Няня для особого ребенка сама должна быть особенной
Опытные специалисты по уходу за особенными детьми рекомендуют не жалеть времени и познакомиться со всеми кандидатами, желающими ухаживать за малышом. Только так можно найти подходящую няню, соответствующую всем требованиям и пожеланиям родителей. Няня для аутиста – это не просто человек, который будет следить за малышом и сопровождать его в течение дня, а в первую очередь – друг. Дети, особенно малыши, в раннем возрасте нуждаются в устойчивых и теплых взаимоотношениях, ласке и поддержке. Любой негативный опыт может спровоцировать новую психологическую травму, блокирующую эмоции и коммуникацию. Задача родителей – найти вторую маму для аутиста, которая научит его жить по-новому. Какие требования предъявляются к няне для особого ребенка:- Наличие образования в области медицины, психологии, дефектологии, коррекционной работы. Особые дети нуждаются в частом приеме медикаментов, правильном оказании первой помощи в случае непредвиденных обстоятельств. Бебиситтер обязан уметь давать ребенку любые лекарства.
- Физическая выносливость. Помощница по уходу за особым ребенком должна быть готова к тому, что придется носить малыша на руках, спускать по лестнице, сопровождать в туалетную комнату и помогать в передвижении по дому.
- Стрессоустойчивость, организованность. Дети-аутисты могут быть чрезмерно капризными, непослушными, часто впадать в депрессию. Няни для таких малышей должны обладать железным терпением. Без организованности в этом деле никуда: бебиситтер должен четко следовать инструкциям врачей и родителей, не отклоняться от намеченной цели.
- Чистая медицинская книжка. Этот пункт считается фигурирующим, поскольку няня долгое время контактирует с особым ребенком. Ни в коем случае нельзя подвергать опасности его иммунитет. Минимальное требование – наличие флюорографии.
Личностные и профессиональные качества бебиситтера
Хороший бебиситтер должен обладать личностными и профессиональными навыками. Они помогут ему при работе со сложными детьми, станут визитной карточкой при поиске работы. Задача родителей во время первого знакомства с ребенком – понаблюдать за бебиситтером, отметить его сильные и слабые стороны. При выборе няни нужно обратить внимание на личностные качества:- Отношение к диагнозу. Профессиональная няня никогда не даст поводов для сомнений. Чтобы проверить бебиситтера, достаточно понаблюдать за его первой встречей с особенным ребенком. Если женщина по-особому обращается к малышу, смотрит на него снисходительно и всем своим видом выражает нетерпеливость, дискомфорт, то лучше отказаться от ее услуг.
- Искренность. Уход за особыми детьми нельзя доверять школьникам или студентам: зачастую ими движет лишь одна цель – подзаработать. Как правило, эти люди озвучивают невысокую цену за свои услуги. Их отличительная черта – короткий срок сотрудничества: молодые бебиситтеры не способны погрузиться в мир особого ребенка, прочувствовать его душу. Лучше доверить уход за малышом-аутистом профессионалам своего дела.
- Терпеливость. Няня-сиделка для ребенка-инвалида должна обладать непоколебимой стойкостью и выдержкой. Ее миссия – помочь ребенку полюбить мир несмотря на физиологические или психологические особенности. Деликатность и трепетное отношение к малышу – отличительные черты хороших нянь.
Ещё по теме:
Знания и навыки
Чтобы гарантировать успешное развитие особенного ребенка, няня должна стать ходячей энциклопедией. Ее знания и навыки должны совершенствоваться каждый день. Няня для особенного ребенка должна уметь:- Взаимодействовать с малышом. О диктаторских навыках бебиситтеру нужно забыть раз и навсегда. Хорошая няня должна направлять инициативу и энергию ребенка в нужное русло. Психологи описывают няню-профессионала как человека, в которого поверит ребенок. Бебиситтер должен быть максимально ласковым, но при этом мягко проявлять настойчивость.
- Иметь представление о болезни. Небольшой процент семей не считает профильное образование основным критерием принятия на работу. Главное – стремление и готовность няни получать информацию извне, желание внести вклад в ребенка.
- Расставлять приоритеты в воспитании. Бебиситтеры-профессионалы знают о кругозоре малышей любых возрастов. Их задача – создать индивидуальную методику воспитания под особого ребенка. Например, у детей с нарушениями в развитии интерес к окружающему миру отсутствует. Няня должна изменить ситуацию ненавязчиво, поощрять положительные улучшения в этой области. Бебиситтер должен работать не на имидж, а на благо ребенка. Поэтому малыш после игры в песочнице может быть грязным, но счастливым.
- Привить любовь к самообслуживанию. Няня должна научить ребенка выполнению базовых действий: питанию с ложечки, питья из чашки, использованию горшка, одеванию. Как только малыш будет делать успехи, нужно постепенно отдавать инициативу в его руки. Так маленький аутист научится ухаживать за собой самостоятельно.
Нужно ли медицинское или другое образование
Отвечая на вопрос о том, нужно ли няням для особых детей медицинское или другое образование, стоит обратить внимание на ресурсы по предоставлению услуг бебиситтеров. Найти няню можно несколькими способами:- В специализированных агентствах. Этот вариант считается самым безопасным и надежным, но при этом серьезно ударит по кошельку. Организации, предоставляющие услуги по уходу за детьми, ручаются за своих специалистов. В них работают только обученные няни с профильным образованием.
- На форумах и сайтах для родителей особенных детей, по объявлениям в соцсетях и печатных изданиях. В качестве нянь выступают матери особых детей без медицинского или психологического образования.
- Путем обращения в службу занятости населения. Государство предоставляет обученных специалистов, активно разыскивающих работу.
- В вузах, готовящих дефектологов, психологов, врачей. Это, как правило, лучшие студенты, находящиеся на финальной стадии завершения образования.
Няня-сиделка для ребенка-инвалида: тяжелые моменты
Привычный день няни-сиделки для ребенка-инвалида наполнен трудностями. Каждый день бебиситтер борется за жизнь и здоровье малыша, делает хоть и небольшие, но значимые шаги в его развитии. Главное в воспитании особого ребенка – научить его радоваться всему, что его окружает. Тяжелые моменты при работе с особым малышом:- Аутистам свойственна однообразная, нецеленаправленная активность. Она проявляется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук. Резкие движения могут чередоваться с заторможенностью, застыванием в одной позе. Няне нужно научиться правильно реагировать на своеобразные игры малыша, успевать следить за ним.
- Степень интеллектуального развития. Встречаются умственно отсталые малыши, реже – одаренные дети.
- Степень развития речевого аппарата. Одна часть особых малышей обгоняет сверстников по темпу и срокам освоения речи, вторая – вообще не умеет разговаривать. Детям-аутистам характерны нарушения модуляции голоса. При общении малыши чаще всего делают акцент на отдельные звуки и слоги. Их тембр голоса высокий, нарастает к концу фразы или предложения. Речь детей-аутистов скудна, но содержит набор штампованных фраз, услышанных однажды по радио, телевизору или от родителей. Они не стремятся общаться с окружающими: особых детей привлекает манипуляция звуками и словами. Бебиситтер должен научиться понимать ребенка, удовлетворять его желания и потребности.
- Повышенная чувствительность к окружающим. Особенные дети излишне эмоциональны, они реагируют на малейшие изменения привычной для них обстановки. Острая реакция наблюдается на типичные бытовые предметы и явления. Например, на свет электрической лампы, звук пылесоса, животных, метро, лифты. Няня должна минимизировать стресс в жизни малыша, создать условия его психологической уравновешенности.
Что придется делать
Основная миссия няни для ребенка-инвалида – обеспечить малышу надлежащий уход. В список обязанностей может входить готовка, уборка, прогулка с малышом, прием лекарств и организация развивающих игр. Помимо этого, няня должна:- сопровождать малыша в бассейны, спортивные секции и кружки, больницы;
- играть с ним в развивающие игры – они должны быть направлены на развитие моторики, речи и памяти;
- обучить самообслуживанию, использованию бытовых предметов;
- четко следовать инструкции доктора и родителей.
Психологические сложности
Психологические сложности детей с аутизмом формируются из страхов. Постоянный эмоциональный дискомфорт создает почву для тревоги. Изучив особенных малышей поближе, врачи сделали вывод, что большинство из них впадает в паническую атаку при виде определенных игрушек, бытовых предметов, шума ветра и воды. Выделяют 4 группы детей с аутизмом. Каждому из них характерны свои психологические особенности. При работе с особым ребенком няня должна быть осведомлена об особенностях малыша, правильно реагировать на них. Стадии аутизма у детей:- Самый запущенный этап болезни. У малыша нет эмоционального контакта с взрослыми, реакции на внешние раздражители. Ему характерно полевое поведение – бесцельная беготня по комнате, мимическая маска глубокого покоя. Иногда встречается мутизм.
- Ребятам этой категории свойственна чрезмерная привязанность к матери. Они не реагируют на окружающих, за исключением самого близкого человека в мире. В речи преобладают штампы-команды. Малыши остро реагируют на физические ощущения: боль, холод, голод.
- Ребята способны выражать свои потребности с помощью эмоционально насыщенного монолога. Речевой аппарат развит средне, словарный запас изобилует словами книжной лексики. Аутисты излишне конфликты, поглощены единственным занятием. Если отвлечь их от дела, они становятся неуправляемыми и капризными. Ученые выделяют парадоксальную черту ребят третьей группы – желание переживать травмирующие впечатления.
- Последняя категория малышей-аутистов наиболее благоприятна для коррекции. Ее излечить проще всего. Малыши склонны к общению в узких кругах, все время требуют эмоциональную поддержку и защиту со стороны матери. Малыши испытывают трудности в усвоении двигательных навыков. Они придумывают собственные ритуалы и следуют им.