Проект продается - 8888@8888.ru

Как ребенку играть с крупами и обычными предметами

Игры на развитие мелкой моторики: с орешками, гречкой, прищепками

Для развития мелкой моторики с ребенком нужно играть. При этом необязательно тратить деньги на специальные игрушки. Подойдут орешки, гречка, макароны и прищепки – все то, что обязательно найдется у каждой хозяйки. Играя, малыш познает мир и готовится к новому жизненному этапу – взрослению.

В статье мы расскажем, как заниматься развитием мелкой моторики рук малышей с помощью игр с крупами и с бытовыми предметами, как играть с детьми прищепками и пуговицами, какие игры и развлечения для детей можно сделать из манки, гречки, орехов.

Как игры помогают малышам развивать моторику рук

Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук. Во время действия активируется работа костной, мышечной и нервной систем организма.

Мелкая моторика развивается с детства. От нее зависят скорость запоминания новой информации, концентрация внимания и координация движений. Еще в древности китайцы считали, что работа пальцами рук влияет на развитие мозга. Поэтому они предлагали своим детям разные игры на развитие мелкой моторики – рисование, шнурование обуви, застегивание пуговиц.

Исследования показали, что развитие мелкой моторики влияет и на развитие речи и четкость произносимых звуков. Если играть с ребенком по 15 минут в день, в 2–3 годика он научится четко разговаривать, а в школе у него не будет трудностей с письмом.

Мелкая моторика тренируется с помощью игр: мозаики, собирания пазлов, конструкторов. Родители покупают специальные игрушки, но это необязательно: мелкую моторику развивают с помощью подручных средств, которые найдутся в шкафу у каждой хозяйки (круп, прищепок, орешков и т. д.). Малыши с удовольствием играют с фасолью, макаронами и манкой. После таких игр уборки не избежать, но родители готовы на все ради улыбки своего малыша.

Игры для развития мелкой моторики:

  • катание шариков;
  • сортировка предметов;
  • пересыпание круп;
  • нанизывание колец на стержень;
  • разминание пластилина или теста;
  • конструкторы.

Играем с крупами и подобным: правила безопасности для детей

Знакомство малыша с крупами должно быть безопасным. Ребенок может поперхнуться мелкой крупинкой или засунуть ее в нос или ушко. Чтобы этого не произошло, с малышом должен быть родитель – и не просто присутствовать, а активно участвовать в игре и заботиться о чаде.

Выбирая игры с крупами, нужно ориентироваться на возраст ребенка. То, что подойдет годовалым малышам, вряд ли понравится дошкольнику. Кроме того, нужно учитывать риски: 5-летний ребенок понимает, что крупы в сыром виде нельзя есть, чего не скажешь о 8-месячном грудничке.

Перед началом игры нужно подготовить пространство. Желательно постелить на пол простынь или клеенку. Сверху можно постелить плед или одеяло, чтобы малышу было тепло, уютно и мягко. Во время игры ручки ребенка должны быть сухими: так к ним ничего не прилипнет, и малыш будет чувствовать себя комфортно.

Знакомство с крупами лучше начинать с манки. Она не навредит ребенку, даже если он решит ее съесть. Когда малыш привыкнет к манке, можно предложить ему новую крупу (например, гречку, овсянку или рис).

Главное правило: родители должны быть всегда рядом с ребенком. Это поможет избежать неприятных случаев. Нельзя посадить малыша в гору гречки и параллельно работать: ребенок нуждается во внимании, с ним нужно ласково разговаривать.

Игры с крупами для малышей: описание развлечений

На первый взгляд крупы кажутся чем-то скучным и однообразным. Подумаешь, рассыпчатые крупицы манки или гречки – непонятно, как с ними можно играть. На самом деле, есть сотни игр. Главное – проявить воображение.

Развлечения с крупами делятся по возрастам: для детей до 1 года, от 1 до 3 лет, от 4 до 6 лет.

Ещё по теме:
Аллергический отек гортани у детей
Отек Квинке: первая помощь ребенку, симптомы и причины
Отек Квинке, или ангионевротический, встречается у 2% детей. Чаще всего – у аллергиков. Если малыша…
Правильное питание для школьников
Основы здорового питания для школьников
В процессе обучения ребенок тратит массу энергии и сил, поэтому меню школьника на день должно…
Игры с крупами для детей до 1 года:

  1. Знакомство с крупой. Насыпаем манку в небольшую емкость – ведерко, поддон или тазик. Приглашаем малыша познакомиться с крупой: берем его ручку и проводим по манке. Юный исследователь испытает новые ощущения, когда сквозь его пальчики будут просачиваться мелкие крупицы. Малыш захочет самостоятельно потрогать манку: собрать ее в ладошку и высыпать обратно. Пока ребенок играет, мама может рассказывать ему о крупе: для чего она нужна, как появилась, какой у нее вкус. Так ребенок узнает о том, из чего в будущем будет его каша.
  2. Рисуем узоры. В небольшую емкость (противень, легкую сковороду, тазик или ланч-бокс) насыпается манка. Целиком заполнять пространство не нужно: важно, чтобы крупа покрывала дно тонким слоем. Затем родитель приглашает малыша к манке: он сажает его рядом с собой и начинает вырисовывать узоры. Это могут быть сердечки, треугольники, человечки, звездочки и снежинки. Во время игры родитель рассказывает о том, что он рисует. Ребенок, следуя примеру родителя, тоже захочет порисовать: начнут работать его пальчики и воображение.
  3. Сортировка. Сортировка круп – это массаж для малыша. Одновременно его пальчики ощущают твердость горошка и гречки, легкость и нежность манки. Родитель застилает пол клеенкой. Затем ставит на него 3 емкости: первую – с горошком, вторую – с манкой, третью – с гречкой. К игре приглашается ребенок: сначала родитель засовывает его ручки в каждую емкость – так малыш обратит внимание на содержимое, запомнит его цвет и фактуру. Затем родитель смешивает крупу, горох и фасоль и высыпает на клеенку. Задача малыша – сортировать крупы. Во время игры родитель помогает ребенку, общается с ним и рассказывает увлекательные истории.
  4. Поиск клада. Родитель прячет игрушку или лакомство в емкости с крупой. К игре приглашается ребенок. Взрослый рассказывает о том, что в крупе спрятан клад. Малыш с увлечением переминает ручками крупу в поисках сокровищ. Когда ребенок доберется до подарка, он будет счастлив: такая игра создает массу положительных эмоций.
  5. Просеивание. Для игры понадобится небольшое сито с ручкой. В него насыпается манка и добавляется 2–3 трубочки макарон. К игре приглашается малыш. Его задача – просеять сито так, чтобы манка попала в кастрюлю, а макароны остались.
Малыш в возрасте от 1 до 3 лет хочет играть в усложненные игры. Простое знакомство с крупой или поиск клада могут показаться скучными для него. Поэтому родителям нужно проявить фантазию и немного разнообразить развлечения. При этом цель игр остается прежней – проявить интерес малыша к новым предметам, изучить новые формы.

Игры с крупами для детей от 1 до 3 лет:

  1. Просеивание с помощью сита. Берется небольшое сито с ручкой. В него насыпают манку или мелкую соль, а затем смешивают с фасолью или горошком. Задача малыша – отделить крупу от всего остального с помощью сита. Игра усложняется тем, что в сито добавляют мелкие материалы – крупицы соли, мелкий горошек. Играть с ними сложнее, зато интереснее. Малышу придется проявить терпение и усидчивость, чтобы стать победителем.
  2. Кладоискатели. В небольшую емкость насыпают рис, гречку или пшено. Затем прячут в ней маленькие игрушки, конфеты, пуговицы. Задача малыша – отыскать их и переложить в отдельную миску.
  3. Юный повар. Малышу предлагают надеть колпак для повара и погрузиться в мир кулинарии. Мама варит крупу (рис, гречку) и мясо. Затем приглашают малыша, чтобы он посолил блюдо и добавил в него мясные кусочки. Под руководством мамы ребенок завершает блюдо. Если блюдо получилось вкусным, его можно съесть или угостить домашних животных.
  4. Корм для птичек. Родители берут малыша на прогулку. В руки ему дают небольшой кулек с семечками или пшеном. Ребенку предлагают сыграть в игру: кормить каждую встречную птицу, которая сидит на земле. Во время прогулки взрослые рассказывают малышу все о птицах: где они живут, что любят есть, куда улетают «в отпуск». Эта игра не только развивает мелкую моторику, но и расширяет кругозор ребенка. Когда малыш пойдет в школу, он уже будет знать о птицах.
  5. Сортировка макарон. В небольшую емкость кладут несколько видов макарон: бантики, рожки, желтые, красные, синие. Затем приглашают ребенка к игре. Его задача – отсортировать лакомство. В одну емкость он кладет синие макароны, во вторую – красные, а в третью – рожки. Когда малыш справится с задачей, его нужно чем-то наградить, например игрушкой или сладостью.
  6. Делаем бусы. Для игры понадобится шнурок и макароны с отверстиями. Когда все готово, к развлечению приглашается малыш. Его задача – нанизать на шнурок макароны, чтобы получились бусы. Сначала ребенок может не сообразить, как именно это нужно сделать. Поэтому рядом должен находиться родитель, который поддержит малыша и покажет ему, как правильно создавать бусы. Чтобы поделка получилась яркой, выбирают макароны разных цветов: синие, красные, зеленые. Получившийся аксессуар не нужно выбрасывать или распускать. Важно, чтобы ребенок почувствовал гордость за свою работу. Бусы можно надеть на куклу или любимую игрушку малыша.
  7. Сортировка с помощью воронки. Когда ребенок начнет различать крупы, можно предложить ему интересную игру – сортировку гречки, манки и овсянки с помощью воронки. Перед малышом кладут ложку и несколько тарелок с крупами. Напротив каждой стоит по пустой баночке с названием лакомства. Задача ребенка – переложить крупы из тарелок в баночки. Родители могут помогать малышу. Чем аккуратнее он справится с задачей, тем лучше.
    Эта игра развивает координацию движений: малыш учится быстро и точно перекладывать предметы. Эти навыки помогут ему в школе, например при письме.
  8. Рисунок из крупы. Эта игра понравится не только малышам, но и взрослым. Аппликацию из крупы можно поставить в рамочку и сохранить на память.
    Для игры понадобятся картонка (лист бумаги), клей, макароны или крупа – гречка, манка. На картон наливают клей. Затем ребенок вместе с родителем создает шедевр – выкладывает крупинки, чтобы получить рисунок. Изобразить можно кого угодно: барашка, дом, сердечко, семью, солнце и т. д.
  9. Массаж ножек. В тазик насыпают крупу разных размеров – манку, фасоль или рис. Затем приглашают ребенка сыграть в игру – потоптаться на ней. Хождение по крупе тренирует пальчики ног и рук. Это бесплатный и полезный массаж для малыша.
  10. Автомат с игрушками. В большой пластиковый контейнер насыпают крупы разных размеров. Затем к ним добавляют игрушки, сладости и пуговицы. В контейнере делают отверстия, чтобы туда могла пролезть рука малыша. Задача игрока – найти игрушку, пуговицу или сладость и достать ее.
Игры с крупами для дошкольников от 4 до 6 лет – это эксперименты, ролевые развлечения с использованием красок. В этом возрасте проявляются творческие способности ребенка, поэтому их нужно развивать. Дошкольники быстро вовлекаются в игру, а потом гордятся полученным результатом.

Игры с крупами для дошкольников от 4 до 6 лет:

  1. Создаем специи. Для игры понадобятся разноцветные краски и рис. Подойдут гуашь, акварель, пищевые красители. Делим рис на несколько равных частей и раскладываем по тарелочкам. Задача ребенка – покрасить крупу в разные цвета. Например, одну часть – в зеленый, вторую – в синий, третью – в фиолетовый. Часть риса оставляем белым. Затем берем прозрачную стеклянную или пластиковую бутылку. Засыпаем в нее «специи». Чтобы рис не просыпался, можно использовать воронку. Рис может быть окрашен даже в 2 цвета – синий и белый. В этом случае чередуем их между собой. Играя, малыш создает новое украшение для кухни – полосатый набор «специй».
  2. Золушка. В отдельной емкости муку или манку смешивают с гречкой. Затем к игре приглашается малыш. Его задача – отсортировать крупы, побыв в роли Золушки. Правилами игры запрещается использовать сито или вспомогательные предметы. Отсортировывать можно только руками. Эта игра отлично развивает ловкость пальцев, координирует движения ребенка.
  3. Рыбалка. В отдельной емкости (тарелке, контейнере) смешивают манку и несколько магнитиков. Затем к игре приглашают малыша. Его задача – выловить магниты, словно рыбку. Чтобы игра была интереснее, ребенку предлагается выбрать «удочку» – ложку или другой магнитик. Эта игра развивает мышление малыша, учит его искать разные выходы из ситуации. Кроме того, отделение магнитиков от столовой ложки активизирует пальчики.
  4. Тактильные мешочки. Для игры понадобятся 3–4 мешочка. В них насыпают разную крупу. Например, в первый – гречку, во второй – манку. В третий – муку, в четвертый – горох. Задача малыша – определить, что спрятано в каждом мешочке.
  5. Объемные рисунки. 90% дошкольников любят рисовать. В возрасте 4–6 лет они гиперактивные и впечатлительные, поэтому с легкостью запоминают детали и восстанавливают их на бумаге. Но постоянно рисовать с помощью кисточки или карандаша скучно. Нужно пробовать что-то новое. Например, объемные рисунки из крупы. В поднос насыпают 2–3 пачки манки. Затем к игре приглашают малыша. Его задача – создать объемный рисунок. Он может нарисовать пальцами или палочкой дом, семью, солнце, дерево за окном или домашнее животное. Затем малыш украшает рисунок: выкладывает дорожку из фасоли, орешков или любых других лакомств.
  6. Путешествие в мир букв и цифр. Крупы – это не только еда, но и веселый способ обучения. С их помощью можно познакомить малыша с цифрами и буквами. Для игры понадобятся большой поднос и манка. Родитель приглашает ребенка к игре и по линии выкладывает буквы. Если малыш знает алфавит, можно попросить его закончить слово. Например, выложить слово «мама». Чтобы буквы малыша и взрослого не путались, их можно помечать. Например, взрослый выкладывает цифры гречкой, а ребенок – мукой.
  7. Аппликации. Для игры понадобятся основа – картон или лист А4, клей и крупа. На основу наносят клей. Задача ребенка – выложить из крупы изображение любимого животного, игрушки или лучшего друга. Получившуюся аппликацию можно поместить в рамку, повесить на стену и любоваться ей всей семьей.

Манка – для самых маленьких и постарше

Манка – это лакомство для детей всех возрастов, но с ней можно и играть. Например, создать объемный рисунок или аппликацию.

Игры с манкой для детей:

  1. Светящаяся луна. Понадобятся большая миска, телефон, прозрачный (пластиковый) материал и манка. В миску помещаем телефон и включаем фонарик. Затем накрываем его прозрачным материалом. Подойдет даже крышка от ланч-бокса. Сверху насыпаем манку и создаем узор. В зимнее время можно нарисовать снежинку, в летнее – клубничку. Фантазия малыша не ограничена. Получившийся рисунок накрываем полотенцем. Выключаем свет в комнате и любуемся светящимся творением.
  2. Дыхательная гимнастика. Для игры понадобятся 2–3 обычных трубочки, поднос и манка. Насыпаем крупу в посуду тонким слоем. Затем даем малышу трубочку и предлагаем подуть на манку. С помощью воздуха можно нарисовать что угодно: смайлик, животного, человека, природу. Игра развивает легкие ребенка. Рядом с малышом должен присутствовать взрослый. Крупа может попасть в глаза или нос малыша. Кроме того, ребенок может втянуть ее в рот через трубочку.
  3. Работаем ручками. Перед ребенком ставят 2 миски с манкой. Его задача – как можно быстрее переложить крупу из одной посуды в другую. Ребенку выдают инструмент – ложку.

Занятия с гречкой и другими крупами

С гречкой можно придумать сотни игр. Развлечения понравятся не только малышам, но и взрослым.

Игры с гречкой для детей:

  1. Коробка с сюрпризом. Понадобятся картонная коробка, 2–3 пакета гречки и сладкий сюрприз – киндер, конфета, батончик. В коробку насыпают гречку и закрывают крышкой. Сбоку делают отверстие для руки. К игре приглашают малыша. Его задача – просунуть ручку и найти в гречке сюрприз.
  2. Эмоции. Понадобятся несколько карточек с изображением персонажей мультфильмов и гречка. Это могут быть Шрек, Кот в сапогах, Колобок. Задача малыша – выложить из крупы рот, чтобы выразить одну из эмоций: грусть, радость или удивление.
  3. Покорми кошечку. Понадобятся пластиковая бутылка, маркер и любая крупа. На стенке бутылки маркером рисуют мордочку кота. Снизу делают небольшое отверстие – рот домашнего питомца. Задача малыша – «покормить» кота. С помощью ложки он будет насыпать крупу в бутылку. Чем меньше лакомства упустит ребенок, тем лучше он справится с задачей.

Как малышам играть с орешками и пуговицами

Малыши проявляют интерес ко всему природному, натуральному. Поэтому развлечь ребенка можно где угодно, даже в лесу. Например, с помощью грецких орешков или пуговиц.

Игры для малышей с использованием грецких орехов:

  1. Катаем орешки. Эта игра подойдет для детей от 1 годика. Родитель берет в руки орех и показывает малышу, как правильно его катать. Округлая форма и шершавая поверхность лакомства очаруют ребенка. Катать орехи можно одной или двумя руками, помогать ножками.
  2. Массаж ног. Игра направлена на профилактику плоскостопия у малыша. По статистике, к 12 годам от плоскостопия страдает 50% детей. Поэтому профилактика этой особенности будет нелишней. Для игры понадобятся 2 мешочка. В каждый кладут по 10 орехов. Затем малышу предлагают массаж – походить по мешочкам. Во время игры нужно придерживать ребенка за руку, потому что он может упасть.
  3. Сортировка орехов. Малыши любят сортировать орехи и раскладывать их по баночкам, поэтому нельзя отказывать им в таком удовольствии. Для игры понадобятся 10 орехов – желательно, чтобы они были разной формы. К ним добавляют желуди, каштаны или арахис. Задача малыша – отсортировать их по величине. Детям, которые разбираются в цветах и оттенках, можно предложить игру сложнее. 3–5 орехов раскрашивают в разные цвета. Например, синий, розовый, желтый, зеленый и красный. Затем загадывают один из цветов. Задача ребенка – найти орех, окрашенный в загаданный цвет.
  4. Учимся считать. С помощью орехов можно обучить малыша арифметике. Лакомство раскладывают в одну линию. Затем придумывают простые задачки на сложение и вычитание. С помощью орехов можно учиться считать. Родитель указывает пальцем на орешек и произносит цифру. Ребенок за ним повторяет. Дошкольники, которые умеют считать, могут сыграть в игру с орешками в банках. Ребенок должен сложить по 10 орехов одинаковой формы в каждую емкость.
Игры с пуговицами для малышей:

  1. Три цветочка. Игра знакомит малыша с цветами и размерами. Понадобятся 3 набора пуговиц разных цветов или оттенков. Задача малыша – выложить из них 3 цветочка. Например, один – маленький, второй – средний, а третий – самый большой.
  2. Цветные пуговицы. Для игры понадобятся 2 листа цветной бумаги и набор разноцветных пуговиц. Задача малыша – выложить на лист пуговицы соответствующего цвета. Например, если бумага синяя, то и пуговица на ней должна быть синей.
  3. Волшебная коробочка. В непрозрачной коробке делаем отверстие. Затем предлагаем малышу проталкивать в него пуговицы определенных цветов (например, желтого и зеленого).
  4. Собираем урожай. Для игры понадобятся кусочек пластилина, 10 зубочисток и несколько пуговиц. Пластилин раскатывается. На него лепятся пуговицы. Это можно предложить сделать малышу. Затем ребенка просят «собрать урожай» – заполнить дырочки в пуговицах зубочистками.
  5. Рыбалка. Для игры понадобятся тазик с водой, пуговицы разных цветов, сачок или ложка. Бросаем в воду пуговицы. Затем приглашаем ребенка к игре. Его задача – с помощью сачка или ложки выловить «рыбку» (пуговицы) определенного цвета, например красного. Если ребенок учится считать, можно поставить перед ним более конкретную цель: 3 красных пуговицы.
  6. Учимся считать. Для игры понадобятся несколько листов белой бумаги, фломастеры и пуговицы. Родитель загадывает цифру и пишет ее на бумаге. Задача малыша – выложить рядом с ней соответствующее количество цифр. Если ребенок запутается при счете, ему можно помочь.
  7. Создаем бусы. Для игры понадобятся 3–4 набора пуговиц и ниток разных цветов. Задача ребенка – сделать однотонные бусы для мамы, бабушки, тети или подруги. В игре малышу нужно отсортировать пуговицы, найти нитку такого же цвета и нанизать их на нее. Если игра покажется сложной, ребенку можно помочь.
  8. Создаем аппликации. Для игры понадобятся несколько шаблонов с белыми пробелами для пуговиц. Их можно найти в интернете. Это может быть изображение фруктов, животных или любых других предметов. В них обязательно должны быть круглые белые пробелы – пространство для пуговиц.
  9. Поезд из пуговиц. Для игры понадобятся 20–30 пуговиц – чем больше, тем лучше. Выкладываем из них вагоны. Каждая пуговица – вагон. Чтобы поезд двигался, нужно перекладывать последнюю пуговицу на место первой. Удобнее играть на полу. Чтобы малыш погрузился в атмосферу, можно распечатать картинки станций и положить их рядом с поездом из пуговиц. Когда поезд едет, родитель и ребенок издают характерные звуки: «Ту-ту». Во время игры можно учить стихотворения про поезд.

Игры с прищепками для дошкольников: варианты

Игры с прищепками направлены на развитие мелкой моторики. Чтобы прикрепить прищепку, нужно приложить усилия. Иногда взрослым не под силу справиться с такой задачей. Поэтому игры с прищепками рекомендованы для детей старше 1,5 года.

Игры с прищепками полезны для развития малыша в целом. Они развивают не только мелкую моторику. С помощью прищепок ребенок изучает цвета, учится считать, мыслить логически и творчески.

Существует сотни игр с прищепками. Первые – самые простые. Для них не нужна специальная подготовка. Вторые – сложнее. Родитель заранее готовит картонные заготовки. Третьи – самые сложные. В них малыш играет с распечатанными шаблонами.

Игры с прищепками для детей:

  1. «Сними жучка с одежды». Прищепки нацепляют на одежду малыша. Затем родитель говорит, что прищепки – это «жучки», и их нужно быстро снять. Во время игры малыш учится работать 2 руками, различает право и лево, разбирается в цветах. Когда малышу надоест снимать с себя «жучков», их можно прицепить к одежде родителей. Взрослый может бегать по комнате и изображать страх, а малыш-спаситель снимет с него насекомых.
  2. «Найди жучка». Родитель предлагает малышу пройти в другую комнату. В это время он крепит прищепки к разным предметам – шторам, игрушкам, одеялам, мебели. Затем в комнату приходит малыш. Родитель рассказывает ему, что через окно залетели «жучки». Их нужно найти и собрать. Игра развивает внимание ребенка, учит его наблюдать за деталями. Кроме того, «жучков» можно считать: это поможет малышу быстрее выучить цифры.
  3. «Кто что ест?». Для игры понадобятся белый картон или бумага А4, 12 прищепок, мордочки 12 животных и блюд, которые они едят. Картинки могут быть совсем маленькими. Их можно нарисовать или найти готовый шаблон в интернете и распечатать. Из картона или листа А4 вырезают небольшой круг. Его делят на 12 частей. В каждой части должно быть изображение одного из лакомств – банана, орешка, моркови и т. д. Их можно приклеить. К прищепкам с помощью скотча лепим мордочку животного. Таких прищепок должно получиться 12. Затем приглашаем ребенка к игре. Сначала учим с ним названия животных и фруктов. Затем предлагаем ему накормить зверьков. Его задача – прикрепить прищепку с животным к блюду, которым оно питается. Например, обезьянку крепим к банану, медведя – к меду, белку – к ореху.
Крупы можно не только варить. С ними можно еще и играть. Игры с крупами развивают мелкую моторику ребенка, знакомят его с цифрами и буквами. Гречкой, манкой или овсянкой можно рисовать, создавать из них украшения. Из прищепок и пуговиц можно строить поезда и учиться считать. С ними играют в жучков и знакомятся с цветами.