» дети часто путают с «з».

Разминка

Любой логопед скажет, что нежелательно приступать к артикуляционной гимнастике для детей без предварительной подготовки. Для начала нужно провести небольшую разминку. Каждое из упражнений нужно повторить не менее трех раз.

Разминка включает в себя:

  • необходимо прикоснуться кончиком языка к внутренней поверхности верхней губы, а затем резко дернуть его вниз, чтобы раздался щелчок;
  • следующее упражнение предполагает сворачивание губ трубочкой и фиксацию в таком положении примерно на 7 секунд;
  • нужно взять маленький кусочек ваты и положить его ребенку на нос, чтобы тот постарался его сдуть.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка дифференцировать шипящие звуки, достаточно включить в его повседневную жизнь специальные упражнения. Перед началом игр стоит объяснить, как держать язык, чтобы произнести тот или иной звук.

Артикуляционная гимнастика для детей на произношение шипящих звуков может включать такие упражнения:

  1. Необходимо предложить малышу завершить начатые слова буквой «ж» или «ш». Это научит его отличать одно от другого. Можно использовать такие слова, как «гара…», «черте…», «детены…», «шала…» и т. д.
  2. Нужно попросить малыша назвать все слова, в которых есть буква «ж», а затем те, где представлен «ш». В этой игре можно устроить соревновательный момент, выясняя, кто назовет больше слов.
  3. Для следующей игры нужно подготовить колокольчик и вручить его малышу. После этого взрослый должен перечислять слова. Если малыш услышит звонкий звук «ж», ему нужно позвонить в колокольчик.
Веселая артикуляционная гимнастика для детей учит правильно произносить звуки и умело интегрировать их в свою речь. Кроме того, упражнения и игры – отличный повод весело провести время со своим ребенком. Чтобы результат артикуляционной гимнастики соответствовал ожиданиям, нужно заниматься ей регулярно, соблюдая технику упражнений.