Физическое развитие ребенка в 1 месяц
Первый месяц жизни ребенка отличается наиболее стремительным развитием. Значительные изменения происходят уже на первой неделе. Сначала ребенок теряет около 8% от своего изначального веса. Затем масса тела начинает увеличиваться. Каждую неделю грудничок растет на 1,1 см, а его вес увеличивается примерно на 250 грамм. Из-за того, что ребенок проходит по родовым путям, его голова может быть немного деформирована. Со временем она принимает нормальную форму. Поспособствовать этому процессу можно путем поворачивания головы малыша с одного бока на другой. Грудное вскармливание налаживается постепенно. Нормой считается, если ребенок ест каждые 2 часа. Ночью он может просыпаться до 5 раз. Режим сна и кормления формируется с учетом индивидуальных особенностей организма. Первое время родителям приходится подстраиваться под него. Остатки пуповины отпадают только на 7 день жизни. К концу первого месяца жизни кожные покровы ребенка наконец-то приобретают естественный оттенок. Слух становится острым только к 3 неделе, так как до этого времени уши малыша закрыты эмбриональной жидкостью. К концу месяца он уже способен отличать голоса своих родителей от других. Одновременно со слухом развивается и речь малыша. В этом возрасте он еще не умеет воспроизводить сложные звуки, но может «агукать». Чем больше родители будут с ним разговаривать, тем быстрее разовьется речь малыша. Зрение ребенка в возрасте одного месяца еще слабое. Он видит мир расплывчатым, однако это не мешает ему с интересом наблюдать за движениями объектов вокруг. Если малышу поднести игрушку, он уже сможет сконцентрироваться на ней. Наряду со зрением развивается и мимика малыша. Он улыбается своим родителям и пытается повторить их движения. Развитие ребенка в 1 месяц жизни основную часть времени проходит во сне. В общей сложности новорожденные бодрствуют не более 6 часов в сутки. Длительность бодрствования не превышает 1 часа. Во сне малыш может совершать непроизвольные движения, вызванные гипертонусом. Это совершенно нормально и считается отличительной чертой развития ребенка в 1 месяц. Регулярное выкладывание ребенка на живот стимулирует его учиться держать голову. Со временем это будет получаться у него лучше и лучше. К концу 1 месяца ребенок сможет не только держать голову, но и отталкиваться всем телом, если его пятки будут опираться на ладошки мамы. Средние физические параметры детей в 1 месяц, установленные ВОЗ:- рост – 54–55 см;
- вес – 4,2–4,5 кг;
- окружность головы – 36,6–37 см.
Ещё по теме:
- Поисковый рефлекс определяется потребностью в материнской груди. Стоит только дотронуться до уголка рта малыша, как он сразу начнет искать мамину грудь.
- Если ребенка, удерживая, поставить в вертикальное положение на твердую поверхность, он будет имитировать ногами ходьбу. Так проявляет себя двигательный рефлекс.
- Хватательный рефлекс подразумевает способность ребенка крепко держаться за мамины пальцы руками. Несмотря на небольшой вес, хватка у ребенка достаточно сильная.
- Если подставить ладони под стопы малыша, он будет интенсивно отталкиваться от них, пытаясь переместиться вперед. Таким образом проявляется рефлекс ползания.
- Защитный рефлекс предполагает поворачивание головы набок при нахождении на животе. Именно поэтому ребенка можно спокойно укладывать спать на живот, так как он не задохнется.
- Сосательный рефлекс присутствует в течение 1 года жизни малыша. Он сопровождается ритмичными движениями, которые помогают всасывать грудное молоко.
Психоэмоциональное развитие месячного ребенка
Фундамент для психоэмоционального развития закладывается в раннем возрасте. Развитие ребенка в 1 месяц жизни во многом зависит от того, насколько налажен зрительный и телесный контакт с родителями. Младенцы очень хорошо чувствуют их эмоции, что отражается на эмоциональном состоянии. Единственная реакция, которую может проявить ребенок, если его что-то беспокоит, – плач. Он может указывать на усталость, раздражение, голод или дискомфортные ощущения у малыша. К концу первого месяца жизни ребенок начинает активнее реагировать на происходящее вокруг. Он начинает улыбаться и смеяться родителям. Также могут появляться реакции индивидуального характера.Что умеет новорожденный в первый месяц жизни
Ответственные и любящие родители обязательно должны знать, что ребенок должен уметь в 1 месяц. Важно помнить, что младенцы, появившиеся на свет раньше срока, могут не соответствовать установленным нормам. Таким малышам, чтобы догнать своих сверстников в развитии, нужно время. Развитие ребенка в 1 месяц сопровождается появлением следующих навыков:- улыбка в ответ на слова взрослого;
- поиск источника света взглядом;
- фиксация взгляда на движущихся предметах;
- издавание первых звуков;
- вздрагивание в ответ на резкие или громкие звуки;
- удерживание головы в положении «лежа на животе»;
- фокусирование внимания на неподвижных объектах.
Как развивать малыша в 1 месяц после рождения
Для полноценного развития малышу в 1 месяц требуется не так уж и много. Самое главное – обеспечить ему должный уход. Он заключается в кормлении и выполнении гигиенических процедур. Также необходимо прибегать к массажу и закаливанию. Не меньшую важность имеет контроль над формированием режима сна и отдыха ребенка. Главное, что требуется ребенку в столь нежном возрасте, – родительское тепло и забота. Это позволяет малышу чувствовать себя в безопасности. Необходимо уделять ему как можно больше свободного времени. Ребенок будет учиться всему на интуитивном уровне. Ускорить этот процесс можно с помощью развивающих игр и упражнений. Рекомендуются такие развивающие игры для детей 1 месяца:- «Мордашки» – игра на развитие зрительного сосредоточения на подвижных предметах. Для нее потребуются яркие игрушки, погремушки или бумажные фигурки с нарисованными на них рожицами. Игрушки нужно показывать малышу на расстоянии не менее 50 см. Сначала нужно показать ребенку игрушку, а когда он сосредоточит на ней свой взгляд, отвести ее в сторону по горизонтали или вертикали.
- «Шумелки» – игра, развивающая способность сосредотачиваться на звучании предмета. Для нее отлично подойдут погремушки или игрушечные музыкальные инструменты. Шумелку можно сделать и самостоятельно. Например, из баночки из-под крема и мелких бусинок. Сначала необходимо поместить игрушку в поле зрения малыша, а затем убрать ее в правую или левую сторону. Ребенок будет водить головой, ориентируясь на звук, издаваемый игрушкой.
- «Шнурочки» – игра для развития тактильной чувствительности ребенка. Для нее потребуются любые ленточки или шнурки. По всей длине необходимо сделать узлы через каждые 5 см. Ленточку следует обернуть вокруг указательного пальца и зафиксировать. Затем нужно дотрагиваться этим пальцем до ладони малыша. После нескольких повторений можно вложить ленточку в ладонь ребенка. Это поможет сформировать хватательный рефлекс у ребенка.
- «Учимся лежать на животе» – упражнение на развития сенсомоторной активности. Необходимо положить ребенка на твердую поверхность животом вниз. Затем нужно показать ему яркую игрушку, чтобы он поднял голову и задержался на несколько секунд. Можно поводить игрушкой из стороны в сторону. Это научит малыша поворачивать голову из положения «лежа на животе».
- «Диалоги» позволят вызвать у ребенка речевые реакции. Во время разговора с ребенком желательно протягивать гласные и менять интонацию. Вести беседу с малышом нужно постоянно: во время гигиенических процедур, кормления или укачивания. В этом случае важна и визуальная составляющая. Маме следует улыбаться ребенку, демонстрировать ему игрушки, гладить и т. д. Нельзя перегибать с артистизмом. Неудачные гримасы и низкий тембр голоса могут напугать малыша.
- Игра «Ладушки-ладошки» помогает раскрыть тактильную чувствительность ребенка. К концу 1 месяца ребенок уже может приоткрывать кулачок. Маме следует ему всячески содействовать. Например, массируя ладошки и выпрямляя пальчики до конца.
- Упражнение «Игрушки» направлено на развитие сосредоточения на объекте в течение длительного времени. Маме следует показывать ребенку разные игрушки, меняя при этом их расстояние и ракурс.
- «Две бабочки» – игра на развитие способности следить за поочередными движениями двух объектов. Необходимо смастерить две бабочки из цветной бумаги размером до 10 см. Маленьким детям больше всего нравится красный и оранжевый оттенки. Пока малыш лежит на спине, нужно показать ему, как двигается одна бабочка. Он должен проследить за ней глазами. Затем нужно вернуть бабочку в центр и подвигать второй бабочкой.
- «Переклички и попевки» помогают развить музыкальный слух и речь. Маме необходимо встать примерно на 50 см от ребенка и запеть песенку. После того как ребенок начнет прислушиваться, можно приблизиться к нему, попутно разговаривая и улыбаясь.
- Необходимо переложить ребенка со спины на живот, а затем поочередно погладить его спину, ручки и ножки. После этого нужно повторить манипуляции, но уже переложив малыша с живота на спину.
- Следует пометить ребенка на живот и сделать для его ног опору в виде ладоней. Малыш будет отталкиваться ногами, продвигаясь вперед.
- Пока ребенок лежит на спине, нужно поочередно разгибать и сгибать его ручки и ножки. Желательно, чтобы эти действия сопровождались приятными словами и улыбкой.
- Исходное положение ребенка – «лежа на спине». Нужно поставить перед ребенком указательные пальцы, чтобы он схватился за них и попробовал приподняться наверх.