Играем с детьми дома: правила для взрослых
Игры с детьми дома – это отличный способ расслабиться. Взрослые забывают о проблемах, а дети радуются и с увлечением погружаются в процесс. Игры с детьми формируют личность ребенка. Малыш учится работать в команде, решать головоломки и преодолевать конфликты. Игры с детьми дома могут быть опасными. Ребенок может пораниться, удариться, прищемить пальчик или проглотить одну из деталей. Поэтому родители должны быть начеку. Их обязанность – не только организовать веселые игры для ребенка, но и позаботиться о его здоровье. Рекомендации для родителей во время домашних игр с детьми:- Обеспечьте безопасность. Здоровье малыша – в приоритете. Не рекомендуется играть в прятки и другие подвижные игры с ребенком, который плохо ориентируется в доме или квартире. Малыш может наткнуться на острый угол, удариться головой о батарею или споткнуться и повредить лицо. Ребенок не должен оставаться один: пока родитель отвлекся, он может засунуть пальчик в розетку.
- Держитесь на равных. Психологи выяснили, что дети чувствительнее взрослых. Поэтому между малышом и родителем не должно быть психологического барьера. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, взрослый должен мысленно стать ребенком. Например, встать на коленки и сказать: «Агу!». Эта техника превратит даже самого серьезного мужчину в маленького и беззащитного мальчишку, который готов исследовать новые горизонты.
- Играйте с удовольствием. Во время игры ребенок особенно нуждается во внимании и самоотдаче от родителя. Поэтому взрослый не должен скупиться на эмоции. Играть нужно с удовольствием: наслаждаться процессом, по-детски умиляться и искренне радоваться новым открытиям малыша.
Обеспечьте безопасность
Задача родителей – гарантировать безопасность детей во время подвижных игр. У малышей должно формироваться бережное отношение к собственному здоровью. Во время игр ребенок может получить травму. Например, удариться головой об острый угол батареи, подоконника или двери. Это называют детским травматизмом. Несчастные случаи, связанные с детским травматизмом, происходят во время каникул или длинных выходных. В это время взрослые должны быть начеку. По словам педиатров, ушибы, ссадины и порезы можно предупредить. Поэтому профилактика детского травматизма – это ответственность родителей. Травмы, которые дети получают дома, называют бытовыми. Они встречаются чаще всего. Как правило, безопасность ребенка становится под угрозой из-за невнимательности родителей. Взрослые оставляют малыша без присмотра, не закрывают окна во время игр. Чтобы ребенок не поранился во время домашних игр, родители должны позаботиться о его безопасности. По рекомендациям педиатров, детей 2–4 лет нельзя оставлять без присмотра. Малышам нужен постоянный надзор – не контроль, а наблюдение. Когда ребенок становится старше и достигает возраста 5–7 лет, он начинает осознавать, что несет ответственность за свое здоровье. В его жизни появляются детский сад и школа, где воспитатели и учителя объясняют ему правила техники безопасности. За здоровье ребенка во время игр дома отвечают родители. Они должны позаботиться о том, чтобы игры вызвали приятные эмоции у малыша, подняли ему настроение и не закончились слезами и истерикой. Правила безопасности во время домашних игр с ребенком:- Не оставляйте ребенка одного. По статистике, 70% несчастных случаев происходит из-за того, что взрослые не уследили за малышом. Во время игр ребенок становится эмоциональным и гиперактивным. Он не думает о последствиях. Малыш не рассчитывает скорость и траекторию бега. В его голову приходят опасные идеи: «А почему бы не залезть на верхушку этого комода? Или, может, лучше спрыгнуть со шкафа под потолком?». Во время игр ребенком движет желание победы. Он хочет стать чемпионом, обыграть взрослых. Чтобы поразить родителей, которых во время игры он видит конкурентами, он решается на опасные поступки.
- Побеседуйте с ребенком на равных. На детей можно воздействовать эмоционально. Главное – подобрать к ним ключик. Родители должны доступно рассказывать ребенку о правилах техники безопасности. Психологи рекомендуют не использовать слово «не». Человек по своей натуре стремится к тому, чтобы нарушить запреты. Поэтому нельзя говорить ребенку: «Не трогай! Не подходи!». Он воспримет это как вызов, и обязательно сделает то, что ему запрещают. Особенно это касается детей 2–4 лет. Перед тем как играть дома, родитель должен рассказать ребенку о безопасности в доступной форме. Например: «Если тронешь эту железную штуку (утюг), будет очень больно: покраснеет кожа, появится пузырь». Или: «Если ты спрыгнешь с высокого кресла, то ушибешь ножку. Тебе будет больно, и мы не сможем больше играть». Взрослые могут использовать метод ассоциаций. Например, если ребенок боится клоунов, можно сказать: «Если ты залезешь на верхушку того шкафа, из него выйдет клоун. Ты не хочешь, чтобы он тебя украл, верно?».
- Развивайте ловкость, гибкость и координацию. Чем старше становится ребенок, тем больше перед ним открывается физических возможностей. Поэтому дошкольники 5–7 лет спокойно залезают на верхушки деревьев, пока малыши в 2–3 годика только учатся ползать и ходить. Чтобы ребенок оставался в безопасности дома и на улице, родители должны регулярно играть с ним. Подойдут подвижные игры – футбол, прятки, догонялки, езда на велосипеде. Мелких травм не избежать: всегда найдется секунда, когда взрослый отвернется, а ребенок упадет. Но чем больше малыш будет двигаться, тем лучше станет его координация в пространстве.
- Подумайте о стекле. Межкомнатные двери и дверцы шкафов из стекла должны быть устроены так, чтобы малыш не смог разбить их при прямом ударе. Они должны быть крепкими: не разбиваться от сильного открывания или закрывания.
- Приостановите готовку. Во время игр ребенок может случайно перевернуть раскаленную кастрюлю на плите. Поэтому перед началом развлечений родители отключают электроприборы.
- Проверьте электронику. Перед началом игры нужно проверить, исправны ли электрические приборы. На розетки нужно установить заглушки. Спрячьте утюги, пылесосы, фены и другую технику.
- Закройте окна и балкон. Не позволяйте малышу находиться в одиночку на балконе или лоджии. Установите на окна специальные защитные сетки – такие, которые не выпадут из окна, если на них несильно опереться.
- Проверьте надежность креплений. Шкафы, полки, зеркала и другая мебель должны быть прочно закреплены. Спрячьте тяжелые вазы, сервизы и стеклянную посуду подальше от уровня глаз малыша.
- Прикройте острые углы. Например, углы панелей, кроватей и шкафов. Установите на них мягкие накладки. Их можно сделать в домашних условиях.
- Спрячьте острые столовые приборы. Вилки, ножи, мясорубки и терки лучше поднять выше уровня глаз малыша. Кроме приборов, нужно убрать еду, медикаменты и химические средства: уксус, шампуни, моющие, декоративную косметику.
Держитесь на равных
Дети все понимают. Психологи говорят, что больше всего обращений к ним поступает от родителей детей 2–4 лет. В этом возрасте малыши плохо владеют речью, не умеют говорить о своих чувствах и желаниях. Подъем по лестнице, завязывание шнурков, одевание – любая неудача кажется для них трагедией. И родители часто это обесценивают. Например, родители решили сыграть с малышом в лего или пазлы. И когда ребенок не может собрать несколько пазлов, чтобы получилась простая картинка, он расстраивается. Взрослые говорят: «Да ничего страшного! Это пустяки». Но они и не подозревают, что для малыша это поражение кажется чем-то глобальным. Например, ребенок воспринимает эту неудачу как взрослый потерю кошелька. Родитель не должен обесценивать чувства ребенка. Нужно общаться с ним на равных, погружаться в его мир. И если малышу пазл кажется трагедией, то взрослый должен пережить ее вместе с ним. Общение на равных сближает ребенка и родителей. Они начинают чувствовать и понимать друг друга. Это помогает во время игр. Например, малышу не нравится рисовать, но он не может сказать об этом взрослому. Он портит обои, бросает карандаши и грустит. В такой ситуации родитель должен поговорить с ним на равных, поставить его на свое место. Общение на равных приводит к осознанности. Малыш чувствует, что с его мнением считаются. Поэтому он начинает брать ответственность за свои действия во время игры. Он не хочет расстраивать взрослых, которые доверяют ему.Играйте с удовольствием
Играть с ребенком – великое искусство. Развлечения должны приносить удовольствие не только малышу, но и взрослому. Многие родители, особенно мамы в декрете, настолько привыкают к детским играм, чтобы забывают об эмоциях. Они монотонно читают малышу сказку и параллельно листают ленту новостей или разговаривают по телефону, пока малыш демонстрирует свой рисунок. Ребенок считывает эмоции родителей. Он видит, счастливы ли мама и папа, когда играют с ним в дочки-матери или собирают конструктор. Психологи советуют родителям быть искренними со своими детьми. Взрослые не погружаются в яркий и красочный мир ребенка, поэтому играют без удовольствия. Малыш чувствует родителей. И если они не довольны, он принимает это на свой счет: «Они грустные, значит, им со мной неинтересно! Я обуза, лишний». Во время игры родители должны быть неподдельно счастливы. С ними находится самое ценное, что есть у них на планете. Невозможно грустить, когда рядом собственный ребенок. Чтобы играть с ребенком с удовольствием, нужно подготовиться. Психологи рекомендуют использовать технику «Погружение»: за час до игры родитель убирает телефон и другую электронику. Начинаются приготовления к игре: достаются пластилин, пазлы, кисточки и краски, картон и цветная бумага. Для подвижных игр закрывается дверь на балкон, сглаживаются острые углы, прячется еда и лекарства.Ещё по теме:
Несложные игры для ребенка в 2–3 года дома
В 2–3 года малыш развивается физически. Его движения становятся плавными и спокойными. Он осторожно двигается, его энергия бьет через край. В этом возрасте появляется чувство собственного «Я». Ребенок становится личностью. И чтобы заявлять о себе миру и окружающим людям, нужно чему-то научиться. Маленькие дети лучше всего обучаются через игру. Игры для детей в 2–3 годика направлены на:- изучение новых слов и цифр;
- знакомство с предметами, окружающим миром;
- общение: ребенок учится контактировать в социуме, выстраивать гармоничные отношения;
- развитие творческого потенциала.
- Знакомимся с формами, цветами и размерами. Родитель показывает малышу предмет и называет его цвет, форму и размер. Например, яблоко. Оно зеленое (или красное), круглое и помещается в ладошку. Папа или мама повторяют это несколько раз. Затем просят ребенка рассказать все об этом предмете. Если ребенок плохо разбирается в цветах, размерах и формах, можно выбрать что-то одно. Например, цвет. Взрослый говорит: «Смотри, какой у нас белый котик!». Или: «Гляди, какой зеленый арбуз я купил». В этой игре можно подключать и тактильные ощущения: брать ручку младенца и дотрагиваться ей до предмета.
- Познаем предметы и явления. Родитель берет малыша за ручку и ходит с ним по комнате. В это время он описывает предметы, которые видит: «Смотри, какой мягкий ковер на полу! Он белый, с ворсинками. Мы купили его, когда ты был(а) еще совсем маленьким(ой)». Или: «Посмотри, какое большое окно! Через него мы видим все, что происходит на улице. Давай откроем его. Чувствуешь ветерок, который пронизывает твои волосы и пальчики? Гляди, как он колышет листья».
- Путешествие. Расширяем границы малыша. Сажаем его в машину и отвозим в зоопарк, в картинную галерею, в кафе, детский центр или лес. Не забываем о технике безопасности: в автомобиле должно быть детское кресло. Небольшое путешествие покажет малышу, что мир огромен. Он не заканчивается детской кроваткой или квартирой. Кругом деревья, небоскребы, озера и люди.
- Развиваем речь. В 2–3 годика малыши не умеют связно разговаривать. Они играют со звуками. Задача родителя – общаться с малышом как можно больше. Например, произносить звуки животных: «Кис-кис, гав-гав, у-у-у» и другие. Подойдет чтение стихов. Мама или папа читают малышу детское стихотворение несколько раз. Когда ребенок запоминает текст, они делают паузу в конце строк (на рифме). Малыш должен закончить фразу.
- Изучение новых слов. Чтобы грудничок лучше запоминал слова, нужно сочетать их с действиями и картинками. Например, приносить малышу изображение коровы, которая ест траву. Родитель говорит: «Смотри, это корова. Она черно-белая. Она мычит: му-у-у. А еще она щипает травку». Когда ребенок запомнит животное, взрослый просит его повторить: «А теперь помычи, как корова. И покажи, как она щипает травку».
- Звуковые сопровождения. Родитель показывает, какие звуки издает человек во время действия. Например, стучит: «Тук-тук». Капает дождь: «Кап-кап». Мурлычет кошка: «Мур-мур». Ребенок повторяет за родителем. Когда малыш запомнит звуки и действия, родитель просит его повторить их самостоятельно.
- Спектакль. Взрослый разыгрывает простую сценку с игрушками малыша. Например: «Зайчик плачет, мишка ест мед, собачка лежит на коленях у хозяина». Спектакль сопровождается словами и звуками. Родитель выступает в роли режиссера-постановщика, а малыш становится зрителем. Когда спектакль закончится, можно спросить малыша, что он видел. А еще лучше – попросить его показать собственный спектакль.
- Слушаем музыку и смотрим мультфильмы. Можно обнять малыша и включить один из детских мультфильмов – «Золушку», «Бременских музыкантов». После мультфильма можно включить классическую музыку: Бетховена, Чайковского, Моцарта, Рахманинова.
- Учимся танцевать. Родитель приглашает малыша на мягкую кровать. Включает любимое детское шоу ребенка, например «Фиксиков». И начинает танцевать под музыку. Ребенок будет наблюдать, а потом начнет улыбаться и сам захочет присоединиться к танцам.
- Речевой театр. Театр – это речевой и сенсорно-двигательный тренажер для малышей 2–3 лет. Родитель с помощью пальцев разыгрывает спектакль. Театр может быть направлен на изучение счета, знакомство с героями и сюжетом, развитие мелкой моторики и речи.
Малоподвижные игры для малышей 5–7 лет и школьников
Развлечь дошкольников дома и с пользой – запросто! Малоподвижные игры займут детей во время грозы, снегопада или каникул. К ним не нужно готовиться. Даже если дома не будет одного из материалов для игры, его с легкостью можно заменить чем-то другим. Малоподвижные игры для детей 5–7 лет развивают интеллект и творческие способности. Ребенок учится работать в команде, придумывать стратегию и побеждать. Малоподвижные игры для дошкольников:- настольные: бродилки, лабиринты, головоломки, лото, мемори, домино, шашки, шахматы, сюжетные;
- словесные: испорченный телефон, города, сочиняем сказки, ассоциации;
- ролевые: магазин, дочки-матери, семья, полиция, школа, кафе, зоопарк;
- конструирование: пазлы, лего;
- игры с подручными средствами: «Что в мешке?», «Домашний пластилин», «Очки для всей семьи».
Настольные
Настольные игры развивают смекалку, тренируют память и внимание. Они прививают усидчивость, трудолюбие и терпение. Настольные игры учат ребенка принимать свои успехи и поражения. Его удача не всегда зависит от него, например в лото или монополии. Настольные игры для детей 5–7 лет:- Шашки. Игру можно купить в магазине или сделать самостоятельно: распечатать поле и использовать пуговицы двух цветов. Также подойдут крышки от бутылок, фигурки из картона, желуди и каштаны.
- Повтори. Для игры подойдут пуговицы, фигурки из киндера, ракушки или мелкие игрушки. В игре участвуют два игрока. Каждый из участников выкладывает фигурки в определенной последовательности. Затем запоминают, как соперник их выложил. Через 10 секунд композицию прикрывают листом бумаги и просят повторить. Игрок, который справился с задачей, получает приз, например конфету или жетон.
- Домашний футбол. Это игра с футболистами на пружинках. Ребята управляют ими и воротами и стараются забить гол противнику. Игру можно сделать в домашних условиях: понадобятся коробка из-под конфет с высокими бортиками, цветная бумага и фасоль (вместо мячика).
Словесные
Словесные игры для детей 5–7 лет развивают речь, пополняют словарный запас, учат анализировать и делиться своим мнением. Эти навыки пригодятся ребенку во взрослой жизни и в школе. Словесные игры для детей 5–7 лет:- Поймай мяч. Играть можно вдвоем с ребенком или в компании. Для игры понадобится мяч или воздушный шарик. Ведущий бросает мяч любому из игроков и называет существительное. Участник должен назвать прилагательное, образованное от этого слова. Например: зима – зимний, заяц – заячий, фиалка – фиалковый.
- Города. Ведущий называет любой город. Следующий участник называет город, начинающийся с той буквы, на которую закончился предыдущий. Например: «Москва – Амстердам – Милан – Нижний Новгород». Игра продолжается до тех пор, пока не останется один участник – победитель.
- Ассоциации. Ведущий выходит из комнаты. Игроки загадывают одного участника. Задача ведущего – угадать, кого загадали ребята. Он задает наводящие вопросы: «На какую птицу/животное похож этот человек? Будь он погодой, то каким бы он был: дождливым или солнечным?».
Ролевые
Ролевые игры учат детей договариваться, находить компромисс в конфликтных ситуациях. Также они расширяют границы, показывают, что мир многогранен. Ролевые игры для дошкольников:- Магазин. Дети вырезают из бумаги или картона зеленые карточки – деньги. Один из ребят становится продавцом: надевает халат и какую-нибудь шляпку. Затем он продает любые предметы из комнаты, а остальные ребята платят за них. Можно придумать способы заработка, акции и скидки. Игра не ограничивает детей в фантазии.
- Дочки-матери. Родитель притворяется ребенком, а малыш – взрослым. Они обмениваются ролями. Родитель может притвориться больным. Тогда ребенок будет за ним ухаживать: укрывать пледом, приносить градусник и поить чаем. Разыграть можно любую ситуацию. Например, день ребенка в садике и родителя на работе.
- Полиция. Родитель притворяется преступником, а ребенок – полицейским. Он может арестовать нарушителя, допросить его, посадить в тюрьму из подушек.
Конструирование
Конструирование развивает пространственное мышление. Ребенок знакомится с новыми формами, учится строить и разрушать. С помощью конструктора дошкольник получает знания об окружающем мире. Например, о том, как строятся дома и из чего они состоят. Игры на конструирование для дошкольников – пазлы, лего. Строить можно города, замки, автомобили, дома – все что угодно.Занятия с подручными предметами
Игры с тем, что есть под рукой, – оригинальный способ провести время. Такие игры развивают воображение и мелкую моторику. Ребенок учится пользоваться подручными средствами, придумывать нестандартные решения. Игры с подручными средствами для дошкольников:- «Домашний пластилин». Родители вместе с ребенком готовят домашний пластилин. Из него можно будет лепить фигурки. Рецепт домашнего пластилина: соль (1/2 стакана), горячая вода (1/2 стакана), мука (1 стакан) и растительное масло (1 ст. л.). Соль и воду смешиваем. Добавляем муку и разминаем. Заливаем растительное масло – и пластилин готов!
- «Что в мешке?». Родитель собирает предметы по дому и кладет их в большой мешок (подойдет плед). Задача ребенка – угадать предмет на ощупь.
- «Что слышно?». В спичечный коробок насыпают материалы: крупы, вату, нитки, песок. Затем закрывают их. Задача ребенка – угадать по звуку, что спрятано в коробке.