Стоит ли обращать внимание на застенчивость ребенка
Человек – социальное существо. Он рождается, живет и умирает среди людей. Вопрос о том, нужно ли обращать внимание на застенчивость ребенка, часто поднимается молодыми родителями. Они делятся на два лагеря. Первые считают, что в робости нет ничего страшного. Вторые – что с застенчивостью нужно бороться. Из литературы известны пословицы: «Скромность украшает человека», «Любому молодцу скромность к лицу». С одной стороны, это так. Застенчивая девушка или скромный юноша – это люди, компанию которых сложно назвать неприятной. Они тактичны, доброжелательны и обладают ценным качеством – умением слушать. Как показывает статистика, скромные люди – самые верные друзья: они всегда придут на помощь и умеют ценить общество собеседника. С другой стороны, пословицы ошибаются. Застенчивые люди (особенно дети) неразрывно связаны с социумом. С ранних лет они должны учиться выживать в обществе: общаться и играть с другими детьми, заводить друзей. Если их сковывает застенчивость, то они не способны стать полноценными членами общественной группы, в которой находятся. Маленькие дети боятся знакомиться со сверстниками на детских площадках, их пугает все новое. Как результат – они замыкаются в себе. На первый взгляд, застенчивость ребенка – крошечная проблема. Но с годами, словно снежный ком, она нарастает и ограничивает человека все больше и больше. Как показывает практика, основной процент одиночек – застенчивые люди. Им сложно заводить новые знакомства и друзей, они не могут найти спутника по жизни. Чтобы достичь поставленной цели, застенчивым людям приходится общаться с единомышленниками. Но они этого боятся. Как результат – они остаются неуспешными, их мечты нереализованы. Как только родители замечают, что их ребенок застенчив и робок, они должны принять меры. Нельзя пускать ситуацию на самотек. Психологи рекомендуют действовать осторожно, чтобы не задеть чувства малыша и не заставить его закрыться в себе еще сильнее. Школа – место, где ребенок испытывает дискомфорт сильнее всего. Даже экстраверты – общительные и активные дети – зависят от общения со сверстниками и мнения о них учителей. Застенчивым ребятам приходится в школе несладко. Сверстники и учителя, не владеющие чувством такта, не знают, что с робкими школьниками можно общаться на определенные темы, например бытовые. При этом нельзя затрагивать то, что вводит ребят в ступор, вызывает смущение и стыд. Застенчивость влияет на успеваемость ребенка в школе. Если в садике между детьми царили взаимопомощь и командный дух, то в младших и старших классах все наоборот – ребята соревнуются. Учителям и родителям нужно обнаружить застенчивость и найти способ избавиться от нее. Например, пригласить ребенка остаться после уроков и спокойно сказать ему о том, что задавать вопросы на уроке – это нормально. Современные психологи критикуют систему образования: они считают, что школьные правила ограничивают ребенка, заставляют его чувствовать себя хуже других. Наглядный пример – система оценивания. Лучше тот, кто преуспевает в учебе. Остальные дети чувствуют себя хуже, потому что они допускают больше ошибок. Любой промах – это очередной повод для стыда. Родители должны объяснить ребенку, что ошибки – это нормально. Тогда он перестанет стесняться их и обретет гармонию в отношениях с собой и окружающими. Застенчивость подростков – более глубинное чувство, чем детская робость. И бороться с ним сложнее. Популярность в школе доминирует над оценками: каждый старается подчеркнуть, что он лучше других. Сложнее всего девочкам – застенчивость может стать причиной того, что они не соответствуют стандартам красоты. По статистике, застенчивые подростки в 2 раза чаще начинают курить и употреблять спиртное, чем их популярные сверстники. Вредные привычки – их способ забыть о том, что они чем-то хуже других, раз не могут найти подход к ним.Симптомы стеснительности у детей
Стеснительность – это не повод для гордости. Застенчивые дети не чувствуют себя уверенно нигде, кроме дома. Они вынуждены постоянно быть среди людей, и это расстраивает и пугает их.Ещё по теме:
- Осторожность. Робкий ребенок боится всего, что его окружает. Например, он не станет кататься на коньках, если не умеет. В любой стрессовой ситуации у него учащается сердцебиение, затихает голос, повышается потливость и появляется легкая боль в области живота.
- Завышенные требования к себе. Застенчивые дети отличаются неуверенностью, они все время критикуют себя. Например, свою внешность, характер, взаимоотношения со сверстниками и родными. Сравнение – их способ познать этот мир. Стеснительным детям кажется, что они хуже других. Появляется чувство неполноценности, они решают запереться в себе.
- Скрытность. Робким детям сложно говорить о том, что они чувствуют, делиться личными проблемами и переживаниями. Они несут это бремя на себе. Застенчивые дети предпочитают держать дистанцию от сверстников: они создают свой особый мир, где им комфортно в одиночестве.
- Страх нового. Любое изменение в жизни ребенка – переезд, смена школы, ремонт в комнате, визит родственников – повод для паники. Застенчивые дети не любят выходить из зоны комфорта, постоянство – их жизненное кредо. Слишком робкие дети могут падать в обморок от страха и волнения.
- Проблемы с речью и дыханием. Когда ребенок не уверен в себе, это чувствуется в его словах. Он заикается, учащенно дышит и не может поделиться своими переживаниями.
- Желание оставаться незамеченным. Застенчивые ребята любят оставаться в тени: они не любят, когда их выделяют или хвалят. Любые признаки внимания – это повод для беспокойства и желания глубже уйти в себя.
Почему ребенок растет робким
Психика ребенка – это гибкая и подвижная система. Порой дети спокойно переносят серьезные перемены в жизни: переезд, развод родителей, смену школы или садика. А иногда мелочные ситуации могут застать их врасплох. В этот момент и включается защитный механизм детской психики. Застенчивость и робость – одни из его реакций. Ребенок не становится застенчивым просто так. Нельзя винить его за то, что он молчаливый и скрытный. Причины застенчивости:- Наследственность. Учеными доказано, что застенчивость – это врожденная черта характера. Она передается по родовой вести. Родителям нужно вспомнить характер предков, чтобы понять, от кого ребенку передалась робость.
- Социум. Ребенок развивается и растет в обществе. Если родители не дают ему должного внимания, заботы и любви, в которых он так нуждается, малыш может принять это на свой счет и замкнуться в себе. Моральный комфорт для ребенка – залог спокойствия и эмоциональной стабильности. Кроме того, застенчивость зависит от социума: если малыш часто видит жесткость и агрессию, он захочет спрятаться, стать тенью. Оказаться в центре внимания для него равносильно пытке.
- Темперамент. Человек всю жизнь кочует из общества в общество: сначала это садик, потом – школа, далее – университет и работа. И в каждой социальной группе он должен стать «своим», адаптироваться и научиться жить по ее правилам. Пока человек находится в социуме, у него формируется характер. Если его темперамент не подходит другим членам общества, он замыкается в себе и не привлекает внимания.
- Внешность и заболевания. Если ребенок отличается от сверстников во внешности, имеет особенности развития, он становится причиной насмешек и издевательств. Как результат – он чувствует себя одиноким, покинутым, ему кажется, что его никто не понимает, поэтому занимает скрытную позицию. Замкнутые дети часто играют в своем уголке, сидят в школе на задних партах и стараются оставаться незамеченными.
- Неправильное воспитание. Родители должны найти золотую середину, чтобы не травмировать ребенка. Некоторые взрослые слишком волнуются за своего малыша, другие – требуют слишком многого. В результате ребенок замыкается в себе, чувствует себя неполноценным. Яркое проявление неправильного воспитания – синдром отличника – убеждение, что ребенок должен учиться на одни пятерки, иначе его не будут любить и ценить.
- Изоляция. Ребенок может быть застенчивым, когда у него нет опыта общения со сверстниками. Робкими становятся дети, которые находятся на домашнем обучении или долго болеют. Некоторые семьи выбирают такую модель воспитания, при которой их ребенок изолирован от других.
Как помочь дошкольнику побороть застенчивость
Родители – самые близкие люди для дошкольника. Ребенок копирует их поведение, считает их образцом для подражания. Поэтому они должны следить за эмоциональным поведением дошкольника и вовремя оказывать ему поддержку. Если родители заметили у дошкольника симптомы застенчивости, они не должны винить его. Робость – это патология, и ее можно скорректировать. Рекомендации психологов для родителей:- Никакого крика. Ребенок не должен бояться родителей. Если он совершил ошибку, то это его опыт, пусть и негативный. Или, например, если дошкольник совершил шалость – разбил вазу или перевернул цветок – значит, он сделал это нечаянно или это было его истинным желанием. Нельзя кричать на ребенка и говорить: «Вот я таким(ой) не был(а)! За что мне такое наказание?». Такие слова заставляют ребенка чувствовать себя неполноценным, особенным. В итоге он отстраняется и погружается в себя.
- Научитесь слушать. Дети каждый день открывают что-то новое: любая истина для них в новинку. Делиться чувствами и эмоциями – лучший способ сблизиться с дошкольником. Родители не должны отталкивать ребенка, отделываться фразами типа «Я устал(а) на работе!» или «У меня много дел, не мешайся». Дошкольник должен получить внимание, он нуждается в нем. Поэтому рекомендуется как можно чаще общаться с ребенком, просить его поделиться своими планами и взглядами на жизнь, спрашивать о том, что он чувствует. Дети склонны придавать слишком большое значение своим проблемам, однако нельзя обесценивать их. Вместо того чтобы говорить, что его переживания – чепуха и скоро все наладится, лучше сказать так: «Спасибо, что поделился(ась) своими чувствами. Для меня это ценно. Могу я предложить тебе совет, чтобы решить проблему?». Чем чаще ребенок слышит слова поддержки, тем более раскрепощенным он становится.
- Поддерживайте ребенка. Дошкольники делают первые шаги в мир. Они ошибаются, сбиваются в пути, но в конце находят верный путь. И в это непростое время дошкольники нуждаются в одном – в поддержке родителей. Взрослые должны вспомнить себя в возрасте ребенка и напомнить самим себе, что идеальных людей не существует, все ошибаются. Если у малыша что-то не получается, не нужно говорить ему, что он мало старается или много ленится. Лучше показать ему на примере, как решается проблема, и сказать слова поддержки: «Знай, что я буду рядом. Ты всегда можешь рассчитывать на мою помощь».
- Станьте примером. Родители ожидают, что их ребенок будет самым лучшим: умным, добрым, милосердным, трудолюбивым, общительным. Лучший способ добиться этого – стать примером для подражания. Ведь нельзя требовать от ребенка того, чего нет у самих родителей. Взрослые должны научиться признавать свои ошибки и становиться от этого лучше.
Как убрать стеснительность и зажатость у школьника
Школьник не может самостоятельно избавиться от стеснительности. Ему нужна помощь родителей. Их поддержка, забота и внимание – ключ к новой модели поведения. Советы родителям:- Хвалите школьника. И делайте это как можно чаще. Каждая победа, даже самая маленькая, должна быть оценена по достоинству. Например, когда счастливый первоклассник приносит дневник с пятеркой по физкультуре, родителям следует сказать ему одну из таких фраз: «Ты большой молодец!», «Я горжусь тобой!». Эти короткие фразы, которые состоят всего из нескольких слов, много значат для школьника: они придают ему уверенности, мотивируют достигать новых высот.
- Спрашивайте его о том, чего он по-настоящему хочет. Школьники – это не дети, но еще и не взрослые. Они вступают в новую жизнь возможностей. И чтобы они чувствовали себя увереннее, нужно давать им право выбора. Например, спрашивайте его о том, какую одежду он хочет носить. Выбирая новую мебель или место для семейного путешествия, прислушивайтесь к мнению всех членов семьи, даже самых маленьких. Их идеи могут быть гениальными.
- Покажите ребенку на своем примере, что идеальных людей не существует. Школьники считают родителей своим авторитетом, но они еще не знаю о том, что все ошибаются. Если родители демонстрируют свою уязвимость, признают свои ошибки и учатся их исправлять, то ребенок пойдет по тому же пути. А прощение собственных промахов – первый шаг к избавлению от застенчивости.
- Спросите ребенка, с кем ему нравиться общаться. Школьники сравнивают себя со сверстниками и могут выбирать модель поведения, которая им нравится. Например, ребенку нравится общаться с творческими людьми. Задача родителей – найти место, где они обитают, и предложить ребенку стать одним из них. Можно записать школьника на кружки и секции – на плавание, в школу актерского мастерства, в хоккейный клуб. Среди ребят, которые импонируют ребенку, ему будет проще адаптироваться. Главное – желание самого школьника общаться с единомышленниками.
- Давайте школьнику поручения. Так он почувствует себя значимым, сильным и взрослым. Можно попросить его сходить в магазин, помочь бабушке перейти дорогу или приготовить ужин для всей семьи. Важно, чтобы ребенок выполнял поручения с удовольствием и испытывал от этого гордость. При этом нужно всегда быть рядом, чтобы вовремя помочь ребенку с трудностями.
- Посещайте с ним людные места. Школьник полдня проводит среди сверстников, и этот моральный груз нужно компенсировать. Можно ходить с ним на детские площадки, посещать выставки и торговые центры, ходить в гости к друзьям с детьми, отправлять в оздоровительный лагерь. Когда ребенок наблюдает за сверстниками и видит, что они не представляют для него опасности, он раскрепощается. В идеале – выбрать место, в котором дети научатся работать в команде.
- Приглашайте в гости сверстников ребенка. Но перед этим спросите, хочет ли он видеть их. Школьники, у которых нет друзей, проводят праздники и дни рождения в одиночестве. Они хотят пригласить кого-то, но стесняются или боятся. Родители должны помочь им справиться с трудностями и создать комфортные условия для новых знакомств и общения.
Какие ошибки могут допускать взрослые
Взрослые – главные провокаторы застенчивости у детей. Они могут ранить чувствительного и робкого ребенка колкими словами. Как результат – он перестает доверять даже родным, замыкается в себе. Ошибки родителей:- Попытки переделать ребенка. Родители не должны менять ребенка: он должен прийти к этому сам. Их задача – помочь и поддержать его. Как показывает практика, родители могут действовать весьма агрессивно и даже не подозревать о собственных ошибках. Например, заставляют ребенка выступать публично, идти знакомиться с другими ребятами. Из-за этого он выходит из зоны комфорта и испытывает сильнейший стресс. Выходит, родители вредят своему ребенку еще сильнее.
- Игнорирование проблемы. Легкомысленные родители говорят: «Тоже мне! Не выдумывай, никакой застенчивости у тебя нет!» или «Ничего! Подрастешь – изменишься». Такие фразы обесценивают проблемы ребенка: то, что кажется ему самым пугающим и волнующим, для родителей яйца выеденного не стоит. Малыш слушает родителей и верит в то, что проблем нет. Спустя годы он вырастает застенчивым, пугливым и ограниченным человеком.
- Слишком большие ожидания. Избавление от застенчивости – долгий и трудоемкий процесс: у ребенка меняется характер, модель поведения, ценности и подсознание. Нельзя ожидать, что существует волшебная таблетка, которая сделает ребенка душой компании. Нужно дать столько времени, сколько понадобится. Неоправданные ожидания родителей – одна из главных причин, по которой дети вгоняют себя в комплексы.
- критиковать ребенка;
- сравнивать его со сверстниками;
- стыдить прилюдно;
- говорить о проблеме в открытую.