Развивайся качественно
как человек и профессионал

Детские страхи и фобии: виды, причины, как бороться

Страх с точки зрения психологии – это естественная реакция организма, вызванная инстинктом самосохранения. Однако в детском возрасте он может перерастать в фобии, которые вызовут массу проблем в будущем. Родителям следует вовремя распознавать детские страхи и помогать ребенку справляться с ними.

В статье мы рассмотрим, что важно знать родителям о детских страхах и фобиях, по каким причинам они возникают, как понять, что ребенок чего-то боится, как помочь справиться.

Что такое детские страхи и фобии

Под детским страхом в психологии подразумевают ответную реакцию на один или несколько угрожающих факторов. В основе этого процесса лежит врожденный инстинкт самосохранения. Далеко не всегда детские страхи обусловлены реальной угрозой жизни или здоровью. Чаще всего они спровоцированы ощущением неизвестности, пропущенным сквозь призму собственного воображения. Как правило, страхи детей существенно отличаются от страхов и фобий взрослых людей.

Сам по себе страх не несет никакой опасности для ребенка. Проблемными можно считать те ситуации, при которых эмоции ребенка препятствуют какой-либо деятельности. Например, если малыш не может оставаться один или боится своих игрушек. В детском возрасте страхи проходят в течение 1 месяца. Если этого не произошло, потребуется привлечение психолога.

Причины возникновения страхов у детей

Чувства тревоги и страха у ребенка могут возникать по ряду причин. В большинстве случаев этому подвержены чрезмерно эмоциональные и чувствительные дети. Страхи могут периодически пропадать и снова появляться под воздействием каких-то внешних факторов. Нередко источником невротизации становятся отношения с родителями или сверстниками.

К причинам детских страхов относят:

  1. Повышенная тревожность родителей. Зачастую взрослые, сами того не ведая, создают страхи у своих детей. Из-за чрезмерной напряженности и беспокойства они постоянно одергивают их, когда те проявляют какую-то активность. Слова «ударишься», «упадешь» могут зародить в ребенке чувство тревоги, которое со временем трансформируется в страх.
  2. Запугивания. Чтобы дисциплинировать своего ребенка, родители часто используют устрашающие образы животных, героев сказок и т. д. Это может серьезно подорвать детскую психику.
  3. Травмирующие ситуации. Главным источником страхов считается негативный опыт ребенка. Например, если ему пришлось столкнуться с укусом собаки, в дальнейшем он будет бояться собак.
  4. Агрессия со стороны родителей. Если взрослые постоянно демонстрируют малышу свое доминирование над ним, он потеряет базовое ощущение безопасности. Ребенок будет находиться в перманентном ожидании агрессии.
  5. Психические расстройства. Тревожность и выраженный страх относят к основным симптомам невропатии и невроза. В этом случае малышу требуется помощь специалистов.
  6. Компьютерные игры и фильмы со страшным сюжетом. Сцены насилия на экране воспринимаются мозгом ребенка как собственный опыт. Это обусловлено тем, что ребенок не может оценить происходящее на экране критическим взглядом. В дальнейшем он будет бояться повторения кошмарных сцен в реальности.
  7. Отсутствие братьев и сестер. К появлению страхов наиболее расположены единственные дети в семье. Чаще всего их беспокоит страх одиночества.
  8. Эмоциональная отчужденность родителей. Маленькие дети остро нуждаются во внимании и ласки со стороны родителей. Только в этом случае они могут почувствовать себя в комфорте и безопасности. Если ребенок не получает эмоционального отклика, он становится более тревожным.
Считается, что дети из неполных семей подвержены страхам больше, чем остальные. Они чаще испытывают тревогу и беспокойство. К факторам, провоцирующим появление страхов у детей, также относят осложнения во время беременности. Например, если женщина переживала серьезный стресс в период вынашивания ребенка.

Виды и классификация детских страхов

Классификация детских страхов осуществляется по ряду критериев. В психологии их принято разделять на две большие группы – социальные и биологические. Социальные страхи основаны на опыте межличностных контактов. Они связаны с общественной деятельностью. Сюда можно отнести страх публичных выступлений, общения со сверстниками, посещения публичных мест и т. д.

Биологические страхи обусловлены инстинктом самосохранения. С ними дети сталкиваются чаще всего. К ним можно отнести страх темноты, животных, высоты, определенных людей и т. д.

По особенностям проявления выделяют следующие виды страхов у детей:

  1. Бредовые страхи. Не поддаются логическому объяснению. Они могут быть связаны с определенной ситуацией. Например, ребенок надел новые ботинки, вышел на прогулку и упал. После этого у него может появиться страх обуви. Бредовые страхи нередко становятся проявлением проблем с психикой. В этом случае желательно обратиться за помощью к специалистам.
  2. Сверхценные страхи. Появляются в результате работы детского воображения, фантазий. Они могут возникнуть под воздействием определенных ситуаций, а затем полностью захватывают все мысли ребенка.
  3. Навязчивые страхи. Обусловлены реальной угрозой для жизни. Например, боязнь высоты, огня, открытого пространства и т. д. Такие страхи бывают как надуманными, так и спровоцированными конкретными событиями.
По характеру появления страхи делят на личностные и ситуативные. Личностные страхи связаны с определенными особенностями характера: неуверенностью, стеснительностью и т. д. Ситуативные страхи обусловлены конкретной травмирующей ситуацией. К ним можно отнести боязнь высоты, вызванную падением, или боязнь огня, которая возникла после пожара.

По глубине протекания страхи классифицируют на хронические и острые. Хронические появляются у детей, расположенных к повышенной тревожности. Беспокойство в этом случае может возникать само по себе, без провоцирующих факторов. Острые страхи носят ситуативный характер.

Детские страхи по возрастам

Характер и выраженность страхов у детей могут различаться в зависимости от возраста. Для каждого периода характерны определенные переживания. В раннем возрасте большинство страхов имеют биологический характер происхождения. В осознанном возрасте дети все чаще сталкиваются с социальными страхами. Чтобы вовремя понять, что происходит с ребенком, нужно ознакомиться с детскими страхами по возрастам.

От рождения до 1 года

С рождения до 1 года дети боятся незнакомых людей, громких звуков, непривычной обстановки и разлуки с родителями. Все эти страхи обусловлены естественными процессами, происходящими в организме. В этом возрасте ребенок адаптируется к новым условиям, поэтому для него очень важно чувство безопасности.

От 1 до 5 лет

Ещё по теме:
Воспитание ребенка без отца или матери
Как воспитывать ребенка в неполной семье
Неполной принято называть семью, в которой воспитанием ребенка занимается только один из родителей. Как правило,…
Работа няня-водитель
Автоняня для ребенка: все о профессии, сколько зарабатывает няня с автомобилем
Для многих родителей, проживающих в больших мегаполисах, остается актуальной проблема доставки ребенка в школу, детсад,…
В возрасте от 1 до 5 лет большинство детских страхов касаются боли. Многие дети к этому возрасту уже успели столкнуться с получением травмы в результате повышенной двигательной активности. К этому добавляются страхи природных явлений: грома, молнии, урагана и т. д. У детей до 5 лет могут возникать фобии и на основе травмирующих событий. Например, из-за развода родителей, появления брата или сестры или болезни.

Дети старше двух лет боятся родительского наказания. Оно может выражаться в криках, поучительном тоне или шлепках по попе. В этом возрасте ребенок изучает мир и осознает себя как личность. Не нужно проявлять по отношению к нему повышенную строгость. Если он не сможет открыто проявлять свои эмоции, это может трансформироваться в страхи и фобии.

В трехлетнем возрасте многие дети начинают бояться темноты. Этот распространенный страх связан с неизвестностью, которую она в себе таит. Чтобы справиться с боязнью темноты, родителям нужно организовать ритуал отхода ко сну. Необходимо, чтобы обстановка в комнате была максимально безопасной и расслабляющей. Хорошим решением станет ночник, расположенный недалеко от кровати.

В возрасте с 3 до 5 лет страхи ребенка могут углубляться и усугубляться. Очень части дети этого возраста боятся врачей и просто незнакомых людей. Чтобы эти страхи не перешли во взрослую жизнь, родителям нужно оказать соответствующую поддержку.

От 5 до 11 лет

После 5 лет у детей начинает формироваться страх смерти. К этому возрасту они уже понимают, что это такое. Размышления на тему смерти заставляют подумать малыша о возможности разлуки с его родителями, братьями или сестрами. Это открытие добавляет беспокойства в его жизнь. У ребенка появляются навязчивые мысли на эту тему.

К страхам детей в младшем школьном возрасте относят боязнь вызвать осуждение окружающих. Ребенок попадает в новый для него коллектив и пытается занять в нем свое место. Его начинает беспокоить, что подумают о нем сверстники или учителя. Иногда этот страх трансформируется в замкнутость и чрезмерную стеснительность, что может мешать коммуницировать в обществе.

В школьном возрасте дети могут верить в потусторонние силы, вампиров и магию. Это обусловлено тем, что в этом возрасте они очень внушаемы. Критический взгляд на эти вещи начинает зарождаться после 10 лет.

От 11 лет

В возрасте старше 11 лет ребенок становится более осознанным. На этом этапе формируются его взгляды, мировоззрение и самооценка. Подросток начинает осознавать свои характерные особенности, но хочет при этом соответствовать нормам общества. Это порождает в нем боязнь быть непринятым и обезличенным окружающими.

Под воздействием гормональных изменений подростки становятся более чувствительными и ранимыми. Они острее, чем взрослые, реагируют на комментарии, содержащие критику. Мысль о несоответствии общественным нормам приводит в уныние, которые превращается в отчаяние, тревогу, панику. В этом возрасте ребенок может бояться быть толстым, чрезмерно худым, скучным, некрасивым и т. д. Это одновременно и угнетает, и толкает к самосовершенствованию.

Диагностика детских страхов

Чтобы справиться со страхами ребенка, нужно вовремя их обнаружить. Желательно делать это во время доверительного разговора с малышом. Диагностика детских страхов становится целесообразной в возрасте от 3 лет. Можно спросить ребенка напрямую о том, что его беспокоит. Однако не стоит заострять на этом внимание. Разговор должен быть легким и непринужденным.

После того как ребенок озвучит свой страх, нужно оставаться спокойной. Необходимо, чтобы он высказался и описал свои эмоции. Если ребенок увидит, что взрослый разделяет с ним страх или почувствует беспокойство с его стороны, опасения усилятся. Он поймет, что его страх имеет под собой основание. Именно поэтому важно сохранять спокойствие и не акцентировать внимание на важности этого разговора.

В психологии существуют специальные методики диагностики детских страхов. Родители могут прибегнуть к ним самостоятельно, но лучше обратиться за помощью к специалисту. Психолог может использовать специальный опросник или тест. Также нередко применяются проективные способы взаимодействия с ребенком.

Иногда детские фобии и страхи сопровождаются характерными признаками. Чем сильнее боязнь, тем более странным будет поведение ребенка.

К симптомам страха и тревоги у ребенка относят:

  • нервозные привычки (накручивание волос на палец, обгрызание ногтей и т. д.);
  • снижение аппетита;
  • нервные тики;
  • нарушение сна из-за ночных кошмаров;
  • агрессивное поведение;
  • заикание;
  • энурез.

Как помочь ребенку преодолеть страхи

Принцип работы со страхами у детей подбирается с учетом возраста и интересов ребенка. Игнорировать эту проблему крайне нежелательно. Разумным решением станет обращение к психологу, так как борьба со страхами требует персонального подхода. Следует помнить, что фобия развивается достаточно быстро, а вот на ее устранение потребуется много времени. Чтобы получить желаемый результат, нужно набраться терпения.

Работу с детскими страхами необходимо осуществлять с учетом следующих рекомендаций:

  1. К эффективным способам борьбы со страхом относят рисование. Желательно помочь ребенку в этом процессе. Во время рисования следует вести непринужденную беседу, акцентируя внимание на том, что ничего страшного на самом деле нет. Если ребенок боится собак, можно нарисовать милого щеночка с красивым ошейником.
  2. Игровая терапия поможет ребенку погрузиться в травмирующую историю в придуманной реальности. Необходимо придумать сюжет, в ходе которого ребенок победит свой главный страх. Данный метод используется как на групповой, так и на индивидуальной терапии.
  3. Метод борьбы со страхами можно подобрать с учетом увлечений ребенка. Это может быть арт-терапия, музыкальная терапия, лепка из песка и т. д. Посредством творчества ребенок выплеснет негативную энергию. Можно попросить изобразить его страх в виде танца, песни, или фигурки. Это нужно для того, чтобы ребенок перестал связывать этот объект с негативными эмоциями.
  4. Чтобы избавиться от ночных кошмаров, нужно обеспечить ребенку комфорт во время сна. Следует убедиться, что в его комнате достаточно тепло и комфортный уровень влажности. Не менее важно отрегулировать режим сна и отдыха. Ребенка желательно укладывать всегда в одно и то же время.
  5. Ребенок должен чувствовать себя под надежной защитой родителей. Для этого нужно наладить с ним тесный телесный контакт. Необходимо чаще гладить и обнимать ребенка, говорить с ним о его проблемах и поддерживать.
Проблема детских страхов остается актуальной в любом возрасте. Избежать их появления практически невозможно. Однако у родителей есть возможность вовремя заметить и помочь избавиться ребенку от страхов, пока они не переросли в фобии.