Развивайся качественно
как человек и профессионал

Развитие ребенка в 3 месяца: что должен уметь малыш

Первые месяцы после рождения ребенок стремительно развивается. Каждый новый день для него − это масса новых впечатлений и приобретение необходимых навыков. Родителей интересует, как происходит формирование организма малыша в третий месяц его жизни, все ли идет так, как положено.

В статье мы рассмотрим, что важно знать о развитии 3-месячного младенца, какие навыки имеет малыш, развивающие занятия для грудничка.

Физическое развитие малыша в 3 месяца

Под физическим развитием понимают процесс формирования и изменения организма, отражающий этапы биологического созревания.

На физическое развитие оказывают воздействие следующие факторы:

  • наследственность;
  • наличие/отсутствие заболеваний;
  • тип вскармливания.
В первые три месяца жизни младенца происходит существенное увеличение роста и веса, при этом параметры у мальчиков и девочек имеют незначительные отличия.

Каждый месяц родители должны посещать педиатра, который проводит профосмотр, измеряя антропометрические показатели.

 

Нормы развития малышей в 3 месяца

Показатели Мальчики Девочки Среднее значение
Рост, сантиметры 57,3−65,5 55,5−64 59,8−61,4
Вес, граммы 5000−8000 4500−7500 5800−6400
Окружность головы, сантиметры 38,1−42,9 37,1−42 39,5−40,5
Окружность грудной клетки, сантиметры 36,5−41,6 37,3−41,4 38,9−39,5
 

За третий месяц вес младенца в среднем увеличивается на 750−800 г, рост − на 2,5−4 см, окружность головы − на 1 см, груди − на 1−1,5 см (стоит отметить, что к 4 месяцу эти показатели уравниваются). Если значения меньше нормы, педиатр назначает проведение лечебно-диагностических процедур.

Родителям следует знать, что если ребенок плохо прибавляет в весе, не стоит паниковать и сразу переводить его на искусственное вскармливание. Необходимо проанализировать качество грудного и по возможности устранить имеющиеся ошибки.

Внешне тоже можно заметить развитие:

  • подкожно-жировой ткани: пухлые щечки, складочки на руках и ногах;
  • мышечной системы: малыш удерживает головку и начинает владеть ручками, изучает тело и игрушки, старается все потрогать;
  • пищеварительной системы: увеличивается объем желудка, позволяя удержать больше молока, но к восприятию иной пищи, кроме грудного молока, ребенок еще не готов.
К этому времени угасает большинство врожденных рефлексов, таких как поисковый (когда ребенок во время поглаживания уголка рта поворачивает голову), Бабкина (когда при надавливании на ладошку ребенок открывает рот), хоботковый (когда при касании верхней губы ребенок вытягивает губы «хоботком»). А сосание, ползание еще выражены достаточно четко.

Стул трехмесячного карапуза становится более регулярным и однородным. У грудничков он бывает до 5 раз в сутки.

Новорожденные дети характеризуются состоянием гипертонуса сгибательных мышц. Это значит, что конечности сгибаются легче, чем разгибаются. К 3-месячному возрасту тонус выравнивается. Чтобы удостовериться в нормальном мышечном тонусе младенца, его раздевают и укладывают на твердую поверхность на животик.

При этом ребенок:

  • несколько минут держит головку поднятой и может повернуть ее в разные стороны;
  • руками опирается на предплечья;
  • грудная клетка немного приподнята над поверхностью;
  • живот и таз плотно прижаты к поверхности;
  • бедра немного разведены, расслаблены, голени приподняты.
Если мысленно прочертить линию от затылка до нижней ягодичной складки, она должна получиться прямой (при имеющихся отклонениях она может скоситься на одну из сторон).

При сгибании/разгибании ног ребенка складки на ягодицах и под коленями остаются симметричными, движения осуществляются легко и без усилий, таз не отрывается от поверхности.

Перевернув малыша на спину, нужно понаблюдать за ним. Голова его должна лежать на центральной линии и без труда поворачиваться как влево, так и вправо. Обе стороны туловища должны быть симметричными.

Психоэмоциональное развитие ребенка в 3 месяца

На психоэмоциональное состояние во многом оказывает влияние окружающая обстановка. Когда малышу некомфортно, он начинает плакать, а если боится, недоволен или сердит, направляет эмоции на родителей.

В этом возрасте еще не могут проявляться капризы, поэтому беспокойный ребенок на самом деле испытывает дискомфорт, и игнорировать его поведение нельзя.

Общение с окружающими происходит с использованием звуковых цепочек. Малышу важно взаимодействие с родителями, и он всеми силами старается привлечь их внимание. В этом периоде жизни может меняться интонация, младенец жестикулирует ручками.

Уровень интеллекта и двигательной активности определяет психомоторное развитие. Развитие грубой моторики характеризуется тем, что ребенок умеет устойчиво лежать на спине, поворачиваться со спины на бок, в положении лежа приподнимает и удерживает голову. Если положить его на живот, он вытянет руки (при этом в локтевом суставе образуется прямой угол).

К 3 месяцам пропадают рефлексы опоры и автоматической ходьбы. Если попытаться поставить ребенка на ноги, они останутся в согнутом положении.

Развивается тонкая моторика: в спокойном состоянии кисть руки раскрыта, большой палец прижат к ладони. Если коснуться ручки малыша пальцем или игрушкой, он тут же схватит палец или предмет и будет удерживать какое-то время.

Ребенок внимательно следит за перемещением предмета перед его глазами либо фиксируя его взглядом, либо поворачивая голову. Он интересуется собственными пальцами, разглядывая их.

Речевое развитие характеризуется тем, что 3-месячный младенец издает гласные звуки, агукает. В ответ на голос взрослого реагирует, фиксируя взгляд. Издаваемые звуки приобретают эмоциональную окраску. Настроение малыша отражают первые слоговые комбинации, но они еще нечеткие.

Проявляются первые признаки социального поведения, эмоционального и коммуникативного развития. Так, увидев лицо человека, малыш улыбается, однако еще не различает «своих» и «чужих». Если взрослый обращается к нему с ласковыми словами, ребенок может громко рассмеяться.

Ещё по теме:
Нормы развития новорожденного в 4-й месяц
Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь младенец
По мере взросления ребенок все лучше приспосабливается к окружающему миру. Изменениям подвергается не только организм,…
Как развивать новорожденного во 2 месяц
Развитие ребенка в 2 месяца: что должен уметь малыш
На втором месяце жизни наблюдают существенные изменения в развитии ребенка. Он уже адаптировался к новым…
К зрительным ориентировочным реакциям относится зрительное сосредоточение в вертикальном положении на руках у родителей, на лице человека, который говорит, на демонстрируемой малышу яркой игрушке.

Развиваются зачатки мышления: младенец сосет грудь мамы, придерживая ее ручкой, и не отпускает, пока не насытится, а когда наестся, языком выталкивает изо рта сосок матери.

Появляются простые ассоциации и формируются причинно-следственные связи.

Зная об особенностях психоэмоционального развития мальчика или девочки в 3 месяца, родители могут отслеживать, насколько они соответствуют нормам. При обнаружении какого-либо отклонения необходимо сразу консультироваться с педиатром. Для полноценного и своевременного формирования необходимых навыков доктор может рекомендовать специальный комплекс упражнений.

Что должно насторожить родителей:

  1. Отсутствие зрительной реакции на издаваемые извне звуки. Если ребенок не поворачивает голову к источнику шума, значит, что-то не так.
  2. Неумение удерживать голову на весу в любом положении.
  3. Отсутствие интереса к окружающим предметам. Например, малыш не сосредотачивает внимание на ярких погремушках, подвешенных над колыбелью, не разглядывает свои пальчики и не тянет их в рот.
  4. Отсутствие ответной реакции на общение с взрослыми. Во время контакта с родителями младенец не улыбается и не издает гласных звуков.
  5. Равнодушие к перемещаемым вокруг малыша предметам.

Что умеет младенец в 3 месяца жизни

В течение первых трех месяцев развитие мальчиков и девочек существенно не отличается. В этом возрасте формируются основные навыки.

К ним относятся:

  • укрепление мышц фаланг пальцев;
  • развитие хватательных рефлексов;
  • закладка умственных способностей;
  • формирование тактильного восприятия окружающей действительности.
Активно развиваются органы чувств и базовые психические функции. Малыш умеет лежа на животе хорошо удерживать голову и поворачиваться на бок. У него хорошо развито зрение, поэтому он сосредоточенно фиксирует взгляд на предметах, умея различать подвижные и неподвижные. Это свидетельствует о том, что у младенца развивается предметное восприятие: он начинает воспринимать объект как комплекс свойств. Чем большим числом органов чувств ребенок воспринимает предмет, тем больше сведений о нем он получит. Чтобы лучше разглядеть движущийся объект, ребенок, лежа на животе, может приподняться на предплечьях.

Звуки, которые ребенок издает, становятся разнообразнее: вдобавок к гласным у него получается воспроизводить согласные, он может подолгу гулить. Совершенствуется слух: малыш прекрасно вычленяет разные звуки из общего фона, определяет, где находится их источник, узнает родные голоса.

При виде мамы и общении с ней малыш проявляет радость. Когда с ним разговаривает взрослый, раздаются приятные звуки (игрушек, музыкальных инструментов), он показывает бурное оживление. Если появляется что-то неприятное (из поля зрения пропадает мама, исчезает любимая погремушка, меняется температура воздуха, возникает ограничение движения или болевые ощущения), он проявляет отрицательные эмоции.

Малыш активно «пробует на вкус» мир: тянет в рот все, до чего может дотянуться ручками. Он рассматривает картинки и человеческие лица, трогает разные поверхности. Если ничего нет, он посасывает пальцы на руках и даже на ногах.

К 3 месяцам формируется режим дня. С течением времени он будет меняться, но мама уже может выделить периоды приема пищи, сна и активного бодрствования, в связи с чем можно планировать свои дела.

На сон отводится большая часть суток, 3-месячные младенцы спят до 17 часов (9−10 ночью и 4 – днем).

Как заниматься с 3-месячным грудничком

Большую часть суток трехмесячный ребенок спит. В остальное время он ест и бодрствует. Питание малыша составляет смесь из бутылочки или материнское молоко. Если он на искусственном вскармливании, режим и объем кормлений определяется инструкцией к детскому питанию. Малыши на естественном вскармливании сосут грудь по требованию столько, сколько им необходимо.

Кормящие грудью женщины должны знать, что в 3 месяца происходит скачок роста и лактационного кризиса. Ребенок, активно изучая окружающий мир, может вести себя беспокойно, вертеться, оглядываться, рассматривать все вокруг и отвлекаться от груди. В мамином организме тоже происходят перемены: налаживается процесс лактации, и она перестает чувствовать прилив молока. Иногда беспокойное поведение малыша и отсутствие приливов женщина истолковывает как дефицит молока и недоедание ребенка, поэтому начинает докармливать его смесью. Врачи рекомендуют этого не делать, а переждать критический период, продолжающийся всего несколько дней, и сосредоточить внимание на ребенке. Ему нужно постоянно предлагать грудь, чтобы сохранить лактацию и преодолеть кризис.

Доктора старой закалки в 3 месяца также предлагают ребенку давать прикорм, но если он на грудном вскармливании, не стоит с этим спешить.

Когда младенец активно бодрствует, необходимо с ним заниматься. Ему уже неинтересно просто так лежать в колыбели, он стремится познать мир. Маме следует устроить для него забавные игры. Они довольно простые и короткие: пение песенок, веселых потешек, маленькие детские стишки, сопровождаемые пальчиковой гимнастикой, играми с погремушками.

Собираясь с малышом на прогулку, одевая его, необходимо сопровождать свои действия разговорами. Речь должна звучать спокойно и эмоционально.

По утрам делайте с малюткой небольшую зарядку: сгибайте и разгибайте ручки и ножки для улучшения состояния связок. Можно приобрести небольшой фитбол и класть малыша животиком на него, удерживая, чтобы не упал, и аккуратно катать. К ежедневной гимнастике стоит добавить упражнения, тренирующие умение переворачиваться: правую ногу поворачивайте влево, чтобы она стала перекинутой через туловище. Такое движение дается малышам с трудом, но оно подталкивает к переворотам.

Выкладывайте кроху на живот, разложив вокруг него яркие игрушки. Это стимулирует умение поднимать голову и плечи. Для этой цели можно использовать специальный развивающий коврик.

Вкладывайте в ручку ребенку погремушки, чтобы он мог их удерживать и самостоятельно изучать. Подвесьте над кроваткой музыкальный мобиль или несколько ярких погремушек с колокольчиками внутри, до которых малыш сможет дотягиваться руками.

Показывайте младенцу отражение в зеркале, можно познакомить его с изображением животных и разных предметов. Есть специальные картинки для грудничков 3 месяцев.

Если в семье имеются домашние животные, покажите ему их. Также можно показать птиц и животных во время прогулки на улице.

Чтобы стимулировать тактильную чувствительность, давайте трогать и ощупывать различные предметы: мячик из ниток, кухонную прихватку, мягкий кубик с колокольчиком внутри, резиновые игрушки. Это также способствует развитию мелкой моторики.

Превратите процесс купания из полезного дела в веселую и приятную игру. Бросьте в ванночку несколько ярких мячиков и резиновых игрушек – пусть малыш их ловит в воде.

Не забывайте регулярно выполнять массаж тела младенца. Это стимулирует мышцы и другие органы, улучшает его самочувствие. Начать массаж можно с поглаживания шеи, спины, а завершить легким разминанием коленных и локтевых суставов.

Можно проводить 10-минутные воздушные ванны для закаливания, укладывать спать малыша на свежем воздухе.

Гулять с ним необходимо дважды в день. Самое подходящее для этого время − 10−11 часов утра и вторая половина дня (16−17 часов). Летом 3-месячный малыш может без ущерба для здоровья находиться на улице до 6 часов, в остальное время года − в зависимости от погоды. Оставаться дома педиатры рекомендуют лишь при сильных морозах, шквалистом ветре и во время дождя.

Примерный режим дня для трехмесячного малыша:

  • 6:00 − пробуждение, 1 кормление, утренний туалет;
  • 7:30 − первый утренний сон;
  • 9:30 − пробуждение, 2 кормление, бодрствование;
  • 11:00 − прогулка и сон на свежем воздухе;
  • 13:00 − возвращение с прогулки, пробуждение, 3 кормление, бодрствование;
  • 14:30 − третий сон;
  • 15:30 − пробуждение, развивающие игры;
  • 16:30 − 4 кормление, прогулка и сон на свежем воздухе;
  • 17:30 − возвращение с прогулки, пробуждение, время бодрствования;
  • 19:00 − купание, 5 кормление, ночной сон;
  • 23:30 − пробуждение, 6 кормление, засыпание.
Это лишь приблизительные рекомендации по поводу режима дня, поскольку темперамент у детей отличается. Родителям необходимо принять во внимание особенности ребенка и подстроить рекомендуемую схему под его потребности.

Развитие 3-месячного ребенка − результат того, чему он научился с первых дней жизни. После того как малыш адаптировался к новым условиям и способу существования, он начинает активно изучать окружающий его мир. Его физическое, психическое и эмоциональное состояние входит в активную фазу. Родителям необходимо учитывать возрастные особенности младенца, чтобы вырастить здорового во всех отношениях ребенка.