Развивайся качественно
как человек и профессионал

Артикуляционная гимнастика для детей 2, 3 лет и развитие речи

Важнейший аспект в раннем развитии ребенка – его речевые навыки. И чем раньше родители начинают заниматься с малышом, тем полнее будет его словарный запас, тем выразительнее и грамотнее речь.

В статье мы рассмотрим, как влияют на развитие 2–3-летнего ребенка речевые игры, почему младшим дошкольникам нужно заниматься артикуляционной гимнастикой, в какие словесные игры можно поиграть с малышами 2, 3 лет, какие игры для коммуникации подойдут детям этого возраста.

Развивающие игры для речи ребенка в 2–3 года: задачи

Игры на развитие речи – одна из разновидностей обучающих игр, которые имеют особое значение в развитии детей младшего дошкольного возраста. Они направлены не только на пополнение словарного запаса, но и на отработку произношения, а также на приобретение навыков взаимодействия с другими детьми.

Активизация речи и мышления

В возрасте 2–3 лет ребенок находится на этапе активного формирования речи. В его лексиконе появляется всё больше новых слов. Он уже способен сформулировать простые предложения из 3–4 слов. Малыши достаточно хорошо понимают смысл стишков, потешек и сказок, которые им неоднократно зачитывали, и даже способны пересказать небольшой отрывок из них.

Чтобы ребенок говорил, его нужно постоянно и активно стимулировать. Чем чаще вы общаетесь с малышом, тем быстрее он освоит нормы разговорной речи. Ставьте перед ним задачи, в решении которых он будет заинтересован. Этого можно добиться только с помощью игр, которые увлекают малыша.

Пополнение словарного запаса

Теоретически к трем годам словарный запас ребенка может насчитывать около 1000 слов. В реальности же этот показатель может значительно варьировать. Это зависит от множества факторов: особенностей развития, наличия каких-либо отклонений и, конечно, от того, занимались ли родители развитием речи своего малыша.

Закладывание речевой базы начинается еще в младенчестве: когда вы читаете малышу сказки, стихи, разговариваете с ним. Большая часть слов составляет пассивный словарь, который ребенок редко использует в своей речи (или вообще не использует), но с его помощью может понимать окружающих. Активный словарь состоит из слов, обозначающих понятия, с которыми ребенок чаще всего сталкивается, т. е. составляющих его окружающую среду.

Занимаясь с малышом развитием речи, мы расширяем как активный, так и пассивный словарный запас. Благодаря этому закладывается крепкая база для получения ребенком новых знаний и умений. Впоследствии малышу будет легче даваться учеба и меньше трудностей возникнет с запоминанием и пониманием сути вещей.

Правильное произношение звуков

В норме к 4–5 годам ребенок должен уметь четко произносить все звуки речи. В противном случае неправильное произношение войдет в привычку и его трудно будет исправить, не прибегая к помощи логопеда.

Всем детям по-разному даются одни и те же звуки. Малыши 2–3 лет часто заменяют шипящие на свистящие, а твердые – на мягкие звуки. Корректировать это необходимо решительно, но мягко, так, чтобы ребенок был заинтересован в процессе. Для этого существуют специальные игровые упражнения, которые помогают отработке произношения различных звуков, тренируют артикуляционный аппарат, а также речевое дыхание.

Навыки общения

Для маленького ребенка, который только учится разговаривать, речь – способ выражения личных желаний и мыслей. Но по-настоящему общаться со сверстниками дети учатся постепенно. Ребенок 2-х лет живет в собственном мире, центр которого – он сам и его желания. До 3-х лет общение со сверстниками имеет преимущественно эмоционально-практический характер и не является полноценным взаимодействием.

Нормы и правила поведения в социуме дети перенимают в первую очередь от своих родителей. Их пример и окажется той самой базой, на которой будет происходить социальное становление ребенка. Первый опыт коммуникации ребенок получает в процессе игры. Задача родителей – подойти к этому вопросу комплексно и использовать игровую деятельность как способ развития навыков общения.

Упражнения на артикуляцию для 2–3-летних малышей

За качество речи во многом отвечает работа артикуляционного аппарата, а именно – языка, губ, голосовых связок, а также неподвижных органов – зубов, десен и неба. Именно от того, насколько слаженно они работают, зависит дикция ребенка: четкость и тональность речи, качество произношения звуков в соответствии с фонематическими нормами родного языка.

При этом стоить уделять внимание и голосовому дыханию. Чёткая и выразительная речь формируется при условии, если ребенок умеет правильно дышать. В частности, от силы и продолжительности выдоха, а также правильного его распределения в процессе произношения зависит сила голоса, интонационная насыщенность, чёткое соблюдение пауз, плавность речи.

Чтобы малышу было легче освоить речь, необходимо с раннего возраста тренировать его артикуляционный аппарат, а также речевое дыхание. Для этого существует немало упражнений, подготовленных опытными логопедами. Для малышей 2–3 лет их рекомендуется проводить в игровой форме с использованием игрушек и прочих завлекающих атрибутов.

Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие дыхательной системы. С ее помощью ребенок учится поверхностному и полному дыханию, тренирует силу и продолжительность вдоха и выдоха, учится контролировать эти процессы для правильного произношения звуков. К тому же дыхательную гимнастику рекомендуют в качестве профилактики и вспомогательного лечения респираторных заболеваний, а также для укрепления общего физического состояния детского организма.

«Мыльные пузыри»

Это не только самая любимая забава для всех малышей, но и отличная тренировка для дыхания. Дуйте вместе с малышом мыльные пузыри как можно чаще. Сначала ребенку интереснее наблюдать, как дует взрослый, чем самому принимать непосредственное участие. Но со временем он обязательно захочет попробовать самостоятельно.

«Снежинки»

Вырежьте несколько небольших снежинок из бумаги, или салфетки. Положите ребенку на ладонь снежинку и просите его дуть на нее до тех пор, пока она не сорвется и полетит вниз. Устройте с малышом настоящий снегопад из больших и маленьких, белых и разноцветных снежинок.

«Кораблики»

Для этой игры понадобится тазик с водой и бумажные кораблики. Предложите малышу помочь кораблику доплыть до противоположного берега. Но для этого можно использовать только силу дыхания. Если ребенок легко справляется с задачей, можно использовать несколько таких корабликов или попробовать дуть наперегонки. Игру можно проводить во время купания.

«Кто спрятался»

Для игры понадобится гофрированная бумага и картинка с изображением какого-нибудь персонажа или животного. Из гофрированной бумаги нужно вырезать небольшой кусочек, которым можно накрыть нужную картинку. Нарежьте бумагу на тонкие полоски, немного не дорезая до конца, чтобы можно было приклеить к изображению. Предложите ребенку подуть на полученную бахрому, чтобы узнать, кто под ней спрятался.

Звукоподражание, отработка произношения

Именно звукоподражание является начальным этапом развития речи у детей раннего возраста. Ребенок так или иначе копирует речь людей из ближайшего окружения, перенимает мимику, интонацию, манеру общения. Именно поэтому крайне важно контролировать свою речь, следить за чистотой и грамотностью произношения, чтобы у ребенка был достойный образец для подражания.

Стремление подражать можно и нужно использовать в целях обучения. Когда речь выразительная, эмоционально окрашена и выделяется интонационно, это обязательно привлечет внимание малыша и побудит в нем желание повторить сказанное. Поначалу ребенок учится повторять аморфные слова, слова-слоги, как, например, голоса животных («гав-гав», «мяу-мяу»), транспорта («би-би», «ту-ту») и т. д. Затем малыш постепенно осваивает небольшие односложные и двусложные слова: мама, папа, дай, моё и т. д.

В процессе звукоподражания также происходит отработка звуков и их сочетаний. Многократно повторяя одни и те же слоги или слова, ребенок разрабатывает тем самым артикуляционный аппарат, осваивает произношение сложных звуков, тренирует дикцию. Именно поэтому для развития речи у ребенка нужно уделять внимание верному произношению всех звуков в словах, используя для этого специальные упражнения.

Игра «Птичий двор»

Выразительно прочтите стишок, в котором приводятся разнообразные звуки животных, делая акцент на каждом из них и произнося с разной интонацией:

Наши уточки с утра

«Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!».

Наши гуси у пруда –

«Га-га-га! Га-га-га!».

А индюк среди двора –

«Бал-бал-бал! Балды-балда!».

Наши гуленьки вверху –

«Грру-грру-у, грру-у, грру-у!».

Наши курочки в окно –

«Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!».

А как Петя-петушок

Раным-рано поутру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!».

После этого предложите малышу повторить за вами или побудите ребенка подражать животным, задав наводящие вопросы: как делает петушок, как делает уточка и т. д. Занятие вызовет больше интереса у ребенка, если использовать соответствующие игрушки или иллюстративный материал.

Игра «Кот и мыши»

Подготовьте изображение кота и мышки или соответствующие игрушки. Выразительно прочтите ребенку (а лучше зачитайте наизусть) следующие строки:

Мышка в норке сидит,

Мышка ночью не спит.

Страшно ей, она пищит:

«Пи-пи-пи».

Ещё по теме:
Во что играют школьники от 8 до 13 лет
Игры для мальчиков 8, 9 лет и старше для развития
В возрасте 8–9 лет мальчики становятся более любопытными и активными. Они стараются проявить свою индивидуальность…
Зачем нужны ребенку детские компьютерные игры
Что дают детям развивающие компьютерные игры
Стереотип относительно вреда компьютерных игр постепенно уходит в прошлое. Современные родители стараются сделать так, чтобы…
Кот у норочки сидит,

Нашу мышку сторожит.

Не пищи, мышонок, «пи-пи-пи»,

Нашу кошку не дразни.

Научите малыша проговаривать звукоподражание сначала тихо и жалобно (мышка боится кота), а затем громко и сердито (мышонок дразнит кота). Это упражнение учит малыша менять интонацию голоса, подстраивая его под конкретную ситуацию, а также правильно и чётко произносить звук «п».

Игра «Звуки вокруг»

Приготовьте игрушечные или настоящие фрукты и овощи. Указывая малышу на часы, скажите: «Часики – тик-так, пора кушать – хрум-хрум». Сделайте вид, будто вы с аппетитом уплетаете приготовленное угощение и выразительно повторяйте «Хрум! Хрум!», стимулируя ребенка повторить за вами действие и звуки. Затем расскажите малышу, что вы отправляетесь на прогулку – «топ-топ», где будете кататься на качелях – «кач-кач». А в это время папа будет мастерить полку: резать доски пилой – «сь-сь-сь» и соединять их с помощью гвоздей – «тук-тук» (имитируем работу молотка).

Игру можно разнообразить и менять на ваше усмотрение. Например, добавлять другие предметы, которые ассоциируется с определенными звуками (ножницы – «чик-чик», вода – «кап-кап» и т. д.). Используйте соответствующие игрушки или картинки, чтобы ребенку было интересно играть.

Словесные игры для детей 2, 3 лет: описание

Изучение малышом мира и различных его аспектов охотнее всего происходит через игру. Именно поэтому словесные игры имеют большое значение в развитии речи и логического мышления. С помощью таких игр ребенок учится сопоставлять слово с предметом или действием, которые оно обозначает, вычленять различные признаки предметов, делающие их похожими, или, наоборот, непохожими на другие.

В словесных играх взаимодействие между игроками происходит с помощью речи. Несомненным преимуществом таких игр является то, что в них можно играть как дома, так и на прогулке. В большинстве своём для них не требуется дополнительная атрибутика, только положительный настрой и правильный подход к малышу.

«Назови одним словом»

Взрослый называет несколько предметов из одной категории. Задача ребенка – объединить эти предметы, дав им общее определение. Например: стол, стул, комод – мебель; картофель, огурец, помидор – овощи и т. д.

«Назови ласково»

Взрослый называет объект, а малыш должен придумать ему ласковое название. Например: мама – мамочка, кошка – кошечка, нос – носик и т. д.

«Коза рогатая»

Непосредственно перед игрой нужно показать малышу иллюстрации с козой, внимательно рассмотреть их вместе с ребенком, показать, где у козы рожки, где глазки и т. д. Затем начинайте проговаривать следующие строки:

Идёт коза рогатая,

Идёт коза бодатая

За малыми ребятами.

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест, молока не пьет –

Забодает, забодает, забодает.

При слове «забодает» выставляете указательный палец и мизинец, имитируя рога, и начинаете двигаться в сторону ребенка, намереваясь его поймать. Задача малыша – внимательно слушать стишок и вовремя отбежать от «козы», чтобы его не забодали. В эту игру интереснее играть с несколькими детьми.

Игра «Съедобное-несъедобное»

В этой игре чаще всего используют мяч – с его помощью время на раздумье существенно сокращается, что придает игре азарт. Ведущий называет предмет и бросает мяч одному из игроков. Если предмет окажется съедобным, игрок должен поймать мяч, а если нет, то отбить его или опустить руки вниз в знак того, что предмет несъедобный и он не намерен его ловить.

Коммуникативные игры для дошкольников 2, 3 года: примеры

В процессе игровой деятельности 2–3-летние малыши уже могут в определенной степени контактировать со сверстниками, однако полноценной совместной игрой назвать это пока нельзя. Дети могут играть в одной песочнице, используя одни и те же игрушки, но один будет строить башенку, а другой – лепить куличи, и каждый из них будет иметь свой интерес и преследовать свою цель в игре.

Полноценно играть друг с другом дети начинают ближе к 3,5–4 годам. Малыши начинают активно коммуницировать и проводить различные сюжетные и сюжетно-ролевые игры. Однако к этому этапу дети приходят не одинаково – кто-то раньше, кто-то позже, и в каждом отдельном случае это может быть сопряжено с рядом трудностей, в частности – сложностью в общении со сверстниками.

Именно поэтому важно помочь ребенку адаптироваться к жизни в социуме, начиная с 2–3-летнего возраста. Для этого лучше всего подходят специальные игры на развитие навыков коммуникации. Кроме того, такие игры широко практикуются в детских дошкольных учреждениях. С их помощью дети не только учатся играть друг с другом, но и лучше узнают друг друга, учатся общаться, находить компромиссы и действовать сообща.

Игра «Весёлые ладошки»

Игра рассчитана на большую компанию детей. Малыши становятся в круг, руки вытянуты вперед ладошками вверх. Ведущий ходит по кругу и касается своими ладонями ладошек детей, приговаривая:

Две весёлые ладошки

Поскакали по дорожке

И к ребятам прибежали, хлоп!

На слове «хлоп» ребенок, которого коснулся ведущий, тоже становится в круг и вместе с ним продолжает вести игру, приговаривая те же строки. И так до тех пор, пока в кругу не останется ни одного ребенка.

Игра «Змейка»

Дети становятся друг за дружкой в один ряд, сцепившись за руки или положив руки на плечи впереди стоящего. Выбирается ведущий (для начала лучше, чтобы это был взрослый), который становится во главе «змейки» и начинает движение. При этом он обязательно совершает резкие маневры: то поворачивает, то бежит, то резко останавливается. Задача остальных игроков в том, чтобы как можно дольше продержаться в «змейке», не расцепив рук.

Игра «Паровозик»

Дети выстраиваются в колонну, кладут руки впереди стоящему на плечи или талию. Ведущий становится впереди колонны и начинает движение. «Паровозик» едет и то ускоряется, то замедляется. При этом ведущий проговаривает следующие слова:

К нам приехал паровоз!

Что с собою он привез?

Он устал, он глух и нем, он привез вагончик…

С чем?

С топотушками, (дети начинают дружно топать)

С хлопушками, (хлопают в ладоши)

С мигалками, (мигают глазками)

С улыбалками, (улыбаются)

С кричалками, (кричат)

С обнималками, (обнимаются)

И вагончик… с тишиной. (стоят молча и не двигаются)

На своём пути паровозик делает остановки, и дети могут в это время прогуляться по воображаемому лесу, собирая грибы или ягоды, или поплавать в речке. Но как только «паровозик» дал гудок, все сразу же должны вернуться на свои места. Задача малышей быть внимательными и действовать сплоченно.

Игра «Пожалей птичку»

Одного из детей просят изобразить птичку, у которой болит крылышко, или котёнка, щеночка с больной лапкой. Желательно, чтобы малыш постарался изобразить соответствующие эмоции, всячески подражая несчастному животному. Взрослый надевает на руку куклу-перчатку и гладит «птичку», приговаривая: «Бедная птичка Маша (или другое имя ребенка)». Затем просит других детей по очереди пожалеть «птичку», надев ту же куклу-перчатку.

Речевые игры помогают не только отрабатывать произношение слов и отдельных звуков, но и способствуют формированию и закреплению навыков общения. Для максимальной эффективности занятия лучше проводить не реже 3-х раз в неделю по 15–20 минут. Для этого необязательно ждать подходящего случая. Играть в речевые игры можно в машине, по пути в сад, на прогулке, во время купания и даже в процессе укладывания. Уделяйте общению с малышом как можно больше времени, тогда он будет расти активным и любознательным ребенком.