Прогулки на свежем воздухе полезны детям в любое время года. Зима – не исключение. Конечно, если за окном мороз –20 градусов и воет метель, лучше остаться дома, но в погожие деньки нужно выходить с детьми во двор и наслаждаться всеми доступными зимними развлечениями.
В статье мы расскажем, почему зимние игры на воздухе полезны детям в любом возрасте, во что можно играть зимой на улице с младшими и старшими дошкольниками, со школьниками и подростками – описание интересных зимних игр, забав и развлечений.
Почему зимой полезно играть на улице с детьми
В меру продолжительное пребывание на улице в холодное время года полезно детям в любом возрасте. Малыши и подростки, которые много гуляют и активно двигаются, обладают более крепким иммунитетом, добиваются лучших результатов в учебе и спорте.
Для зимних игр важно одеть ребенка по погоде. Недопустимо, чтобы малыш потел, а потом мерз. Нельзя также надевать слишком легкую одежду, в которой ребенку сразу станет холодно. Особое внимание уделяют обуви: ноги малыша всегда должны быть в тепле. Если ребенок промочил ноги, нужно зайти домой и переобуться.
Укрепление здоровья и закаливание
Кислород улучшает микроциркуляцию крови в органах. Прогулки на свежем морозном воздухе позволяют насытить кровь кислородом и улучшить работу всех систем детского организма. У детей, которые проводят много времени на улице, иммунитет на порядок лучше, чем у их одногодок, проводящих досуг в четырех стенах в обнимку с электронными гаджетами.
Низкие температуры способствуют естественному закаливанию. Дети, которые много гуляют зимой, реже болеют и лучше переносят перепады температуры, сквозняки и случайное переохлаждение.
Во время нахождения на улице в светлое время суток у детей синтезируется витамин D, который называют витамином роста и который необычайно важен для нормального метаболизма.
Физическое развитие
Активные зимние игры тренируют мускулатуру и развивают выносливость. Бег, прыжки, кувырки на свежем морозном воздухе способствуют лучшему насыщению тканей кислородом и сжиганию калорий. У физически активных детей ускоренный метаболизм. Хороший обмен веществ позволяет лучше переносить болезни и стрессы.
Хождение по льду, катание на коньках улучшают способность к балансу. Умение удерживать равновесие нужно не только в спорте: доказано, что люди с развитым чувством баланса лучше ладят с окружающими, реже испытывают стресс.
Многие родители жалуются, что их дети гиперактивные, неусидчивые и невнимательные. Ежедневные подвижные игры на зимнем морозном воздухе позволяют «сбросить» лишнюю энергию и стабилизировать психоэмоциональный фон ребенка.
Творчество и позитивные эмоции
Многие зимние развлечения связаны с креативом. Лепка снеговиков, рисунки и следы на снегу, изучение снежинок и «знакомство» с физическими свойствами снега и льда будят интерес к творчеству и дальнейшему познанию.
Зимние подвижные игры на свежем воздухе: примеры
Очень важно играть с ребенком в те игры, которые ему интересны. Выбор зимних развлечений достаточно велик, чтобы для каждого малыша или подростка нашлось занятие по душе.
Для малышей 4–5 лет
Малыши 4–5 лет гуляют с родителями. В этом возрасте не все крохи одинаково физически развиты. Есть дети, которые могут много и ловко двигаться, а есть карапузы, предпочитающие тихие игры в заснеженной песочнице.
Собираясь на прогулку с ребенком 4–5 лет, берите с собой игрушки. Могут пригодиться ведерко, совочек, формочки для пасок. Если во дворе или на площадке есть ледяная горка, можно взять с собой санки или ватрушку.
Какие зимние игры есть для детей 4–5 лет:
- Санный поезд. В игру можно играть, если во дворе собралось несколько деток с санками. Ребятишки выступают в роли водителей санок, в роли пассажиров могут быть игрушки. Они становятся друг за другом в определенном порядке и под команды взрослого начинают путешествие по двору. Взрослый объявляет остановки и отправление, давая станциям мультяшные или сказочные названия.
- Музыкальные санки. Всем знакома игра, когда детвора под музыку танцует вокруг стульев, которых на один меньше, чем участников игры. Когда музыка останавливается, ребенок должен занять место, а тот, кто не успел, выбывает из игры. На улице можно включить музыку на мобильном телефоне и сыграть в эту игру, использую вместо стульев санки.
- Снежинки и ветер. Дети изображают снежинки. Малыши берутся за руки и кружатся. По команде «Ветер, снежинки, разлетайтесь!» дети отпускают руки друг друга и разбегаются кто куда. По сигналу «Ветер стих!» малыши бегут обратно и занимают свои места в кружке.
Также можно играть в прятки, догонялки или прятать во дворе одну из игрушек. А затем искать ее, давая указания «тепло-холодно».
Для дошкольников до 7 лет
Дошкольники уже довольно активны и многие игры придумывают себе сами. Ребята играют в снежки, бегают друг за другом, прячутся в сугробах, забрасывают друг друга снегом из-за угла.
Дети в возрасте 6–7 лет уже могут катать друг друга на санках. Родители могут выступить организатором состязаний или эстафет, в которых дети будут меняться ролями и возить друг друга по очереди.
Дошкольники любят строить домики. Если выпало много снега, можно попробовать с детьми построить настоящий эскимосский иглу из глыб льда.
Для младших школьников
Младшие школьники могут сыграть в зимние казаки-разбойники, в догонялки, прятки, снежки. Можно устроить среди ребят состязание на прыжки в длину (на снегу будет заметно, кто куда допрыгнул) или в высоту (через импровизированное препятствие из снега).
Можно поиграть в следы: мистифицировать соседей цепочкой следов снежного человека или трехногого, изобразить на снегу следы невиданных зверей.
Для подростков
Многие подростки считают себя уже слишком взрослыми, чтобы играть, но в душе они все еще дети, и все так же любят побегать и пошуметь.
Подростки с удовольствием играют в снежки. Здесь имеет смысл проявить осторожность: многие дети еще не сознают ни свои силы, ни меру ответственности за поступки. Любые попытки грубой игры взрослые должны пресекать.
В подростковом возрасте многие дети становятся спортсменами: хоккеистами, конькобежцами. Если большая часть мальчишек во дворе уверенно стоит на коньках, собирайте хоккейную команду. Если во дворе нет подходящей площадки, можно отправиться в парк или на каток.
Также можно устроить беговые соревнования или организовать поход на лыжах в ближайшем лесопарке.
Веселые и интересные забавы для детей на зимней улице
Дети будут с удовольствием гулять даже в зимнее время, если их досуг будет веселым и разнообразным. Многие игры передаются из поколения в поколение, но можно также разнообразить прогулки играми собственного изобретения.
Состязания
Зимой можно много в чем посостязаться: кто проедет от начала до конца по самой длинной раскатанной дорожке на ледянке и ни разу не упадет, кто слепит самого большого снеговика или скатает самый большой снежный ком, кто сможет достать самую длинную сосульку и кинуть ее как копье на как можно большее расстояние и так далее до бесконечности.
Если ребятишки замерзли, можно посостязаться в беге: организовать эстафету или игру в салки.
Командные игры
Главная зимняя командная игра – хоккей, однако для него может понадобиться дополнительное снаряжение (не считая коньков).
Зимой можно организовать кегельбан: разделиться на команды, вынести кегли и пытаться сбить их снежками. Так у детей развивается глазомер и ответственность за коллектив.
Лепка, рисование на снегу и льду
Классический пример зимнего досуга – лепка снеговиков. Занятие нравится многим взрослым – недаром снежные фигурки можно встретить в любой точке города, а не только на детских площадках.
Зимой с ребенком можно также рисовать на снегу. Малыши могут таким образом повторить написание букв, дети постарше могут попробовать себя в роли художника. Подростки могут использовать снежный наст как поле для игры в крестики-нолики.
Разнообразить творческие занятия со снегом можно при помощи пистолета с разбавленным водой пищевым красителем. Стрелять разными цветами всегда интересней, чем просто водить палкой по снегу.
Пользу детских прогулок в зимнее время года трудно переоценить. Во время зимних игр укрепляется иммунитет, идет процесс естественного закаливания организма, появляется возможность проявить креативные способности и наладить социальные контакты с другими детьми.