Как игры помогают малышам развивать моторику рук
Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук. Во время действия активируется работа костной, мышечной и нервной систем организма. Мелкая моторика развивается с детства. От нее зависят скорость запоминания новой информации, концентрация внимания и координация движений. Еще в древности китайцы считали, что работа пальцами рук влияет на развитие мозга. Поэтому они предлагали своим детям разные игры на развитие мелкой моторики – рисование, шнурование обуви, застегивание пуговиц. Исследования показали, что развитие мелкой моторики влияет и на развитие речи и четкость произносимых звуков. Если играть с ребенком по 15 минут в день, в 2–3 годика он научится четко разговаривать, а в школе у него не будет трудностей с письмом. Мелкая моторика тренируется с помощью игр: мозаики, собирания пазлов, конструкторов. Родители покупают специальные игрушки, но это необязательно: мелкую моторику развивают с помощью подручных средств, которые найдутся в шкафу у каждой хозяйки (круп, прищепок, орешков и т. д.). Малыши с удовольствием играют с фасолью, макаронами и манкой. После таких игр уборки не избежать, но родители готовы на все ради улыбки своего малыша. Игры для развития мелкой моторики:- катание шариков;
- сортировка предметов;
- пересыпание круп;
- нанизывание колец на стержень;
- разминание пластилина или теста;
- конструкторы.
Играем с крупами и подобным: правила безопасности для детей
Знакомство малыша с крупами должно быть безопасным. Ребенок может поперхнуться мелкой крупинкой или засунуть ее в нос или ушко. Чтобы этого не произошло, с малышом должен быть родитель – и не просто присутствовать, а активно участвовать в игре и заботиться о чаде. Выбирая игры с крупами, нужно ориентироваться на возраст ребенка. То, что подойдет годовалым малышам, вряд ли понравится дошкольнику. Кроме того, нужно учитывать риски: 5-летний ребенок понимает, что крупы в сыром виде нельзя есть, чего не скажешь о 8-месячном грудничке. Перед началом игры нужно подготовить пространство. Желательно постелить на пол простынь или клеенку. Сверху можно постелить плед или одеяло, чтобы малышу было тепло, уютно и мягко. Во время игры ручки ребенка должны быть сухими: так к ним ничего не прилипнет, и малыш будет чувствовать себя комфортно. Знакомство с крупами лучше начинать с манки. Она не навредит ребенку, даже если он решит ее съесть. Когда малыш привыкнет к манке, можно предложить ему новую крупу (например, гречку, овсянку или рис). Главное правило: родители должны быть всегда рядом с ребенком. Это поможет избежать неприятных случаев. Нельзя посадить малыша в гору гречки и параллельно работать: ребенок нуждается во внимании, с ним нужно ласково разговаривать.Игры с крупами для малышей: описание развлечений
На первый взгляд крупы кажутся чем-то скучным и однообразным. Подумаешь, рассыпчатые крупицы манки или гречки – непонятно, как с ними можно играть. На самом деле, есть сотни игр. Главное – проявить воображение. Развлечения с крупами делятся по возрастам: для детей до 1 года, от 1 до 3 лет, от 4 до 6 лет.Ещё по теме:
- Знакомство с крупой. Насыпаем манку в небольшую емкость – ведерко, поддон или тазик. Приглашаем малыша познакомиться с крупой: берем его ручку и проводим по манке. Юный исследователь испытает новые ощущения, когда сквозь его пальчики будут просачиваться мелкие крупицы. Малыш захочет самостоятельно потрогать манку: собрать ее в ладошку и высыпать обратно. Пока ребенок играет, мама может рассказывать ему о крупе: для чего она нужна, как появилась, какой у нее вкус. Так ребенок узнает о том, из чего в будущем будет его каша.
- Рисуем узоры. В небольшую емкость (противень, легкую сковороду, тазик или ланч-бокс) насыпается манка. Целиком заполнять пространство не нужно: важно, чтобы крупа покрывала дно тонким слоем. Затем родитель приглашает малыша к манке: он сажает его рядом с собой и начинает вырисовывать узоры. Это могут быть сердечки, треугольники, человечки, звездочки и снежинки. Во время игры родитель рассказывает о том, что он рисует. Ребенок, следуя примеру родителя, тоже захочет порисовать: начнут работать его пальчики и воображение.
- Сортировка. Сортировка круп – это массаж для малыша. Одновременно его пальчики ощущают твердость горошка и гречки, легкость и нежность манки. Родитель застилает пол клеенкой. Затем ставит на него 3 емкости: первую – с горошком, вторую – с манкой, третью – с гречкой. К игре приглашается ребенок: сначала родитель засовывает его ручки в каждую емкость – так малыш обратит внимание на содержимое, запомнит его цвет и фактуру. Затем родитель смешивает крупу, горох и фасоль и высыпает на клеенку. Задача малыша – сортировать крупы. Во время игры родитель помогает ребенку, общается с ним и рассказывает увлекательные истории.
- Поиск клада. Родитель прячет игрушку или лакомство в емкости с крупой. К игре приглашается ребенок. Взрослый рассказывает о том, что в крупе спрятан клад. Малыш с увлечением переминает ручками крупу в поисках сокровищ. Когда ребенок доберется до подарка, он будет счастлив: такая игра создает массу положительных эмоций.
- Просеивание. Для игры понадобится небольшое сито с ручкой. В него насыпается манка и добавляется 2–3 трубочки макарон. К игре приглашается малыш. Его задача – просеять сито так, чтобы манка попала в кастрюлю, а макароны остались.
- Просеивание с помощью сита. Берется небольшое сито с ручкой. В него насыпают манку или мелкую соль, а затем смешивают с фасолью или горошком. Задача малыша – отделить крупу от всего остального с помощью сита. Игра усложняется тем, что в сито добавляют мелкие материалы – крупицы соли, мелкий горошек. Играть с ними сложнее, зато интереснее. Малышу придется проявить терпение и усидчивость, чтобы стать победителем.
- Кладоискатели. В небольшую емкость насыпают рис, гречку или пшено. Затем прячут в ней маленькие игрушки, конфеты, пуговицы. Задача малыша – отыскать их и переложить в отдельную миску.
- Юный повар. Малышу предлагают надеть колпак для повара и погрузиться в мир кулинарии. Мама варит крупу (рис, гречку) и мясо. Затем приглашают малыша, чтобы он посолил блюдо и добавил в него мясные кусочки. Под руководством мамы ребенок завершает блюдо. Если блюдо получилось вкусным, его можно съесть или угостить домашних животных.
- Корм для птичек. Родители берут малыша на прогулку. В руки ему дают небольшой кулек с семечками или пшеном. Ребенку предлагают сыграть в игру: кормить каждую встречную птицу, которая сидит на земле. Во время прогулки взрослые рассказывают малышу все о птицах: где они живут, что любят есть, куда улетают «в отпуск». Эта игра не только развивает мелкую моторику, но и расширяет кругозор ребенка. Когда малыш пойдет в школу, он уже будет знать о птицах.
- Сортировка макарон. В небольшую емкость кладут несколько видов макарон: бантики, рожки, желтые, красные, синие. Затем приглашают ребенка к игре. Его задача – отсортировать лакомство. В одну емкость он кладет синие макароны, во вторую – красные, а в третью – рожки. Когда малыш справится с задачей, его нужно чем-то наградить, например игрушкой или сладостью.
- Делаем бусы. Для игры понадобится шнурок и макароны с отверстиями. Когда все готово, к развлечению приглашается малыш. Его задача – нанизать на шнурок макароны, чтобы получились бусы. Сначала ребенок может не сообразить, как именно это нужно сделать. Поэтому рядом должен находиться родитель, который поддержит малыша и покажет ему, как правильно создавать бусы. Чтобы поделка получилась яркой, выбирают макароны разных цветов: синие, красные, зеленые. Получившийся аксессуар не нужно выбрасывать или распускать. Важно, чтобы ребенок почувствовал гордость за свою работу. Бусы можно надеть на куклу или любимую игрушку малыша.
- Сортировка с помощью воронки. Когда ребенок начнет различать крупы, можно предложить ему интересную игру – сортировку гречки, манки и овсянки с помощью воронки. Перед малышом кладут ложку и несколько тарелок с крупами. Напротив каждой стоит по пустой баночке с названием лакомства. Задача ребенка – переложить крупы из тарелок в баночки. Родители могут помогать малышу. Чем аккуратнее он справится с задачей, тем лучше.
Эта игра развивает координацию движений: малыш учится быстро и точно перекладывать предметы. Эти навыки помогут ему в школе, например при письме. - Рисунок из крупы. Эта игра понравится не только малышам, но и взрослым. Аппликацию из крупы можно поставить в рамочку и сохранить на память.
Для игры понадобятся картонка (лист бумаги), клей, макароны или крупа – гречка, манка. На картон наливают клей. Затем ребенок вместе с родителем создает шедевр – выкладывает крупинки, чтобы получить рисунок. Изобразить можно кого угодно: барашка, дом, сердечко, семью, солнце и т. д. - Массаж ножек. В тазик насыпают крупу разных размеров – манку, фасоль или рис. Затем приглашают ребенка сыграть в игру – потоптаться на ней. Хождение по крупе тренирует пальчики ног и рук. Это бесплатный и полезный массаж для малыша.
- Автомат с игрушками. В большой пластиковый контейнер насыпают крупы разных размеров. Затем к ним добавляют игрушки, сладости и пуговицы. В контейнере делают отверстия, чтобы туда могла пролезть рука малыша. Задача игрока – найти игрушку, пуговицу или сладость и достать ее.
- Создаем специи. Для игры понадобятся разноцветные краски и рис. Подойдут гуашь, акварель, пищевые красители. Делим рис на несколько равных частей и раскладываем по тарелочкам. Задача ребенка – покрасить крупу в разные цвета. Например, одну часть – в зеленый, вторую – в синий, третью – в фиолетовый. Часть риса оставляем белым. Затем берем прозрачную стеклянную или пластиковую бутылку. Засыпаем в нее «специи». Чтобы рис не просыпался, можно использовать воронку. Рис может быть окрашен даже в 2 цвета – синий и белый. В этом случае чередуем их между собой. Играя, малыш создает новое украшение для кухни – полосатый набор «специй».
- Золушка. В отдельной емкости муку или манку смешивают с гречкой. Затем к игре приглашается малыш. Его задача – отсортировать крупы, побыв в роли Золушки. Правилами игры запрещается использовать сито или вспомогательные предметы. Отсортировывать можно только руками. Эта игра отлично развивает ловкость пальцев, координирует движения ребенка.
- Рыбалка. В отдельной емкости (тарелке, контейнере) смешивают манку и несколько магнитиков. Затем к игре приглашают малыша. Его задача – выловить магниты, словно рыбку. Чтобы игра была интереснее, ребенку предлагается выбрать «удочку» – ложку или другой магнитик. Эта игра развивает мышление малыша, учит его искать разные выходы из ситуации. Кроме того, отделение магнитиков от столовой ложки активизирует пальчики.
- Тактильные мешочки. Для игры понадобятся 3–4 мешочка. В них насыпают разную крупу. Например, в первый – гречку, во второй – манку. В третий – муку, в четвертый – горох. Задача малыша – определить, что спрятано в каждом мешочке.
- Объемные рисунки. 90% дошкольников любят рисовать. В возрасте 4–6 лет они гиперактивные и впечатлительные, поэтому с легкостью запоминают детали и восстанавливают их на бумаге. Но постоянно рисовать с помощью кисточки или карандаша скучно. Нужно пробовать что-то новое. Например, объемные рисунки из крупы. В поднос насыпают 2–3 пачки манки. Затем к игре приглашают малыша. Его задача – создать объемный рисунок. Он может нарисовать пальцами или палочкой дом, семью, солнце, дерево за окном или домашнее животное. Затем малыш украшает рисунок: выкладывает дорожку из фасоли, орешков или любых других лакомств.
- Путешествие в мир букв и цифр. Крупы – это не только еда, но и веселый способ обучения. С их помощью можно познакомить малыша с цифрами и буквами. Для игры понадобятся большой поднос и манка. Родитель приглашает ребенка к игре и по линии выкладывает буквы. Если малыш знает алфавит, можно попросить его закончить слово. Например, выложить слово «мама». Чтобы буквы малыша и взрослого не путались, их можно помечать. Например, взрослый выкладывает цифры гречкой, а ребенок – мукой.
- Аппликации. Для игры понадобятся основа – картон или лист А4, клей и крупа. На основу наносят клей. Задача ребенка – выложить из крупы изображение любимого животного, игрушки или лучшего друга. Получившуюся аппликацию можно поместить в рамку, повесить на стену и любоваться ей всей семьей.
Манка – для самых маленьких и постарше
Манка – это лакомство для детей всех возрастов, но с ней можно и играть. Например, создать объемный рисунок или аппликацию. Игры с манкой для детей:- Светящаяся луна. Понадобятся большая миска, телефон, прозрачный (пластиковый) материал и манка. В миску помещаем телефон и включаем фонарик. Затем накрываем его прозрачным материалом. Подойдет даже крышка от ланч-бокса. Сверху насыпаем манку и создаем узор. В зимнее время можно нарисовать снежинку, в летнее – клубничку. Фантазия малыша не ограничена. Получившийся рисунок накрываем полотенцем. Выключаем свет в комнате и любуемся светящимся творением.
- Дыхательная гимнастика. Для игры понадобятся 2–3 обычных трубочки, поднос и манка. Насыпаем крупу в посуду тонким слоем. Затем даем малышу трубочку и предлагаем подуть на манку. С помощью воздуха можно нарисовать что угодно: смайлик, животного, человека, природу. Игра развивает легкие ребенка. Рядом с малышом должен присутствовать взрослый. Крупа может попасть в глаза или нос малыша. Кроме того, ребенок может втянуть ее в рот через трубочку.
- Работаем ручками. Перед ребенком ставят 2 миски с манкой. Его задача – как можно быстрее переложить крупу из одной посуды в другую. Ребенку выдают инструмент – ложку.
Занятия с гречкой и другими крупами
С гречкой можно придумать сотни игр. Развлечения понравятся не только малышам, но и взрослым. Игры с гречкой для детей:- Коробка с сюрпризом. Понадобятся картонная коробка, 2–3 пакета гречки и сладкий сюрприз – киндер, конфета, батончик. В коробку насыпают гречку и закрывают крышкой. Сбоку делают отверстие для руки. К игре приглашают малыша. Его задача – просунуть ручку и найти в гречке сюрприз.
- Эмоции. Понадобятся несколько карточек с изображением персонажей мультфильмов и гречка. Это могут быть Шрек, Кот в сапогах, Колобок. Задача малыша – выложить из крупы рот, чтобы выразить одну из эмоций: грусть, радость или удивление.
- Покорми кошечку. Понадобятся пластиковая бутылка, маркер и любая крупа. На стенке бутылки маркером рисуют мордочку кота. Снизу делают небольшое отверстие – рот домашнего питомца. Задача малыша – «покормить» кота. С помощью ложки он будет насыпать крупу в бутылку. Чем меньше лакомства упустит ребенок, тем лучше он справится с задачей.
Как малышам играть с орешками и пуговицами
Малыши проявляют интерес ко всему природному, натуральному. Поэтому развлечь ребенка можно где угодно, даже в лесу. Например, с помощью грецких орешков или пуговиц. Игры для малышей с использованием грецких орехов:- Катаем орешки. Эта игра подойдет для детей от 1 годика. Родитель берет в руки орех и показывает малышу, как правильно его катать. Округлая форма и шершавая поверхность лакомства очаруют ребенка. Катать орехи можно одной или двумя руками, помогать ножками.
- Массаж ног. Игра направлена на профилактику плоскостопия у малыша. По статистике, к 12 годам от плоскостопия страдает 50% детей. Поэтому профилактика этой особенности будет нелишней. Для игры понадобятся 2 мешочка. В каждый кладут по 10 орехов. Затем малышу предлагают массаж – походить по мешочкам. Во время игры нужно придерживать ребенка за руку, потому что он может упасть.
- Сортировка орехов. Малыши любят сортировать орехи и раскладывать их по баночкам, поэтому нельзя отказывать им в таком удовольствии. Для игры понадобятся 10 орехов – желательно, чтобы они были разной формы. К ним добавляют желуди, каштаны или арахис. Задача малыша – отсортировать их по величине. Детям, которые разбираются в цветах и оттенках, можно предложить игру сложнее. 3–5 орехов раскрашивают в разные цвета. Например, синий, розовый, желтый, зеленый и красный. Затем загадывают один из цветов. Задача ребенка – найти орех, окрашенный в загаданный цвет.
- Учимся считать. С помощью орехов можно обучить малыша арифметике. Лакомство раскладывают в одну линию. Затем придумывают простые задачки на сложение и вычитание. С помощью орехов можно учиться считать. Родитель указывает пальцем на орешек и произносит цифру. Ребенок за ним повторяет. Дошкольники, которые умеют считать, могут сыграть в игру с орешками в банках. Ребенок должен сложить по 10 орехов одинаковой формы в каждую емкость.
- Три цветочка. Игра знакомит малыша с цветами и размерами. Понадобятся 3 набора пуговиц разных цветов или оттенков. Задача малыша – выложить из них 3 цветочка. Например, один – маленький, второй – средний, а третий – самый большой.
- Цветные пуговицы. Для игры понадобятся 2 листа цветной бумаги и набор разноцветных пуговиц. Задача малыша – выложить на лист пуговицы соответствующего цвета. Например, если бумага синяя, то и пуговица на ней должна быть синей.
- Волшебная коробочка. В непрозрачной коробке делаем отверстие. Затем предлагаем малышу проталкивать в него пуговицы определенных цветов (например, желтого и зеленого).
- Собираем урожай. Для игры понадобятся кусочек пластилина, 10 зубочисток и несколько пуговиц. Пластилин раскатывается. На него лепятся пуговицы. Это можно предложить сделать малышу. Затем ребенка просят «собрать урожай» – заполнить дырочки в пуговицах зубочистками.
- Рыбалка. Для игры понадобятся тазик с водой, пуговицы разных цветов, сачок или ложка. Бросаем в воду пуговицы. Затем приглашаем ребенка к игре. Его задача – с помощью сачка или ложки выловить «рыбку» (пуговицы) определенного цвета, например красного. Если ребенок учится считать, можно поставить перед ним более конкретную цель: 3 красных пуговицы.
- Учимся считать. Для игры понадобятся несколько листов белой бумаги, фломастеры и пуговицы. Родитель загадывает цифру и пишет ее на бумаге. Задача малыша – выложить рядом с ней соответствующее количество цифр. Если ребенок запутается при счете, ему можно помочь.
- Создаем бусы. Для игры понадобятся 3–4 набора пуговиц и ниток разных цветов. Задача ребенка – сделать однотонные бусы для мамы, бабушки, тети или подруги. В игре малышу нужно отсортировать пуговицы, найти нитку такого же цвета и нанизать их на нее. Если игра покажется сложной, ребенку можно помочь.
- Создаем аппликации. Для игры понадобятся несколько шаблонов с белыми пробелами для пуговиц. Их можно найти в интернете. Это может быть изображение фруктов, животных или любых других предметов. В них обязательно должны быть круглые белые пробелы – пространство для пуговиц.
- Поезд из пуговиц. Для игры понадобятся 20–30 пуговиц – чем больше, тем лучше. Выкладываем из них вагоны. Каждая пуговица – вагон. Чтобы поезд двигался, нужно перекладывать последнюю пуговицу на место первой. Удобнее играть на полу. Чтобы малыш погрузился в атмосферу, можно распечатать картинки станций и положить их рядом с поездом из пуговиц. Когда поезд едет, родитель и ребенок издают характерные звуки: «Ту-ту». Во время игры можно учить стихотворения про поезд.
Игры с прищепками для дошкольников: варианты
Игры с прищепками направлены на развитие мелкой моторики. Чтобы прикрепить прищепку, нужно приложить усилия. Иногда взрослым не под силу справиться с такой задачей. Поэтому игры с прищепками рекомендованы для детей старше 1,5 года. Игры с прищепками полезны для развития малыша в целом. Они развивают не только мелкую моторику. С помощью прищепок ребенок изучает цвета, учится считать, мыслить логически и творчески. Существует сотни игр с прищепками. Первые – самые простые. Для них не нужна специальная подготовка. Вторые – сложнее. Родитель заранее готовит картонные заготовки. Третьи – самые сложные. В них малыш играет с распечатанными шаблонами. Игры с прищепками для детей:- «Сними жучка с одежды». Прищепки нацепляют на одежду малыша. Затем родитель говорит, что прищепки – это «жучки», и их нужно быстро снять. Во время игры малыш учится работать 2 руками, различает право и лево, разбирается в цветах. Когда малышу надоест снимать с себя «жучков», их можно прицепить к одежде родителей. Взрослый может бегать по комнате и изображать страх, а малыш-спаситель снимет с него насекомых.
- «Найди жучка». Родитель предлагает малышу пройти в другую комнату. В это время он крепит прищепки к разным предметам – шторам, игрушкам, одеялам, мебели. Затем в комнату приходит малыш. Родитель рассказывает ему, что через окно залетели «жучки». Их нужно найти и собрать. Игра развивает внимание ребенка, учит его наблюдать за деталями. Кроме того, «жучков» можно считать: это поможет малышу быстрее выучить цифры.
- «Кто что ест?». Для игры понадобятся белый картон или бумага А4, 12 прищепок, мордочки 12 животных и блюд, которые они едят. Картинки могут быть совсем маленькими. Их можно нарисовать или найти готовый шаблон в интернете и распечатать. Из картона или листа А4 вырезают небольшой круг. Его делят на 12 частей. В каждой части должно быть изображение одного из лакомств – банана, орешка, моркови и т. д. Их можно приклеить. К прищепкам с помощью скотча лепим мордочку животного. Таких прищепок должно получиться 12. Затем приглашаем ребенка к игре. Сначала учим с ним названия животных и фруктов. Затем предлагаем ему накормить зверьков. Его задача – прикрепить прищепку с животным к блюду, которым оно питается. Например, обезьянку крепим к банану, медведя – к меду, белку – к ореху.