Развивайся качественно
как человек и профессионал

Общая артикуляционная гимнастика для дошкольников

Маленькие дети не могут четко и внятно выговаривать некоторые слова и звуки. Это связано со слабостью мышц губ, языка и щек. Исправить эти дефекты речи поможет правильная тренировка с помощью специальной артикуляционной гимнастики.

В статье мы расскажем, как научить ребенка выговаривать звуки правильно, почему артикуляционная гимнастика помогает развивать речь и дикцию малыша, как родителям заниматься упражнениями на артикуляцию с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика для детей

Артикуляционная гимнастика – это комплекс несложных речевых упражнений, помогающих улучшить подвижность артикуляционных органов, выработать их точность и правильную постановку для четкого произношения разных звуков и букв.

Развитие речи

Артикуляционная гимнастика развивает органы речи, учит детей произносить правильно звуки, способствует развитию речевого слуха и устранению различных речевых дефектов.

Четкая дикция

С помощью артикуляционных упражнений у малышей вырабатывается четкая дикция. У детей со сложными речевыми дефектами происходит хорошая подготовка мышц речевых органов. Поэтому, когда с ними начинает заниматься квалифицированный логопед, они быстрее преодолевают речевые дефекты и начинают правильно выговаривать сложные звуки.

Решение проблем с общением

Комплекс артикуляционных упражнений решает проблемы с общением ребенка. Его речь становится понятной для взрослых, он учиться излагать свои мысли и желания. Это также помогает дошкольникам быстрее адаптироваться в обществе сверстников при посещении детского сада.

Общая гимнастика на артикуляцию для малышей: правила

Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой имели положительные результаты, необходимо соблюдать определенные правила.

Правила проведения артикуляционных занятий:

  1. Занятия должны проводиться, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и готов к выполнению комплекса упражнений. Нельзя заставлять его выполнять те или иные действия против его воли. Все должно проходить в спокойном формате с согласия малыша.
  2. На выполнение артикуляционных упражнений затрачивается не более 10 минут. Ребенок не должен утомляться. Занятия можно проводить 2–3 раза в день.
  3. Обязательно нужно хвалить малыша за успехи и достижения.
  4. Для первых занятий подбираются 2–3 простых упражнения.
  5. На следующем занятии повторяется изученный материал и вносится одно новое упражнение.
  6. Каждое артикуляционное упражнение повторяется не более 5-ти раз за один подход.
  7. Выполнять упражнения артикуляционной гимнастикой следует возле зеркала, чтобы малыш видел положение своих губ и языка при произношении определенных звуков.
  8. Мама должна четко показывать положение артикуляционных органов при произношении звуков. Она может находиться за ребенком, ее отражение он будет видеть в зеркале, или же показывать личный пример для выполнения гимнастики, находясь напротив малыша.
  9. Каждое новое упражнение мама выполняет наглядно, а малыш старается повторять за ней.
  10. Мама контролирует правильность положения артикуляционных органов малыша, когда он выполняет заданное упражнение. Если необходимо, мама делает упор на допущенные ошибки, помогает поставить язык в правильное положение. Для этого можно использовать чистую ложку.
  11. В артикуляционный комплекс включаются динамические и статические упражнения. Первые развивают подвижность, гибкость и координацию органов артикуляции, что необходимо для формирования быстрой и четкой речи. Статические упражнения позволяют выработать навык удержания артикуляционных органов в правильном неподвижном положении. Такие занятия хорошо укрепляют мышцы речевого аппарата.
  12. Упражнения артикуляционной гимнастикой выполняются в комплексе с переходом от простого к более сложному.

Упражнения на артикуляцию и дикцию для дошкольников

Занятия артикуляционной гимнастикой следует проводить с раннего возраста, когда малыш научится говорить первые слова. Это позволит избежать трудности с произношением сложных звуков в будущем и поможет ребенку быстрее сформировать речевые навыки, необходимые для свободного общения с взрослыми и сверстниками.

Речевое дыхание

Произношение речи выстраивается на потоке звуков, образующихся при непосредственном участии дыхания. Именно поэтому очень важно поставить правильное речевое дыхание у ребенка, чтобы натренировать корректное звукообразование при произношении речи, поддерживать нормальный уровень громкости и выразительности словарного ряда.

Ещё по теме:
Как играть с 1-2-месячным малышом
Как играть с 1–2-месячным малышом
Игра – это не только способ налаживания эмоциональной связи с ребенком, но и отличный инструмент…
Развивающие игры с детьми 2-3 лет дома
Развивающие игры с детьми 2–3 лет дома
В развитии личности ребенка огромное значение имеют игры. В процессе игры дети взаимодействуют с родителями…
Упражнения для развития речевого дыхания:

  1. «Маятник». Малыш становится ровно, ноги на ширине плеч, руки поднимает над головой и формирует их в замок. Делается глубокий вдох, потом наклоняет тело в сторону и протяженно произносит на выдохе слово «бум».
  2. Игра на развитие силы и длительности выдоха. Мама развешивает ленточки или елочный дождик на ниточку. Задача ребенка – дуть на разноцветные ленты с расстояния 10–15 см. Выдох должен быть длинным, протяженным.
  3. Соревнование с карандашами. На ровную поверхность выкладываются два карандаша, определяется финишная линия. В соревновании участвует мама и малыш. Задача участников – дуть на свой карандаш, чтобы быстрее направить его к финишу. Так как выдох взрослого человека сильнее, чем у ребенка, мама может немного подыграть, чтобы дать малышу возможность выиграть в этом соревновании.
  4. «Шторм». Малыш дует струей воздуха через трубочку в стакан воды, образуя шторм.

Комплекс для губ

Для развития мышц губ можно использовать несложные упражнения артикуляционной гимнастики.

Упражнения для тренировки мышц губ:

  1. Малыш должен растянуть губы в широкую улыбку и удерживать их в таком положении некоторое время.
  2. Можно имитировать улыбку зайчика. Верхняя челюсть находится на нижнем ряду, малыш широко улыбается, чтобы были видны все зубки.
  3. Рисует круг или другие фигуры, удерживая карандаш во рту.
  4. Играем в слона, вытягивая губы трубочкой, как будто это маленький хобот.

Комплекс для языка

Язык – один из главных артикуляционных органов, принимающий важное участие в речи человека. Для тренировки его правильного положения при произношении разных звуков выполняются специальные упражнения.

Как тренировать язык ребенка:

  1. Малыш высовывает язычок и удерживает его в полностью расслабленном положении на нижней губе.
  2. Упражнение «Маятник». Высунутый язычок малыш направляет влево и вправо поочередно.
  3. «Футбол». Малыш забивает «гол» языком, направляя его во рту в разные стороны: к правой щеке, к левой щеке, к небу, к зубкам и т. д.
  4. С помощью языка малыш показывает, как цокает лошадка.
  5. Еще одно полезное упражнение для развития мышц языка – «чистим зубки». Ребенок проводит по верхним и нижним зубам язычком, как будто чистит их без щетки с разных сторон.
  6. Ребенок широко открывает рот, высовывает язык и старается загнуть его по направлению к себе, не прикасаясь к зубам.

Детская артикуляционная гимнастика: выговариваем звуки правильно

Чтобы малыш научился правильно выговаривать отдельные сложные звуки, необходимо выполнять с ним специальные артикуляционные упражнения, формирующие этот речевой навык.

Малыши 3–4 лет

В 3–4 года можно начинать с ребенком полноценные занятия артикуляционной гимнастикой. Они будут направлены на тренировку точности произношения звукоподражательных словосочетаний, таких как «мяу-мяу», «ку-ку», «ко-ко» и т. д.

Упражнения для малышей 3–4 лет:

  1. Игра в домик. Малыш широко открывает рот, показывает и прячет язычок.
  2. «Парус». Малыш широко открывает рот, формирует улыбку, кончиком язычка упирается в зубки и удерживает его в таком положении несколько секунд.
  3. Верхние зубки становятся на нижние в ровном положении, губки растягиваются в улыбке, ребенок произносит протяженно букву «и».
  4. Кончик языка находится в глубине рта, а его спинка поднимается к небу. В таком положении малыш произносит букву «ы», как будто гудит пароход.
  5. Игра в «Барабан». Формируется широкая улыбка, рот открыт, постукивая кончиком языка по верхним зубкам, ребенок произносит букву «д». Звук должен быть четким. Сначала он проговаривает «д» медленно, постепенно ритм нарастает.

Дети 5–6 лет

С детьми 5–6 лет занятия артикуляционной гимнастикой немного усложняются, так как в этом возрасте артикуляционный аппарат ребенка уже хорошо развит и готов к произношению сложных звуков.

Упражнения для детей 5–6 лет:

  1. Рот открыт, губы в положении улыбки, язык напряжен и постукивает в бугорки за верхними зубками, произнося букву «т-т-т», как будто стреляет автомат.
  2. Игра в «Индюка». Рот ребенка приоткрыт, язык располагается на нижней губе и, как будто поглаживая ее, двигается передним краем по верхней губе. В таком положении ребенок повторяет звукосочетание «бл-бл-бл», как будто говорит индюк.
  3. Ребенок открывает рот, высовывает язычок и пытается сделать его очень узким, как будто он тонкая иголочка.
  4. Ребенок открывает рот, формирует широкую улыбку, язычок прижимает к небу и проговаривает звук «дзз» как комарик.
  5. Еще одно упражнение – «Мотор». С открытым ртом и широкой улыбкой проговаривается звук «дын-дын-дын», как будто заводится мотор. При произношении кончик языка постукивает за верхними зубами.

Старшие дошкольники до 7 лет

Если к 7 годам у ребенка не сформировалась четкая и выразительная речь, стоит продолжить занятия артикуляционной гимнастикой. Можно выполнять разные упражнения, предусмотренные для детей более младшего возраста, и добавить в комплекс новые приемы.

Артикуляционные упражнения для дошкольников:

  1. Для усовершенствования звука «р» необходимо ежедневно выполнять упражнение «Щетка». Губы формируются в легкую улыбку, ребенок проводит язычком по внутренней части зубов. Губы слегка разомкнуты.
  2. У некоторых детей наблюдаются проблемы с произношением буквы «с». Для тренировки речевого аппарата можно выполнять упражнение «Чашечка»: язык заключается в форме чашечки и слегка выдвигается вперед из приоткрытого рта. Еще одно полезное упражнение: на ладошку помещается кусочек ватки, ребенок должен произносить звук «с» и пытаться сдуть ватку с руки.
  3. Для постановки звука «л» отлично подойдет такое упражнение: высунутый язык размещен на нижней губе, немного прикусывается верхними зубами. В таком положении ребенок проговаривает «пя-пя». Также следует проводить упражнения на повтор звука цокота лошадки и гудящий пароход.
  4. Для формирования навыков правильного произношения шипящих звуков можно выполнять упражнение «Варенье». Ребенок немного приоткрывает рот, сохраняет нижнюю челюсть в неподвижном положении и, представляя, что рот намазан вкусным вареньем, облизывает нижним краем языка нижнюю губу. Также можно поиграть в «Грибочек»: ребенок приоткрывает рот, формирует легкую улыбку и слегка показывает зубки. Потом прижимает язык к поверхности неба и широко открывает рот, демонстрируя язык-грибочек.
Есть множество и других полезных комплексов артикуляционной гимнастики для развития речевых навыков у детей 3–6 лет. Если проводить такие занятия ежедневно, к достижению школьного возраста у ребенка сформируется хорошо поставленная речь с четким произношением всех букв и звуков. Если занятия дома с мамой не помогли устранить некоторые речевые дефекты у ребенка, следует обратиться к опытному логопеду. Также для детей с различными речевыми дефектами предусмотрены специальные логопедические группы в детских садах.