Няня для особого ребенка: ищите отзывчивых и здоровых
Няня для особого ребенка должна быть отзывчивой и любить детей. Без этого никак. С трудностями при поиске бебиситтера для особого ребенка столкнулся Евгений – отец 8-летней Саши с синдромом Эдвардса. По словам мужчины, он впервые ощутил потребность в няне, когда распознал у себя симптомы родительского выгорания. Главные кандидаты – работники хосписа – решают проблему лишь частично. Они не всегда приходят в обещанный день, например из-за учебы или рабочих совещаний. Нарушенные договоренности вынуждают моментально пересматривать планы на день, чтобы провести время с ребенком. Перед Евгением встала неразрешимая дилемма – поиски хорошей няни для Саши. Эта сложность подтолкнула его к созданию сервиса «Няни особого назначения». Организация предоставляет частичную занятость родителям детей с разными особенностями здоровья. Сотрудники сервиса – отзывчивые и добрые люди. У каждого из них своя история. К примеру, у Светланы. Девушка выросла в дружной многодетной семье. Пока была студенткой, работала бебиситтером для обычных детей. Однажды Светлана встретила на детской площадке ребенка с аутизмом. По ее словам, что-то щелкнуло, и она поняла, что уход за особыми детьми – это ее призвание в жизни. Во время работы с детьми-аутистами няни создают особый образ. Он нужен для того, чтобы малыш почувствовал себя уверенно, доверился бебиситтеру. Сотрудники сервиса «Няни особого назначения» подходят к работе ответственно: сначала знакомятся с анкетой ребенка, а затем с семьей и самим подопечным. Навещая малыша, бебиситтеры стараются отмечать поведение родителей, копировать манеру общения мамы с ребенком, чтобы максимально адаптировать его к появлению нового человека в жизни. Няни для особых детей считают, что лучший способ познакомиться с малышом – представиться как его новый друг. Дети скептически относятся к слову «бебиситтер». «Няни особого назначения» – это сервис, ориентированный на качество помощи. Именно поэтому из 100 кандидатов на должность бебиситтера работу получают лишь 10. Будущие сотрудники приходят с профильным образованием, а практике обучаются у лучших педагогов сервиса. После успешного завершения обучения бебиситтеров вводят в семьи – посмотреть, подходят ли они детям и нравятся ли родителям. Если есть возражения, няню можно поменять. Главное – комфорт для семьи. Во время работы няни для особых детей не забывают о важном – о разговоре, игре, простом контакте. Особые подопечные остро нуждаются в поддержке, и бебиситтеры отдают им свое тепло и заботу.Главное – терпение, контактность и такт
Дети-аутисты непредсказуемы: они сторонятся общества и подвергаются частым вспышкам агрессии. Особые ребята сторонятся общества и окружающего мира, они занимаются познанием себя. В связи с этим няня для аутиста должна быть тактичной и терпеливой. Требований к няне для особого ребенка в два раза больше, чем для обычного малыша. Они охватывают не только профессиональную, но и личностную сторону бебиситтера. Хорошая няня для аутиста:- Спокойно относится к факту диагноза. Нетерпеливое, снисходительное отношение легко заметить еще в первые минуты знакомства с подопечным. Если няня испытывает дискомфорт и сторонится ребенка, лучше отказаться от ее услуг.
- Искренняя в своих порывах. Ее призвание – забота об особых детях. Пример плохой няни для аутиста – школьники и студенты, желающие заработать. Лучше выбирать профессионалов, которые готовы посвятить этому делу всю свою жизнь.
- Отзывчива, тактична. Бебиситтер должен обладать выдержкой, чувством такта, ведь в первую очередь перед ним не аутист, а ребенок. Трепетное и дружелюбное отношение к подопечному – залог нормального развития и самочувствия.
- Общительна. Главная цель, к которой должна стремиться каждая няня для особого ребенка, это дружба. Аутисты малообщительны и замкнуты, они нуждаются в поддержке и опоре. Задача бебиситтера – сделать все, чтобы зажечь огонь в глазах юного подопечного, выстроить теплые и доверительные отношения с ним.
- посещение бассейнов, поликлиник с ребенком;
- организация развивающих игр и упражнений на развитие моторики, навыков ролевой игры;
- обучение самообслуживанию, пользованию бытовыми предметами;
- прием лекарств в назначенные сроки;
- прогулки на свежем воздухе;
- соблюдение режима дня;
- проведение гигиенических процедур;
- оказание первой медицинской помощи;
- гарантия безопасности малыша;
- помощь в психологической адаптации;
- поддержание порядка в комнате.
- Успешно взаимодействует с подопечным. А именно – относится к нему как к другу, умеет направлять его интерес и инициативу в нужное русло. Бебиситтер должен расположить ребенка так, чтобы он чувствовал себя комфортно и в безопасности. При общении с няней им должно двигать не чувство долга или страха, а обычное желание найти себе нового друга. Особые дети слушают лишь тех людей, которые им интересны. Задача бебиситтера – стать таким человеком.
- Интересуется особенностями малыша. А значит, няня должна иметь полное представление о диагнозе, относиться к нему с пониманием.
- Расставляет приоритеты в воспитании. Это залог гармоничного развития подопечного. Каждый бебиситтер по-своему представляет кругозор ребенка в том или ином возрасте. Важно, чтобы ориентиры в воспитании были верными. Хорошая няня будет поддерживать развитие творческих способностей у малыша, сможет направлять его энергию в нужное русло.
- Прививает ребенку интерес к окружающему миру. Среди нянь популярна фраза «У хорошего бебиситтера на прогулке ребенок грязный, а дома – чистый». Нужно поощрять любое стремление аутиста к познанию окружающего мира. Чем больше желание общаться с родными и сверстниками, тем менее отчетливыми становятся границы между диагнозом подопечного и нормальной жизнью.
- Мужественно переносит любые невзгоды. Работая с особым ребенком, важно помнить, что даже небольшой прогресс требует много усилий и времени. Няня должна быть готова к тому, что развитие ребенка протекает медленно. Ее главное оружие – терпение. Важно поощрять даже малейшие усилия и достижения малыша.
- Справляется со своими обязанностями. «Порядок во всем» – девиз хороших нянь. Чтобы вовремя давать лекарства ребенку, контролировать его терапию, вводить новые привычки в жизнь подопечного, нужна организованность. Порядок должен быть не только в голове няни, но и на полках с игрушками и личными вещами ребенка-аутиста. Научно доказано, что организованное пространство позволяет удерживать внимание ребенка на развивающем занятии или игре.
Образование и опыт работы
Дети с серьезными заболеваниями, такими как ДЦП, аутизм, синдром Дауна, нуждаются в квалифицированных нянях. Как правило, у их родителей нет специальных знаний и навыков в области воспитания, прохождения терапии. Лучший помощник в этом деле – обученный бебиситтер. Малышу со специфическим заболеванием нужна няня-медик, няня-педагог. Эти люди обладают молниеносной реакцией и непоколебимым спокойствием в критических ситуациях. Наличие медицинского и педагогического образования – обязательное требование при работе с детьми-аутистами. Желательны также рекомендации с предыдущих мест работы. В идеале у няни должен быть опыт работы с детьми, имеющими такой же диагноз, как у нового подопечного. Это станет гарантией спокойствия родителей. Кроме того, опыт работы – это доказательство, что бебиситтер отлично справляется со своими обязанностями по воспитанию особых детей.Возраст и состояние здоровья
Одно из важных качеств в воспитании особых детей – выносливость. Няня должна быть стойкой, активной и энергичной, терпеливой и ласковой. Как показывает практика, родители стараются нанимать бебиситтеров до 50 лет. Старшее поколение может не справиться с капризами ребенка. У няни должно быть крепкое здоровье. Перед приемом на работу бебиситтер должен предоставить результаты анализов, а именно: флюорографию, кровь на ВИЧ, гепатит и сифилис, мазок на инфекции у гинеколога.Няня для ребенка-аутиста: в приоритете педагоги
По мнению руководителя реабилитационной программы «Наш Солнечный Мир», лучший бебиситтер для ребенка с аутизмом – педагог с 30-летним стажем. Мужчина объясняет свое мнение опытом из практики: нанимая нянь разных квалификаций в течение 20 лет, он обнаружил, что самый оптимальный вариант – немолодая женщина, у которой за плечами большой многолетний опыт воспитания детей. Уникальность няни-педагога в том, что за время работы она сталкивалась с самыми разными особенностями здоровья. Тем не менее она работает по своему призванию и спокойно реагирует на любой диагноз подопечного. С точки зрения психологии няня-педагог – лучший вариант для особенных детей. В ребенке бебиситтер видит себя в детстве – со всеми хитростями, шалостями и желанием жить. Няня-педагог замечает самое крепкое и здоровое, что есть у малыша, и учит подопечного направлять свою энергию в нужное русло.Няня-сиделка для ребенка-инвалида – лучше медработник
Ребенок-инвалид нуждается в хорошо обученной няне, которая станет не только его лучшим другом, но и психологом, врачом, учителем. Медицинское образование – это минимальное требование к таким бебиситтерам. Работая с ребенком-инвалидом, няня-сиделка должна получить профильное образование. В идеале – применить знания на практике с реальным результатом.Ещё по теме:
Этапы отбора няни для ребенка-инвалида
Выбор няни для ребенка-инвалида – стратегически важная миссия. Малыши нуждаются в теплых и устойчивых отношениях с близким человеком. Частная смена нянь становится причиной сильного стресса. Как результат – замедленное развитие, отсутствие эмоций, замкнутость. Поэтому родителям стоит подойти к вопросу выбора няни скрупулезно и ответственно. Знакомство с потенциальными нянями происходит в два этапа. Первый – знакомство по телефону и изучение анкеты. На этом этапе нужно рассказать няне о любых особенностях развития, даже незначительных. Бебиситтер должен знать, с каким подопечным ему предстоит работать. Например, с малышом, у которого задержка речевого развития или особые проявления эмоционально-волевой сферы. Любые признаки неприязни, раздражения или безразличия говорят о том, что по ту сторону трубки непрофессиональная няня. Фразы типа «Это все пустяки», «Мы это уже слышали», «Сейчас все врачи так пишут» – повод прекратить знакомство. Такое отношение бебиситтера говорит о том, что ему неважен диагноз подопечного. А значит, и его здоровье. Как показывает практика, безразличные няни неохотно выполняют рекомендации врачей и педагогов. А это может повлечь за собой серьезные последствия. Второй этап – личная встреча. В ходе собеседования няня рассказывает о своем опыте, умениях, навыках. Нередко родители придумывают нестандартные вопросы, например: «Сколько часов в день вы будете смотреть телевизор с ребенком?», «Лучше ударить ребенка или поставить в угол?» и т. п. Их цель – оценить адекватность няни, ее педагогический подход к решению конфликтов.Изучите резюме и анкеты
Резюме или анкета – первое, с чем знакомится работодатель при выборе няни. Профессионалы своего дела могут похвастаться большой клиенткой базой, положительными отзывами и рекомендациями. Специалисты рекомендуют попросить номера телефонов прежних клиентов и поинтересоваться у них о няне, о причинах расставания с ней. Если у няни нет резюме, это не критично. Возможно, она еще новичок и готова приложить все усилия, чтобы сделать ребенка счастливым. При отсутствии резюме стоит узнать у бебиситтера о жизненных планах, мечтах, стремлениях. Это поможет понять, настроен ли он на долгосрочное сотрудничество. Если няня прекращала работать с несколькими семьями в течение первых 3-х месяцев – это «звоночек» для работодателя. Стоит отнестись с подозрением к такому кандидату.На собеседовании говорите о сложностях
Задача мамы во время личной встречи – понять, сможет ли человек, который находится перед ней прямо сейчас, воспитывать особенного ребенка. Чтобы оценить свои способности, бебиситтер должен знать о диагнозе подопечного. Скрывать или утаивать болезнь ребенка – это значит подвергать его опасности. Во время работы с особыми детьми няни корректируют методики работы, адаптируются под малыша и стараются быть максимально корректными. Если намеренно умолчать о диагнозе, бебиситтер может выбирать неправильные игры для подопечного, травмировать его психику. Скрывать сложности работы с особым ребенком не получится. К примеру, няня должна будет сопровождать малыша в больницу. Увидев табличку на двери врача, она сразу же все поймет. Кроме того, ребята с аутизмом или другими серьезными заболеваниями имеют особую, свойственную им манеру общения. Иногда сложности всплывают наружу во время воспитательного процесса. Такая история приключилась с супругами – Анастасией и Валерием. Их сын Артем к 2,5 годам так и не научился разговаривать, общаться со сверстниками. За это время в семье успело поработать две няни: первая – заботливая и отзывчивая, вторая – наблюдательная и ответственная. Во время посиделок семьями супруги заметили, что Артем не общается с маленьким гостем-сверстником. Сын друзей все время общался с родителями, что-то требовал, громко разговаривал и протягивал свои игрушки Артему. Малыш, в свою очередь, никак не реагировал на происходящее, словно был погружен в свой внутренний мир. Это и заметила няня: она начала изучать информацию на форумах и сделала предположение о том, что Артем – аутист. На консультации с детским психологом это подтвердилось. Няня прилагает все усилия, чтобы сделать ребенка счастливым и свободным от болезни: выполняет рекомендации, проводит упражнения на сенсорную интеграцию, предлагает двигательные игры. Диагноз ничуть не расстроил ни бебиситтера, ни родителей Артема. Они верят, что он вырастет здоровым человеком.Знакомство с ребенком – самое важное
Современные психологи рекомендуют няням принести игрушку или угощение во время знакомства с ребенком. Благодаря этому выстраиваются доверительные отношения между подопечным и потенциальным бебиситтером. Знакомство с особыми детьми происходит по-другому. Не рекомендуется приносить сладости или игрушки, трогать личные вещи малыша, т. к. это может спровоцировать недоверие, гнев, страх и истерику. Ни в коем случае нельзя нарушать личное пространство ребенка. Лучший инструмент при работе с особыми детьми – общение. Няня должна вызывать интерес у ребенка сама по себе, с легкостью находить с ним общий язык, чувствовать его настроение, желания. Душевная беседа с подопечным – проверенный метод, который позволит наладить контакт с несговорчивым ребенком. Чтобы подогревать интерес малыша, няня может предложить ему поиграть. Следует скрупулезно подготовиться к играм, подобрать несколько самых интересных и веселых. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, расслаблялся и получал удовольствие. Вопрос о том, во что играть с особым ребенком, должен решить сам подопечный: важно дать ему право выбора, чтобы он мог почувствовать себя значимым. «Финишная прямая» первого знакомства с няней – это решение родителей о бебиситтере. Чтобы глубже понять специалиста, можно попросить его поделиться впечатлениями о знакомстве, эмоциями и перспективами развития. Однако мнение ребенка – главное, что должны учитывать родители при выборе няни.Няня для аутиста и ребенка-инвалида: стоимость труда
Найти няню для аутиста и ребенка-инвалида – большая удача. Завышенные требования и ответственность отпугивают бебиситтеров. Сложно найти человека, который будет соответствовать всем требованиям. Профессионалы по работе с особыми детьми трудятся в специализированных медицинских учреждениях. Там можно получить информацию о лучших и грамотных сотрудниках, предложить им работу. Другой способ поиска – общение с друзьями и знакомыми. По статистике, семьи с особыми детьми часто общаются между собой. Есть вероятность, что они могут дать контакты хороших нянь. Оптимальный вариант поиска няни для особого ребенка – консультация в агентстве по подбору персонала. Большая база специалистов, опыт работы с детьми с конкретным диагнозом, отзывы о работе – все это позволяет решить проблему поиска достойного бебиситтера. Цена за услуги бебиситтера:- к грудничку – от 400 руб./час;
- к двойне – от 600 руб./час;
- с проживанием – от 60 000 руб./мес.;
- с проживанием к двойне – от 100 000 руб./мес.;
- за границу – от 4000 руб./день;
- на вахту – от 3500 руб./день.