Развивайся качественно
как человек и профессионал

В какие игры играть с младенцем

На первый взгляд, игры с грудничками кажутся абсурдными и неуместными в столь раннем возрасте. Однако игры, помимо развлечения, несут также ряд очень важных функций, которые имеют весомое значение в развитии и воспитании детей с самого их рождения.

В статье мы расскажем, почему так важны первые игры для грудных детей, как играют с новорожденными малышами в ладушки и игру «По кочкам», когда младенцы начинают играть с погремушками и как общаться с грудничком, играя.

Первые игры для новорожденных малышей

Казалось бы, маленькому человеку, недавно появившемуся на свет, только и нужно, что есть и спать, ведь он мало что понимает и не способен пока ответить взаимностью на действия взрослого. Но в то же время у малыша уже начинает формироваться образ матери и других людей, которые большую часть времени находятся рядом с ним. Именно от количества и характера взаимодействий с родителями и будет во многом зависеть развитие, психическое и физическое здоровье крохи.

В какое время играть

Чтобы игры проходили весело и с пользой, в первую очередь необходимо, чтобы ребенок был сытым и отдохнувшим. Особенно важно соблюдать данное условие на этапе знакомства с играми, иначе трудно будет понять, раскапризничался ли малыш от того, что ему не понравилась игра, или он просто голоден и хочет спать. К тому же новорожденные быстро устают, поэтому им нужны силы даже для забав.

У новорожденных свои биологические часы, поэтому не имеет значения в какое время вы будете с ними играть – днем или вечером. Однако для тех родителей, которые в дальнейшем планируют приучать ребенка к режиму, полезно будет отвести для игр определенное время. Это может быть первая половина дня – в этот период дети наиболее активны, расположены к общению и обучению. Игры можно совмещать с прогулкой, особенно в теплое время года. Для некоторых малышей более комфортным будет время после обеденного сна – все индивидуально.

Проводить игры лучше в перерывах между кормлениями. Пассивные игры, в которых задействуется в основном сенсорная система малыша, можно начинать спустя 20–30 минут после кормления, когда ребенка подержали столбиком и пища как следует «улеглась» в желудке. Для подвижных игр, гимнастики и массажа лучше подождать не меньше часа (высока вероятность срыгивания у младенца) или проводить их до кормления, если ребенок пребывает в хорошем расположении духа.

Как наладить взаимодействие

Первый месяц после рождения – сложнейший адаптационный период для младенца. Ему приходится приспосабливаться к новым, неизвестным для него условиям, ощущениям и звукам. В этот период главная задача родителей – показать малышу, что мир не враждебен, дать ему почувствовать себя в безопасности, рядом с любящими и заботливыми людьми. Именно поэтому первые игры с грудничком должны быть направлены на развитие сенсорного восприятия и более детальное знакомство с родителями.

Прежде чем начать какие-либо манипуляции с малышом, важно установить с ним прочный эмоциональный контакт. Нежные поглаживания, ласковый голос, покачивания – все это успокоит кроху и подарит ему ощущение безопасности. Как можно чаще разговаривайте с малышом, пойте ему, читайте стихи. Не бойтесь лишний раз взять кроху на руки – в этом возрасте телесный контакт является основной формой общения между мамой и ее малышом. Старайтесь избегать резких движений и крика. Залог эффективного общения с грудничком – спокойная и доброжелательная обстановка.

Когда грудничок начинает играть с погремушками

Традиционно самой первой игрушкой у малыша становится погремушка. Это универсальная вещь, которой можно играть как дома, так и во время прогулки. А чтобы она развлекала малыша, вовсе не обязательно все время держать ее в руках: можно подвесить ее в коляске или манеже, а также придумать массу других вариантов с использованием игрушки.

Игры с погремушками могут быть ориентированы одновременно на несколько видов восприятия у ребенка: зрительное и слуховое. В первые несколько недель после рождения малыш видит очень размыто и в черно-белых тонах. Ближе к 3–4 неделе он уже способен различать больше цветов и может совсем ненадолго сфокусировать свой взгляд на объектах, которые расположены близко от него. В этот период малыш воспринимает предметы на уровне «ярче-темнее». К концу 2 месяца зрение становится более отчетливым, и малыш способен сосредотачивать взгляд на объекте и следить за его передвижением.

Месячный малыш едва ли сможет удержать в руках погремушку, а тем более играть ею. Однако в руках у взрослого она становится отличным тренажером для развития крохи. Погремушка помогает малышу фокусировать свой взгляд на предмете, тренируя глазные мышцы и стимулируя активность соответствующих центров головного мозга. Малыш учится ориентироваться на звук, поскольку слух у новорожденных развит лучше, чем зрение. Ближе к двум месяцам кроха уже способен проявлять активный интерес к погремушке, пытается дотянуться до нее и даже сжимать в кулачке.

Какие игрушки выбирать

Сегодня существует огромное разнообразие погремушек: твердые, мягкие, ручные и подвесные, грызунки, слингобусы и многие другие. Чтобы легче было ориентироваться во всем этом многообразии, необходимо понимать назначение и свойства различных погремушек, а также ориентироваться на умения и предпочтения (если таковые имеются) малыша.

На что нужно обращать внимание при выборе погремушки:

  1. Качество. Если погремушка сделана из пластика, он должен быть плотным, гладким, без острых углов. Детали должны быть плотно закреплены и не расходится на стыках при малейшем взмахе. Обращайте внимание на запах. Выраженный химический запах чаще всего свидетельствует о низком качестве материала и может спровоцировать аллергическую реакцию у грудничка. Перед приобретением игрушки попросите продавца предоставить соответствующие сертификаты качества, если таковые имеются.
  2. Материал. Все больше в моду входят мягкие звенящие игрушки, выполненные из ткани. Они легкие, приятные на ощупь, их интересно перебирать пальцами за счет наличия вставок, различных по своей текстуре и тактильным ощущениям. Однако погремушки из пластика легче мыть, они звонче и лучше воспринимаются неокрепшим взором младенца. К тому же их удобно брать, они лучше ощущаются в руках. С их помощью малыш получает первые представления о форме и размере предметов. В производстве погремушек могут использоваться и другие материалы. Если погремушка в дополнение выполняет функцию грызунка, она будет полностью или частично изготовлена из силикона. Такой материал прост в уходе, гигиеничен и абсолютно не токсичен. Изделия из пищевого силикона обладают упругостью и в то же время прочны и устойчивы при падении и ударах. Существуют также деревянные погремушки. Они абсолютно экологичны и гипоаллергенны, однако достаточно увесисты для грудничков.
  3. Цвет. В первый месяц жизни малыш способен различать преимущественно теплые цвета: красный, оранжевый, желтый. Поэтому, выбирая погремушку для новорожденного, лучше отдать предпочтение именно такой цветовой гамме. Чуть позже ребенок начинает различать синий и зеленый. Лучше всего выбирать погремушки основных цветов – они более контрастны и малышу легче будет наблюдать за игрушкой.
  4. Форма. Пока малыш не способен ухватиться за игрушку, а может лишь наблюдать за ней, для игры отлично подойдет крупная погремушка-булава, которую будет хорошо видно в руках у взрослого. Когда малыш научится задерживать свой взгляд на предметах, можно прикрепить к манежу подвесную погремушку. В играх с 2–3-месячным грудничком лучше использовать легкие погремушки с удобной тонкой ручкой, за которую малышу будет удобно браться и удерживать в руке. Для более старшего возраста подойдут слинго-погремушки, шуршалки и пищалки, погремушки-браслеты с разнообразными тактильными и звуковыми эффектами.
  5. Звучание. В первый месяц ребенок очень чувствителен к резким звукам: может вздрагивать и пугаться. Поэтому погремушки в таком возрасте должны быть звонкими, но не сильно громкими. Погремушки могут не только звенеть, но и трещать, пищать и даже шуршать. Ближе к 2–3 месяцам можно познакомить малыша с более громкими погремушками. Главное, чтобы их звучание было комфортно не только родителям, но и ребенку.
Хорошо, если в игровом арсенале крохи есть различные по форме и цвету погремушки. Не всегда можно с первого раза угадать, что подойдет вашему малышу. Часто самой любимой игрушкой становится самая заурядная погремушка в противовес более современным.

Как научить играть

Прежде чем учить ребенка играть с погремушкой, необходимо для начала познакомить его с игрушкой. Встаньте перед малышом и, держа погремушку на расстоянии 30–40 см от его лица, слегка потрясите ею. Затем плавно отведите игрушку вправо, влево, поднимите вверх, после чего опустите. Новорожденному еще сложно будет сфокусироваться на предмете, но это послужит отличной тренировкой для зрительного и слухового восприятия. Постепенно малыш станет четче различать предметы и будет внимательно следить за яркой игрушкой. Подобные игры с погремушкой помогут ему концентрироваться на объектах, а также будут стимулировать дальнейший интерес к игрушке.

Как только малыш начнет реагировать на погремушку и проявлять к ней интерес, можно приступать к новому способу восприятия – тактильному. Чтобы активизировать мелкую моторику, постарайтесь сфокусировать внимание крохи на возможностях собственных рук: мягко разогните кулачок крохи и помассируйте пальчики. Сопровождайте свои действия ласковыми словами, стишками, потешками. Затем привлеките внимание ребенка погремушкой. Как только малыш сфокусируется на игрушке, возьмите его ладошку и коснитесь ею погремушки. Постепенно пробуйте вкладывать погремушку в кулачок ребенка так, чтобы она оставалась в поле его зрения. Сначала ему сложно будет удержать предмет в руке, но постепенно нервно-мышечная координация наладится и малыш уже сможет не только удерживать игрушку в кулачке, но и перекладывать из одной руки в другую.

Телесно ориентированные игры с младенцем

Весомое значение в физическом и эмоциональном развитии малыша имеют телесно ориентированные игры. С их помощью устанавливается прочная эмоциональная связь и доверительные отношения между матерью и ребенком. В таких играх задействуются не только ручки, ножки, но и голова, спинка, животик. Это позволяет малышу ощутить свое тело, познать его границы и физические возможности, тренировать мышцы. Кроме этого, давно доказано, что стимуляция мелкой моторики влияет на развитие двигательного центра речи. Чем больше родители в играх задействуют пальчики малыша, тем интенсивнее идет развитие коры головного мозга и активизация речи.

Поскольку телесно ориентированные игры направлены на развитие разных частей тела и различных навыков, их условно разделяют на несколько подгрупп. Наиболее популярными среди них являются игровой массаж, игры на руках, коленях, а также разнообразные пальчиковые игры.

Игровой массаж и ласка

Игровой массаж способствует не только сенсорному развитию малышей, но и помогает грудничкам расслабиться, улучшает кровоснабжение и активизирует работу мышц. Такой массаж не требует особой подготовки. Главное условие – все движения должны быть мягкими, плавными, а малыш – в хорошем настроении. Игровой массаж можно сопровождать стишками и песенками. Это поможет привлечь внимание ребенка и расположит его к игре.

Рассмотрим, как проводить игровой массаж для младенцев.

Игра «Кто у нас хороший?». Эта игра направлена на формирование доверительных отношений между матерью и ребенком, а также учит малыша реагировать на свое имя. Возьмите кроху на руки так, чтобы одна рука придерживала снизу голову и затылок, а другая – ягодицы. Целуйте малыша в ручки, ножки, животик, приговаривая:

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий,

Дашенька (имя ребенка) хорошая,

Дашенька пригожая.

Игра «Потягушечки». Ребенок лежит на спине. Легкими движениями поглаживайте ручки, животик, ножки. Затем возьмите ручки малыша и плавно вытяните их над головой, приговаривая:

Потягушечки-порастушечки,

От носочков и до макушечки.

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся!

«Сорока-ворона». Раскройте ладонь малыша и начните водить по ней указательным пальцем по кругу, приговаривая:

Сорока-ворона

Кашку варила,

Кашку варила,

Деток кормила.

Затем по очереди загибайте пальчики (кроме большого), сопровождая словами:

Этому дала в поварешку,

Этому – в ложку,

Этому – в вершок,

Этому – в горшок.

Затем слегка потрясите большой палец малыша, оставшийся несогнутым:

А этому не дала!

Он печь не топил!

Воду не носил!

Машу (имя ребенка) не кормил!

Игра «Ёжик». Для этой игры лучше всего подойдет шишка. Но если ее нет, можно взять массажный мячик с шипами или без них. Раскройте ладошки малыша и начинайте проговаривать, катая шишку по ладошке:

Катится колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

Ещё по теме:
Как играть с ребенком 2-5 лет и старше дома
Игры, в которые дети играют: развлечения для двоих и команды
Игры с детьми повышают настроение, расслабляют родителей и сближают их с малышами. Они развивают мышление,…
Симптомы переломов ног у детей
Перелом ноги у ребенка: признаки и первая помощь
В раннем возрасте дети учатся ходить, неоднократно падают, поэтому часто страдают вывихами и переломами ног,…
По ладошкам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Поместите шишку между ладошек малыша и покатайте ее вместе с ним. Затем возьмите шишку в свою руку и сделайте круговые движения по пальчикам крохи, проговаривая:

Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Затем мягкими движениями ведите шишкой или мячом от края ладошки до кончиков пальцев ребенка, сопровождая действия словами:

Бегает туда, сюда,

Мне щекотно, да, да, да!

Малыши охотно играют в такие игры, особенно если мама при этом ласково приговаривает, или напевает. Но игра также может быстро наскучить крохе. Поэтому, если вы заметили, что ребенок начинает отвлекаться, капризничать, лучше прекратить игру и попробовать другую, или отложить ее до следующего раза.

Как играть в ладушки

«Ладушки» – классическая детская забава, знакомая всем без исключения. Наиболее популярный вариант игры подразумевает участие двух игроков, перекрестно хлопающих в ладоши друг друга. Однако подобные действия подразумевают наличие определенных навыков и умений, которые малышам до года даются с трудом. Поэтому следует учить малышей этой игре поэтапно, начиная с 5–6 месяцев.

Как научить ребенка играть в ладушки:

1. Посадите малыша на колени перед собой или расположите так, чтобы он видел ваши руки. Продемонстрируйте на личном примере, как весело хлопать в ладоши, приговаривая:

Ладушки, ладушки,

– Где были?

– У бабушки!

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька!

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели!

Потешку можно проговаривать во время массажа, пальчиковых и прочих игр. Со временем малыш начнет откликаться на знакомый мотив, хлопая при этом в ладоши или просто заметно оживляясь.

2. Научите малыша хлопать в ладоши, взяв его ручки в свои. Делайте это плавно, с расстановкой, не забывая при этом напевать потешку.

3. Когда малыш освоит хлопки, устраивайте совместные «ладушки». Садитесь напротив него и хлопайте вместе с ребенком, напевая уже знакомые ему строки.

Игра в ладушки хорошо тренирует координацию и развивает чувство ритма. Такая забава несомненно принесет массу пользы для малыша, однако не всем деткам она приходится по душе. В таком случае не стоит зацикливаться на одной игре, а лучше переключиться на что-нибудь другое. В конце концов существует масса игр на развитие мелкой моторики, среди которых обязательно найдется та, что придется по вкусу вашему малышу.

Игра «По кочкам»

Все мы помним, как в детстве мама или папа сажали нас на колени и, проговаривая задорные строки, то и дело проваливали между колен. До сих пор эта забава не изжила себя, и мы продолжаем знакомить с ней наших детей, кое-что меняя, добавляя и интерпретируя по-своему. Тем не менее эффект от этой игры остается по-прежнему положительным: всякий раз малыши заливисто хохочут и требуют повторить еще и еще.

В игру «По кочкам» в классическом ее варианте целесообразно играть с детьми старше 6 месяцев – когда ребенок достаточно окрепнет и научится сидеть. При этом проговаривают следующие строки:

Поехали с орехами на бочке, на бочке

По ровной дорожке, по кочкам, по кочкам.

По оврагам, по оврагам,

По ухабам, по ухабам,

На высокую горку,

В ямку бух!

Когда ребенка усадили на колени, взрослый начинает ритмично постукивать пятками, ставя при этом ногу на носок. Сначала это делают одновременно двумя ногами, затем попеременно то одной, то второй, создавая ощущение езды по оврагам и кочкам. Затем разводят ноги и, придерживая малыша, имитируют падение в яму.

Игры на общение для грудных детей

Самые первые игры для грудничков ориентированы не столько на развитие каких-либо навыков, сколько для общения с малышом. С одной стороны, это крайне полезно для родителей: они учатся понимать своего ребенка и могут оценить уровень его психического и эмоционального развития. С другой – игры на общение способствуют развитию у малыша навыков коммуникации. Наблюдая, как мама говорит, двигается, как меняется мимика ее лица, малыш со временем пытается ей подражать, воспроизводя звуки, которые оказались наиболее интересны для него.

Игры на общение для грудничков:

  1. «Посмотри-ка на меня». В эту игру полезно играть с малышами первых месяцев жизни. Она помогает наладить контакт с крохой и завладеть его вниманием. Наклонитесь над ребенком так, чтобы он мог вас хорошо видеть. Ласково заговорите с ним, расскажите стишок или потешку, не забывая менять интонацию и мимику лица. Когда малыш сосредоточит взгляд на вашем лице, плавно отведите голову в одну сторону. Подождите, пока малыш вновь сфокусирует на вас взгляд, а затем слегка отодвиньтесь в другую сторону. Постепенно кроха научится следить за вашими передвижениями и реагировать на голос.
  2. Игры с куклой-перчаткой. Положите ребенка в манеж, а сами спрячьтесь, выставив над бортиком руку с куклой таким образом, чтобы малыш мог ее видеть. Пусть кукла поздоровается с малышом, споет песенку, расскажет стишок, похлопает в ладоши. Такая помощница оказывается очень кстати, когда малыша нужно успокоить или отвлечь.
  3. «Где ты, носик?». Встаньте с малышом перед зеркалом. Дотрагивайтесь поочередно к носику, щечкам и другим частям лица и тела малыша, приговаривая:
Носик, носик!

Где ты, носик?

Ротик, ротик!

Где ты, ротик?

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?

Важно сконцентрировать внимание крохи на его отражении в зеркале. Затем можно повторить действия, но уже на собственном лице.

4. Помощник фокусника. Для этой игры понадобится шляпа и небольшая игрушка – котик, собачка, зайка и т. п. Спрячьте игрушку так, чтобы она слегка выглядывала из-под шляпы. Попросите малыша найти игрушку, побуждая его поднять шляпу. Когда малыш справится с заданием, повторите действие, передвиньте шляпу и вновь спрячьте под ней игрушку. Такие игры будут стимулировать малыша двигаться в сторону игрушки в стремлении найти ее.

Чем больше родители будут общаться со своим малышом, тем сильнее будет база для развития коммуникативных навыков в дальнейшем. Игры на общение учат ребенка взаимодействовать с окружающими и полезны с первых месяцев жизни.

Начинать игры с грудничками можно приблизительно с 4 недель, когда малыш немного окрепнет и привыкнет к новым условиям. Для начала важно установить с ним доверительные отношения, ласково заговаривая с крохой, лаская и поглаживая его. Затем можно переходить к играм на общение, а чуть позже к телесно ориентированным играм. При этом важно учитывать настроение малыша и его возможности, чтобы забавы приносили только пользу и удовольствие.