Как понять, что у ребенка дислексия: признаки и причины проблемы
Дислексия – частичное нарушение способности к чтению, при котором наблюдаются проблемы с прочтением слов. Ребенок может путать буквы, менять местами слоги, искажать звуко-слоговую структуру, да и в целом не понимать прочитанного.Что приводит к дислексии
По словам специалистов, дислексия чаще диагностируется в возрасте 5–7 лет, преимущественно у мальчиков. Данная проблема может быть связана с физическим или психическим здоровьем. Например, нарушенные или несформированные высшие психические функции. На развитие дислексии может влиять плохо развитая речь и мелкая моторика, нетренированная память, проблемы с координацией и слаженностью, рассеянное внимание, моторные и психомоторные трудности, неврологические расстройства, а также сниженное зрение.На что обратить внимание
Заподозрить дислексию у ребенка можно по некоторым особенностям чтения. Что указывает на дислексию:- при чтении допускает фонетические ошибки;
- искажает слова;
- не может прочитать слова из нескольких слогов;
- не запоминает буквы, не различает их в письменном виде;
- неспособен пересказать прочитанное;
- пропускает при чтении предложений целые слова;
- побуквенное чтение;
- читает очень медленно по слогам.
Выявлена дислексия: как помочь ребенку
Ещё по теме:
Как учить читать ребенка с дислексией: описание приемов и игр
Опытные логопеды рекомендуют использовать некоторые приемы при обучении чтению ребенка с дислексией. Простые и эффективные упражнения:- Выкладываем картинки, например: мяч, игрушка и рыбка. Из начальных букв ребенок должен составить слово – МИР.
- Ищем предметы на определенную букву. Играть можно дома или во время прогулки на улице. Например, мама загадала букву «К». Ребенок осматривает комнату и называет предметы на эту букву, которые видит вокруг: кровать, кресло, картина, кот и т. д.
- Пишем по памяти. Ребенок должен запомнить слово и написать его на листе. Если он справился с этой задачей, усложняем, используя словосочетание. А когда он научится писать по памяти 2–3 слова, по аналогичному принципу запоминаем и пишем целые предложения.
- Берем разные слова и «склеиваем» их между собой. Например: «мамапапаребеноксемья». Ребенок должен правильно разделить этот набор букв по словам. В дальнейшем задание усложняется и проводится подобный разбор нескольких предложений.
- Игра в слова. Мама называет любое слово, например «жираф». Ребенок должен назвать слово, которое будет начинаться на последнюю букву – «Ф». Например, флаг. Теперь очередь мамы, она придумывает слово на «Г». Игра продолжается по такому принципу. Можно усложнять задание и называть слова на определенную тематику: животные, растения и т. д.
- Рисование на спине. Мама может прописывать на спине ребенка буквы, слоги или слова, а он должен угадать, что она пишет.
- Допиши букву. На листе нужно написать слова или предложения, умышленно пропуская некоторые буквы. Ребенок должен догадаться и правильно вставить недостающие. Если с этой задачей он легко справляется, попробуйте пропускать слоги или даже слова по смыслу.
- Назвать слова ласково. Например: коза – козочка, стул – стульчик, часы – часики и т. д.
- Игра в профессии. Мама задает наводящие вопросы, а ребенок должен назвать профессию. Кто готовит в столовой? Кто шьет? Кто лечит людей? (Повар, швея, доктор).
- Назвать букву по описанию. Необходимо указать на «особые приметы» загаданной буквы. Например: две ровные палочки, а между ними короткая (буква «Н»).
Обучение чтению детей с дислексией: дополнительные упражнения
Выполнение дополнительных упражнений ускорит процесс обучения чтению ребенка с дислексией. Что еще можно выполнять:- Прятки с игрушками. Мама раскладывает в комнате игрушки, ребенок должен зайти, посмотреть и постараться их все запомнить. Потом он отворачивается, мама прячет 1–2 игрушки, а он должен назвать, каких не хватает.
- Игра в сыщика. Берем любую игрушку или другой предмет, прячем его в доме. Рисуем схему, по которой ребенок должен определить, где спрятан предмет.
- В мешочек складываем несколько игрушек разных форм, по которым можно определить их название. Ребенок засовывает руку в мешок и на ощупь распознает, какая это игрушка.
- Перед совместным походом в магазин вместе с ребенком составляйте список необходимых покупок.
- Перед прогулкой на улице составьте карту, согласно которой вы будите следовать. Ребенок должен ориентироваться по указанному маршруту.
- В вечернее время перед сном проговаривайте с ребенком, как прошел его день. Пусть он последовательно рассказывает, с чего началось утро, чем занимался днем, что ел, с кем гулял и т. д.