Для чего нужна артикуляционная гимнастика для детей
Артикуляционная гимнастика – это комплекс несложных речевых упражнений, помогающих улучшить подвижность артикуляционных органов, выработать их точность и правильную постановку для четкого произношения разных звуков и букв.Развитие речи
Артикуляционная гимнастика развивает органы речи, учит детей произносить правильно звуки, способствует развитию речевого слуха и устранению различных речевых дефектов.Четкая дикция
С помощью артикуляционных упражнений у малышей вырабатывается четкая дикция. У детей со сложными речевыми дефектами происходит хорошая подготовка мышц речевых органов. Поэтому, когда с ними начинает заниматься квалифицированный логопед, они быстрее преодолевают речевые дефекты и начинают правильно выговаривать сложные звуки.Решение проблем с общением
Комплекс артикуляционных упражнений решает проблемы с общением ребенка. Его речь становится понятной для взрослых, он учиться излагать свои мысли и желания. Это также помогает дошкольникам быстрее адаптироваться в обществе сверстников при посещении детского сада.Общая гимнастика на артикуляцию для малышей: правила
Чтобы занятия артикуляционной гимнастикой имели положительные результаты, необходимо соблюдать определенные правила. Правила проведения артикуляционных занятий:- Занятия должны проводиться, когда ребенок пребывает в хорошем настроении и готов к выполнению комплекса упражнений. Нельзя заставлять его выполнять те или иные действия против его воли. Все должно проходить в спокойном формате с согласия малыша.
- На выполнение артикуляционных упражнений затрачивается не более 10 минут. Ребенок не должен утомляться. Занятия можно проводить 2–3 раза в день.
- Обязательно нужно хвалить малыша за успехи и достижения.
- Для первых занятий подбираются 2–3 простых упражнения.
- На следующем занятии повторяется изученный материал и вносится одно новое упражнение.
- Каждое артикуляционное упражнение повторяется не более 5-ти раз за один подход.
- Выполнять упражнения артикуляционной гимнастикой следует возле зеркала, чтобы малыш видел положение своих губ и языка при произношении определенных звуков.
- Мама должна четко показывать положение артикуляционных органов при произношении звуков. Она может находиться за ребенком, ее отражение он будет видеть в зеркале, или же показывать личный пример для выполнения гимнастики, находясь напротив малыша.
- Каждое новое упражнение мама выполняет наглядно, а малыш старается повторять за ней.
- Мама контролирует правильность положения артикуляционных органов малыша, когда он выполняет заданное упражнение. Если необходимо, мама делает упор на допущенные ошибки, помогает поставить язык в правильное положение. Для этого можно использовать чистую ложку.
- В артикуляционный комплекс включаются динамические и статические упражнения. Первые развивают подвижность, гибкость и координацию органов артикуляции, что необходимо для формирования быстрой и четкой речи. Статические упражнения позволяют выработать навык удержания артикуляционных органов в правильном неподвижном положении. Такие занятия хорошо укрепляют мышцы речевого аппарата.
- Упражнения артикуляционной гимнастикой выполняются в комплексе с переходом от простого к более сложному.
Упражнения на артикуляцию и дикцию для дошкольников
Занятия артикуляционной гимнастикой следует проводить с раннего возраста, когда малыш научится говорить первые слова. Это позволит избежать трудности с произношением сложных звуков в будущем и поможет ребенку быстрее сформировать речевые навыки, необходимые для свободного общения с взрослыми и сверстниками.Речевое дыхание
Произношение речи выстраивается на потоке звуков, образующихся при непосредственном участии дыхания. Именно поэтому очень важно поставить правильное речевое дыхание у ребенка, чтобы натренировать корректное звукообразование при произношении речи, поддерживать нормальный уровень громкости и выразительности словарного ряда.Ещё по теме:
- «Маятник». Малыш становится ровно, ноги на ширине плеч, руки поднимает над головой и формирует их в замок. Делается глубокий вдох, потом наклоняет тело в сторону и протяженно произносит на выдохе слово «бум».
- Игра на развитие силы и длительности выдоха. Мама развешивает ленточки или елочный дождик на ниточку. Задача ребенка – дуть на разноцветные ленты с расстояния 10–15 см. Выдох должен быть длинным, протяженным.
- Соревнование с карандашами. На ровную поверхность выкладываются два карандаша, определяется финишная линия. В соревновании участвует мама и малыш. Задача участников – дуть на свой карандаш, чтобы быстрее направить его к финишу. Так как выдох взрослого человека сильнее, чем у ребенка, мама может немного подыграть, чтобы дать малышу возможность выиграть в этом соревновании.
- «Шторм». Малыш дует струей воздуха через трубочку в стакан воды, образуя шторм.
Комплекс для губ
Для развития мышц губ можно использовать несложные упражнения артикуляционной гимнастики. Упражнения для тренировки мышц губ:- Малыш должен растянуть губы в широкую улыбку и удерживать их в таком положении некоторое время.
- Можно имитировать улыбку зайчика. Верхняя челюсть находится на нижнем ряду, малыш широко улыбается, чтобы были видны все зубки.
- Рисует круг или другие фигуры, удерживая карандаш во рту.
- Играем в слона, вытягивая губы трубочкой, как будто это маленький хобот.
Комплекс для языка
Язык – один из главных артикуляционных органов, принимающий важное участие в речи человека. Для тренировки его правильного положения при произношении разных звуков выполняются специальные упражнения. Как тренировать язык ребенка:- Малыш высовывает язычок и удерживает его в полностью расслабленном положении на нижней губе.
- Упражнение «Маятник». Высунутый язычок малыш направляет влево и вправо поочередно.
- «Футбол». Малыш забивает «гол» языком, направляя его во рту в разные стороны: к правой щеке, к левой щеке, к небу, к зубкам и т. д.
- С помощью языка малыш показывает, как цокает лошадка.
- Еще одно полезное упражнение для развития мышц языка – «чистим зубки». Ребенок проводит по верхним и нижним зубам язычком, как будто чистит их без щетки с разных сторон.
- Ребенок широко открывает рот, высовывает язык и старается загнуть его по направлению к себе, не прикасаясь к зубам.
Детская артикуляционная гимнастика: выговариваем звуки правильно
Чтобы малыш научился правильно выговаривать отдельные сложные звуки, необходимо выполнять с ним специальные артикуляционные упражнения, формирующие этот речевой навык.Малыши 3–4 лет
В 3–4 года можно начинать с ребенком полноценные занятия артикуляционной гимнастикой. Они будут направлены на тренировку точности произношения звукоподражательных словосочетаний, таких как «мяу-мяу», «ку-ку», «ко-ко» и т. д. Упражнения для малышей 3–4 лет:- Игра в домик. Малыш широко открывает рот, показывает и прячет язычок.
- «Парус». Малыш широко открывает рот, формирует улыбку, кончиком язычка упирается в зубки и удерживает его в таком положении несколько секунд.
- Верхние зубки становятся на нижние в ровном положении, губки растягиваются в улыбке, ребенок произносит протяженно букву «и».
- Кончик языка находится в глубине рта, а его спинка поднимается к небу. В таком положении малыш произносит букву «ы», как будто гудит пароход.
- Игра в «Барабан». Формируется широкая улыбка, рот открыт, постукивая кончиком языка по верхним зубкам, ребенок произносит букву «д». Звук должен быть четким. Сначала он проговаривает «д» медленно, постепенно ритм нарастает.
Дети 5–6 лет
С детьми 5–6 лет занятия артикуляционной гимнастикой немного усложняются, так как в этом возрасте артикуляционный аппарат ребенка уже хорошо развит и готов к произношению сложных звуков. Упражнения для детей 5–6 лет:- Рот открыт, губы в положении улыбки, язык напряжен и постукивает в бугорки за верхними зубками, произнося букву «т-т-т», как будто стреляет автомат.
- Игра в «Индюка». Рот ребенка приоткрыт, язык располагается на нижней губе и, как будто поглаживая ее, двигается передним краем по верхней губе. В таком положении ребенок повторяет звукосочетание «бл-бл-бл», как будто говорит индюк.
- Ребенок открывает рот, высовывает язычок и пытается сделать его очень узким, как будто он тонкая иголочка.
- Ребенок открывает рот, формирует широкую улыбку, язычок прижимает к небу и проговаривает звук «дзз» как комарик.
- Еще одно упражнение – «Мотор». С открытым ртом и широкой улыбкой проговаривается звук «дын-дын-дын», как будто заводится мотор. При произношении кончик языка постукивает за верхними зубами.
Старшие дошкольники до 7 лет
Если к 7 годам у ребенка не сформировалась четкая и выразительная речь, стоит продолжить занятия артикуляционной гимнастикой. Можно выполнять разные упражнения, предусмотренные для детей более младшего возраста, и добавить в комплекс новые приемы. Артикуляционные упражнения для дошкольников:- Для усовершенствования звука «р» необходимо ежедневно выполнять упражнение «Щетка». Губы формируются в легкую улыбку, ребенок проводит язычком по внутренней части зубов. Губы слегка разомкнуты.
- У некоторых детей наблюдаются проблемы с произношением буквы «с». Для тренировки речевого аппарата можно выполнять упражнение «Чашечка»: язык заключается в форме чашечки и слегка выдвигается вперед из приоткрытого рта. Еще одно полезное упражнение: на ладошку помещается кусочек ватки, ребенок должен произносить звук «с» и пытаться сдуть ватку с руки.
- Для постановки звука «л» отлично подойдет такое упражнение: высунутый язык размещен на нижней губе, немного прикусывается верхними зубами. В таком положении ребенок проговаривает «пя-пя». Также следует проводить упражнения на повтор звука цокота лошадки и гудящий пароход.
- Для формирования навыков правильного произношения шипящих звуков можно выполнять упражнение «Варенье». Ребенок немного приоткрывает рот, сохраняет нижнюю челюсть в неподвижном положении и, представляя, что рот намазан вкусным вареньем, облизывает нижним краем языка нижнюю губу. Также можно поиграть в «Грибочек»: ребенок приоткрывает рот, формирует легкую улыбку и слегка показывает зубки. Потом прижимает язык к поверхности неба и широко открывает рот, демонстрируя язык-грибочек.