Особенности развития ребенка в 6 месяцев
Каждый ребенок развивается согласно своим способностям и индивидуальным особенностям. Одни стремительно растут физически, опережая сверстников, другие стремятся к общению и изучению окружающего мира. Среднестатистический малыш, которому исполнилось полгода, достигает в росте примерно 65–67 см и весит около 7,2–7,9 кг. Если в первые месяцы жизни мальчики практически не отличаются по развитию от девочек, то к 6 месяцам разница становится заметной: рост и вес мальчиков больше. Это можно проследить в таблице:Пол ребенка | Рост, см | Вес, кг | ||
Нижняя граница нормы | Верхняя граница нормы | Нижняя граница нормы | Верхняя граница нормы | |
Мальчики | 63,3–65,5 | 69,8–71,9 | 6,5 | 9,1 |
Девочки | 61,2–63,5 | 68,0–70,3 | 6,2 | 8,4 |
Физическое развитие 6-месячного грудничка
Большинство полугодовалых детей уже понемногу ползают, лежа на животике и отталкиваясь с помощью конечностей, либо опираясь на руки и колени. Не беда, если ваш малыш еще не начал этого делать, очень скоро он наверстает упущенное. Чтобы побудить его к ползанию, положите недалеко новую яркую игрушку. Это стимулирует его интерес, он начнет делать попытки дотянуться, а когда мышцы достаточно окрепнут, он поползет. Шестимесячные малыши могут переворачиваться на животик и обратно на спинку, часто лежат на животе. Мускулатура уже развита настолько, что ребенок может опираться на вытянутые ручки и поворачиваться из такого положения в разные стороны. Самые активные стоят, опираясь на перила кроватки, могут поднять ручку и удерживать ею предмет. Перекатываясь или ползая по комнате, ребенок может добраться до любого предмета, насколько позволяет его рост. К полугоду появляется навык сидения, некоторые малыши могут даже просидеть несколько секунд без дополнительной опоры, вытянув ручки для равновесия вперед. Только не пытайтесь сажать или ставить на ножки малыша преждевременно, пока он еще не проявляет желания. Поберегите хрупкий позвоночник младенца. Зрение 6-месячной крохи значительно улучшается. Ребенок более ясно и четко видит предметы, фокусирует на них взгляд, различает цвета. Это влияет на движения, которые становятся точнее, ведь младенец прекрасно видит, что делает. Реакция становится лучше. Кроха может схватить по игрушке каждой рукой и стучать ими друг о друга. Большой палец при этом он пока не использует, берет вещи четырьмя пальцами. Он может взять предмет одной рукой и переложить его в другую, а затем потянуться за следующим. Однако если ему предложить еще одну вещь, он не сразу сообразит, что нужно сделать. Развитие мышления со временем позволит ему понять, что одну игрушку можно положить, чтобы освободить руку и взять другую. К 6 месяцам малыши способны удерживать пальчиками мелкие предметы, поэтому нужно внимательно следить за тем, чтобы маленькие детали, запчасти от игрушек и другие вещи не были проглочены или засунуты в нос, ухо. Отлично развиваются все органы чувств. Это помогает исследовать окружающий мир. Малыши изучают предметы на вид, трогают их, пробуют на вкус, перебирают и размахивают погремушками, чтобы извлечь из них звук. Они способны узнавать знакомые предметы, даже если их спрятать под одеяло или пеленку.Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 6 месяцев
В этом возрасте отмечается изменение психоэмоционального фона младенца. До полугода он выражал свои эмоции и желания с помощью плача, а теперь плачущий малыш демонстрирует только негативные эмоции: дискомфорт, боль. Он понимает речь взрослых, различает интонации (от ласкового голоса может улыбаться, а от строгого − заплакать), может найти и взять предмет, о котором ему говорят. Рассматривая новую игрушку, младенец кажется сосредоточенным. Реакцией на родительский голос могут быть радостные звуки, возгласы, смех. Ребенок проявляет нежность к матери и отцу: обнимает, прижимается к ним. У него появляются хорошо выраженные эмоции: радость, недовольство. Когда мама оставляет его ненадолго одного, он может криком выразить страх. Любит подолгу «висеть» на маминых руках из боязни, что она уйдет. Полугодовалые крохи пытаются подражать поведению взрослых, имитируя их голос, мимику, жесты, движения. Некоторые малыши любят смотреть на себя в зеркало, изучая отражение. Они могут даже хлопать в ладоши или корчить рожицы, чтобы понаблюдать за изменениями. Эмоциональное развитие ребенка проявляется в осознании влияния на окружающих, особенно близких людей. Дети любят быть в центре внимания, что-то требовать криком или выражать неудовольствие.Ещё по теме:
Развитие речи малыша на 6 месяце жизни
Речевое развитие происходит стремительно. Ребенок уверенно произносит звуки, тянет слоги («ма», «ба»), расширяет их диапазон. Родителям, разговаривая с дочкой или сыном, следует четко артикулировать, чтобы он усвоил речь, поскольку чадо внимательно наблюдает за движениями губ. Он продолжает лепетать и агукать, но начинаются перемены, указывающие на готовность перехода лепета в полноценную речь. Лепет − своеобразная зарядка, которая помогает укрепить речевой аппарат. Все более четким становится произношение слогов. Он начинает «разговаривать» даже наедине с собой, может имитировать звуки, издаваемые животными (лай, мяуканье). Близкий эмоциональный контакт ребенка с мамой и папой поможет развитию речевых навыков. Малышу нужен именно голос близкого человека! Включать для него мультфильмы или видео в таком возрасте бесполезно и даже вредно. Псевдоразвивающие видео могут отрицательно повлиять на ребенка, вплоть до отставания в развитии. Родителям следует заняться правильными упражнениями, предупреждающими нарушения речи: медленно тянуть гласные, говорить не спеша, называть игрушки и предметы, напевать потешки и песенки.Умения и навыки полугодовалого ребенка
У шестимесячного малыша появляются новые умения и закрепляются имеющиеся навыки. Изменяется режим дня. Сокращается количество дневного сна, а время бодрствования увеличивается. Ночной сон продолжается 10−12 часов с 3 перерывами на кормление. Можно заметить капризность, сопротивляемость к укладыванию спать, нарушение режима дня младенцем. Это свидетельствует о бурном росте и развитии, которое многие детки переносят тяжело. Меняется тип питания: грудным детям вводят прикорм, начиная с овощей и безмолочной каши. Малыш по-новому начинает воспринимать игры, игрушки. Какими навыками и умениями он владеет:- Интерес к попавшим в поле зрения предметам. Ребенок их изучает, берет в руки, пробует на вкус.
- Сидение. Малыш усаживается и пытается удержаться в таком положении.
- Стояние у опоры.
- Ползание. Движения начинаются из положения лежа или вставания на четвереньки.
- Владение обеими руками.
Как помочь развиваться младенцу в 6 месяцев
Полугодовалая кроха активно осваивает не только свою комнату, но и всю квартиру. Занятия с малышом должны быть разнообразны и безопасны. Для этого необходимо обустроить место, желательно на полу, поскольку с кровати или дивана он может упасть. Поверхность застилают пенным ковриком или пледом. С детьми играют в подвижные игры, делают им массаж, проводят гимнастику. Специальные упражнения:- сгибание-разгибание конечностей;
- круговые движения руками и ногами (сведение-разведение, «мельница», «велосипед»);
- подтягивание за ручки;
- наклоны;
- круговые движения туловища;
- занятия на фитболе.
Развивающие игры и игрушки для детей в 6 месяцев
Малышу в 6 месяцев и старше интересны игры, в которых принимают участие взрослые. Например, чтобы развивались звукоподражание и активная речь, можно устроить игру в телефон. Поднеся к уху игрушечную трубку, произносите в нее слоги («ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «да-да-да» и т. п.), а потом дайте трубку ребенку и послушайте, что он скажет. Возможно, он повторит за вами услышанное. Сложив в коробку несколько игрушек, вынимайте их по очереди, спрашивая: «Что там?». И сразу же называйте предмет. Затем кладите обратно и просите малыша достать именно этот предмет. Пойте сыну или дочке песенки, в том числе колыбельные, читайте короткие стишки. Есть даже специальные книжки для полугодовалых малышей, сделанные из твердого картона. С интересом младенцы воспринимают пальчиковые игры: «Ладушки», «Сорока-белобока». Также им нравятся такие, где нужно делать движения: «Большие ноги шли по дороге», «Едет, едет паровоз», «Ехали мы, ехали». Какие игрушки можно использовать:- пирамидки;
- детские музыкальные инструменты или поющие игрушки;
- мягкие кубики с картинками;
- резиновые игрушки для купания;
- безопасную посуду (большая деревянная ложка, пластмассовые тарелки, чашки);
- мыльные пузыри (их нельзя давать в руки).