Проект продается - 8888@8888.ru

Няня для ребенка-инвалида, аутиста: необходимые качества и умения, трудности в работе

Няня для особенного ребенка: работа для добрых и сильных

Поиск няни – ответственный процесс, ведь родители доверяют чужому человеку самое драгоценное, что у них есть – своего малыша. Если речь идет об особенном ребенке, то говорят, что хорошего бебиситтера и днем с огнем не сыщешь. Задачу усложняют психологические и физиологические особенности здоровья. За ребенком нужен глаз да глаз: нельзя позволить ему пораниться, пропустить прием медикаментов и так далее.

В статье мы рассмотрим основные личностные и профессиональные качества, которыми должна обладать няня для особенного ребенка, тяжелые моменты при работе с детьми-аутистами.

Няня для особого ребенка сама должна быть особенной

Опытные специалисты по уходу за особенными детьми рекомендуют не жалеть времени и познакомиться со всеми кандидатами, желающими ухаживать за малышом. Только так можно найти подходящую няню, соответствующую всем требованиям и пожеланиям родителей.

Няня для аутиста – это не просто человек, который будет следить за малышом и сопровождать его в течение дня, а в первую очередь – друг. Дети, особенно малыши, в раннем возрасте нуждаются в устойчивых и теплых взаимоотношениях, ласке и поддержке. Любой негативный опыт может спровоцировать новую психологическую травму, блокирующую эмоции и коммуникацию. Задача родителей – найти вторую маму для аутиста, которая научит его жить по-новому.

Какие требования предъявляются к няне для особого ребенка:

  1. Наличие образования в области медицины, психологии, дефектологии, коррекционной работы. Особые дети нуждаются в частом приеме медикаментов, правильном оказании первой помощи в случае непредвиденных обстоятельств. Бебиситтер обязан уметь давать ребенку любые лекарства.
  2. Физическая выносливость. Помощница по уходу за особым ребенком должна быть готова к тому, что придется носить малыша на руках, спускать по лестнице, сопровождать в туалетную комнату и помогать в передвижении по дому.
  3. Стрессоустойчивость, организованность. Дети-аутисты могут быть чрезмерно капризными, непослушными, часто впадать в депрессию. Няни для таких малышей должны обладать железным терпением. Без организованности в этом деле никуда: бебиситтер должен четко следовать инструкциям врачей и родителей, не отклоняться от намеченной цели.
  4. Чистая медицинская книжка. Этот пункт считается фигурирующим, поскольку няня долгое время контактирует с особым ребенком. Ни в коем случае нельзя подвергать опасности его иммунитет. Минимальное требование – наличие флюорографии.

Личностные и профессиональные качества бебиситтера

Хороший бебиситтер должен обладать личностными и профессиональными навыками. Они помогут ему при работе со сложными детьми, станут визитной карточкой при поиске работы.

Задача родителей во время первого знакомства с ребенком – понаблюдать за бебиситтером, отметить его сильные и слабые стороны.

При выборе няни нужно обратить внимание на личностные качества:

  1. Отношение к диагнозу. Профессиональная няня никогда не даст поводов для сомнений. Чтобы проверить бебиситтера, достаточно понаблюдать за его первой встречей с особенным ребенком. Если женщина по-особому обращается к малышу, смотрит на него снисходительно и всем своим видом выражает нетерпеливость, дискомфорт, то лучше отказаться от ее услуг.
  2. Искренность. Уход за особыми детьми нельзя доверять школьникам или студентам: зачастую ими движет лишь одна цель – подзаработать. Как правило, эти люди озвучивают невысокую цену за свои услуги. Их отличительная черта – короткий срок сотрудничества: молодые бебиситтеры не способны погрузиться в мир особого ребенка, прочувствовать его душу. Лучше доверить уход за малышом-аутистом профессионалам своего дела.
  3. Терпеливость. Няня-сиделка для ребенка-инвалида должна обладать непоколебимой стойкостью и выдержкой. Ее миссия – помочь ребенку полюбить мир несмотря на физиологические или психологические особенности. Деликатность и трепетное отношение к малышу – отличительные черты хороших нянь.
При выборе няни для особого ребенка его родители должны понимать, что этот человек станет не только проводником малыша в новую жизнь, но и его лучшим другом. Аутисты по своей натуре малообщительны, замкнуты. Их окружение состоит исключительно из родителей. Бебиситтер должен плавно проникнуть в ограниченное пространство особого ребенка, ненавязчиво стать его частью и научить чему-то новому.

Занимательным опытом поиска няни для особого ребенка поделились супруги Анна и Александр. К моменту, когда их сыну Артему исполнилось 2,5 года, с малышом уже успели поработать два бебиситтера.

Первой наставницей стала женщина в годах. Сдержанная, порядочная, спокойная и мудрая, она сопровождала Артема с 6 месяцев. Родители доверяли ей всецело: няня гуляла с малышом за руку и с коляской, скрупулезно следила за питанием.

2-й год для Артема стал переломным. Однажды его родители пригласили в гости своих друзей. Те, в свою очередь, привели к Артему своего малыша – его сверстника. Наблюдая за поведением детей, Александр и Анна выявили для себя характерное отличие: ребенок друзей все время был активным, тревожил родителей, требовал от них ласки и внимания. К Артему он также отнесся неравнодушно: пытался с ним подружиться, знакомил его с любимыми игрушками.

Артем никак не реагировал на гостей. Он увлеченно играл с клочками картона на диване, ничто не могло нарушить его умиротворение. Родители стали беспокоиться: в 2,5 года ребенок так и не научился разговаривать, не поддерживает с ними зрительный контакт. Было принято твердое решение – сменить няню, поскольку она не развивает общение малыша.

Второй бебиситтер оказался более наблюдательным. Он отличался особой жизнерадостностью и любовью к активным играм. Уже в первые дни женщина обратила внимание на отстраненность Артема. Найдя симптомы в интернете, она ужаснулась: у ребенка налицо проявляются признаки аутизма.

После консультации с врачом родители поняли, что няня не ошиблась. Женщина и сегодня рядом с малышом: занимается упражнениями на сенсорную интеграцию, придумывает активные игры, гуляет с ним на площадке и учит его заводить друзей.

Ещё по теме:
Няня-мужчина для мальчика в семью
Няня-мужчина для ребенка: ценный и нужный специалист
Исторически сложилось так, что няня – это сугубо женская профессия. Однако в последнее время стремительно…
Няня для болеющего ребенка
Няня на время болезни ребенка: какие навыки требуются, минусы работы и стоимость труда
Во время болезни ребенок нуждается в особом уходе и заботе. Однако не каждая няня готова…
Эта история о том, что при работе с особым ребенком няня должна задействовать все свои творческие способности. Недостаточно запастись выносливостью, терпением и медицинским дипломом – нужно уметь чувствовать душу ребенка, его страхи и переживания, чтобы бороться с ними вместе.

Знания и навыки

Чтобы гарантировать успешное развитие особенного ребенка, няня должна стать ходячей энциклопедией. Ее знания и навыки должны совершенствоваться каждый день.

Няня для особенного ребенка должна уметь:

  1. Взаимодействовать с малышом. О диктаторских навыках бебиситтеру нужно забыть раз и навсегда. Хорошая няня должна направлять инициативу и энергию ребенка в нужное русло. Психологи описывают няню-профессионала как человека, в которого поверит ребенок. Бебиситтер должен быть максимально ласковым, но при этом мягко проявлять настойчивость.
  2. Иметь представление о болезни. Небольшой процент семей не считает профильное образование основным критерием принятия на работу. Главное – стремление и готовность няни получать информацию извне, желание внести вклад в ребенка.
  3. Расставлять приоритеты в воспитании. Бебиситтеры-профессионалы знают о кругозоре малышей любых возрастов. Их задача – создать индивидуальную методику воспитания под особого ребенка. Например, у детей с нарушениями в развитии интерес к окружающему миру отсутствует. Няня должна изменить ситуацию ненавязчиво, поощрять положительные улучшения в этой области. Бебиситтер должен работать не на имидж, а на благо ребенка. Поэтому малыш после игры в песочнице может быть грязным, но счастливым.
  4. Привить любовь к самообслуживанию. Няня должна научить ребенка выполнению базовых действий: питанию с ложечки, питья из чашки, использованию горшка, одеванию. Как только малыш будет делать успехи, нужно постепенно отдавать инициативу в его руки. Так маленький аутист научится ухаживать за собой самостоятельно.

Нужно ли медицинское или другое образование

Отвечая на вопрос о том, нужно ли няням для особых детей медицинское или другое образование, стоит обратить внимание на ресурсы по предоставлению услуг бебиситтеров.

Найти няню можно несколькими способами:

  1. В специализированных агентствах. Этот вариант считается самым безопасным и надежным, но при этом серьезно ударит по кошельку. Организации, предоставляющие услуги по уходу за детьми, ручаются за своих специалистов. В них работают только обученные няни с профильным образованием.
  2. На форумах и сайтах для родителей особенных детей, по объявлениям в соцсетях и печатных изданиях. В качестве нянь выступают матери особых детей без медицинского или психологического образования.
  3. Путем обращения в службу занятости населения. Государство предоставляет обученных специалистов, активно разыскивающих работу.
  4. В вузах, готовящих дефектологов, психологов, врачей. Это, как правило, лучшие студенты, находящиеся на финальной стадии завершения образования.
Как показывает практика, порой няня с несколькими высшими образованиями не сможет обеспечить надлежащий уход за особым ребенком. 3 ресурса из 4-х возможных по поиску бебиситтеров для особых детей предоставляют услуги квалифицированных специалистов. Соответственно, наличие медицинского и другого образования при работе с детьми обязательно. Однако все индивидуально: малый процент семей согласен на нянь без диплома психолога или доктора.

Няня-сиделка для ребенка-инвалида: тяжелые моменты

Привычный день няни-сиделки для ребенка-инвалида наполнен трудностями. Каждый день бебиситтер борется за жизнь и здоровье малыша, делает хоть и небольшие, но значимые шаги в его развитии. Главное в воспитании особого ребенка – научить его радоваться всему, что его окружает.

Тяжелые моменты при работе с особым малышом:

  1. Аутистам свойственна однообразная, нецеленаправленная активность. Она проявляется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук. Резкие движения могут чередоваться с заторможенностью, застыванием в одной позе. Няне нужно научиться правильно реагировать на своеобразные игры малыша, успевать следить за ним.
  2. Степень интеллектуального развития. Встречаются умственно отсталые малыши, реже – одаренные дети.
  3. Степень развития речевого аппарата. Одна часть особых малышей обгоняет сверстников по темпу и срокам освоения речи, вторая – вообще не умеет разговаривать. Детям-аутистам характерны нарушения модуляции голоса. При общении малыши чаще всего делают акцент на отдельные звуки и слоги. Их тембр голоса высокий, нарастает к концу фразы или предложения. Речь детей-аутистов скудна, но содержит набор штампованных фраз, услышанных однажды по радио, телевизору или от родителей. Они не стремятся общаться с окружающими: особых детей привлекает манипуляция звуками и словами. Бебиситтер должен научиться понимать ребенка, удовлетворять его желания и потребности.
  4. Повышенная чувствительность к окружающим. Особенные дети излишне эмоциональны, они реагируют на малейшие изменения привычной для них обстановки. Острая реакция наблюдается на типичные бытовые предметы и явления. Например, на свет электрической лампы, звук пылесоса, животных, метро, лифты. Няня должна минимизировать стресс в жизни малыша, создать условия его психологической уравновешенности.

Что придется делать

Основная миссия няни для ребенка-инвалида – обеспечить малышу надлежащий уход. В список обязанностей может входить готовка, уборка, прогулка с малышом, прием лекарств и организация развивающих игр.

Помимо этого, няня должна:

  • сопровождать малыша в бассейны, спортивные секции и кружки, больницы;
  • играть с ним в развивающие игры – они должны быть направлены на развитие моторики, речи и памяти;
  • обучить самообслуживанию, использованию бытовых предметов;
  • четко следовать инструкции доктора и родителей.

Психологические сложности

Психологические сложности детей с аутизмом формируются из страхов. Постоянный эмоциональный дискомфорт создает почву для тревоги. Изучив особенных малышей поближе, врачи сделали вывод, что большинство из них впадает в паническую атаку при виде определенных игрушек, бытовых предметов, шума ветра и воды.

Выделяют 4 группы детей с аутизмом. Каждому из них характерны свои психологические особенности. При работе с особым ребенком няня должна быть осведомлена об особенностях малыша, правильно реагировать на них.

Стадии аутизма у детей:

  1. Самый запущенный этап болезни. У малыша нет эмоционального контакта с взрослыми, реакции на внешние раздражители. Ему характерно полевое поведение – бесцельная беготня по комнате, мимическая маска глубокого покоя. Иногда встречается мутизм.
  2. Ребятам этой категории свойственна чрезмерная привязанность к матери. Они не реагируют на окружающих, за исключением самого близкого человека в мире. В речи преобладают штампы-команды. Малыши остро реагируют на физические ощущения: боль, холод, голод.
  3. Ребята способны выражать свои потребности с помощью эмоционально насыщенного монолога. Речевой аппарат развит средне, словарный запас изобилует словами книжной лексики. Аутисты излишне конфликты, поглощены единственным занятием. Если отвлечь их от дела, они становятся неуправляемыми и капризными. Ученые выделяют парадоксальную черту ребят третьей группы – желание переживать травмирующие впечатления.
  4. Последняя категория малышей-аутистов наиболее благоприятна для коррекции. Ее излечить проще всего. Малыши склонны к общению в узких кругах, все время требуют эмоциональную поддержку и защиту со стороны матери. Малыши испытывают трудности в усвоении двигательных навыков. Они придумывают собственные ритуалы и следуют им.

Няня для аутиста: задача – завоевать доверие ребенка и развивать интерес к миру

Няня для аутиста становится для него не только второй мамой, но и лучшим другом. Она сопровождает его в мире страхов и опасностей, учит разговаривать, ходить и общаться с людьми.

В первую очередь бебиситтер должен завоевать доверие ребенка. Малыши с аутизмом отличаются настороженностью, предусмотрительностью. Бебиситтер должен плавно войти в жизнь малыша, пережить с ним негативные эмоции и развить интерес к миру.

Созданием организации по уходу за особенными малышами занялся Евгений, отец 8-летней Саши с синдромом Эдвардса. У девочки наблюдались серьезные органические нарушения. Отец не мог круглосуточно проводить время с Сашей и стал искать лучших бебиситтеров. Так зародился сервис «Няни особого назначения».

Работники проекта – ответственные и обученные няни, которые точно знают, как работать с особыми малышами. Например, сначала бебиситтер должен ознакомиться с анкетой ребенка, его режимом дня. Затем организуется пробная встреча: няня знакомится с семьей аутиста, внимательно наблюдает за поведением родителей, перенимает манеру общения с ребенком. К каждой встрече няня тщательно готовится. Именно таким образом она сможет изменить мировоззрение ребенка, научить его радоваться жизни.

«Няня для особого ребенка – это работа для добрых и сильных», – справедливая фраза. Чтобы работать с малышом-аутистом, бебиситтер должен обладать не только личностными и профессиональными качествами, но и сам быть особенным. Няня должна обладать навыками успешной коммуникации с детьми, иметь представление о болезни, иметь профильное образование. В своей работе с особыми детьми бебиситтеру приходится подстраиваться под их психологические особенности. Няне нельзя забывать, что ее основная задача – не только ухаживать за малышом, но и привить ему любовь к окружающему миру.